Архимандрит кронид любимов

11 мая 2020 года, на 77-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Илиан (Племенюк).

***

Архимандрит Илиан (в миру Николай Николаевич Племенюк) родился 10 мая 1944 года в г. Вяземский в Хабаровском крае. Крещен в возрасте шести лет.

В 1972 году поступил трудником в Троице-Сергиеву лавру. Через два года успешно сдал вступительные экзамены в Московскую духовную семинарию.

На втором курсе МДС наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) в Троицком соборе обители пострижен в монашество с наречением имени Илиан в честь мученика Илиана из числа 40 мучеников Севастийских.

8 августа 1976 года в Покровском храме Московской духовной академии архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен в сан иеродиакона. 5 мая 1978 года, в пятницу Светлой седмицы, владыка Владимир хиротонисал иеродиакона Илиана во иеромонаха. В 1987 году Святейший Патриарх Пимен возвел батюшку в сан игумена.

Первые послушания отца Илиана в лавре проходили в иконной лавке, за свечным ящиком и в Троицком соборе. В дни, когда было положено начало восстановлению Покровского скита лавры в с. Сабурово, игумена Илиана благословили нести послушание в новообразованном скиту.

В 2004 году Святейший Патриарх Алексий II во внимание к трудам на благо святой обители наградил игумена Илиана Патриаршей грамотой.

Батюшка старался неукоснительно исполнять все послушания, которые ему поручались. Долгое время основным послушанием отца Илиана было поминовение синодиков и записок на выемке святых просфор. Каждый день батюшка приходил в придел великомученицы Ирины и поминал у Престола Божия имена живых и усопших.

24 апреля 2014 года, в четверг Светлой седмицы, Святейший Патриарх Кирилл возвел игумена Илиана в сан архимандрита. В том же году во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 700-летием со дня рождения преподобного Сергия указом Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Илиан был награжден Патриаршим знаком «700-летие преподобного Сергия Радонежского».

По материалам сайта Троице-Сергиевой лавры

Московская городская епархия

    ( * ) Кронид (Любимов Константин Петрович)
    Год рождения 1859
    День рождения 13
    Месяц рождения 5
    Место рождения Московская губ., Волоколамский у., с.Левкиево
    архимандрит
    Родители мальчика — пономарь Петр Федорович и Агафия Васильевна — отличались
    благочестием и глубокой верой в Промысл Божий, мать будущего наместника
    молилась о том, чтобы хотя бы один из ее детей принял иноческий сан. Особую
    заботу о христианском воспитании детей проявлял отец. О своих родителях
    архимандрит Кронид сохранил самые трогательные воспоминания
    Фотографии


      Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов). Икона.

      Собор Новомучеников Бутовских. Икона.

      Архимандрит Кронид (Любимов)

      Слева направо: архим.Кронид, иеромонах Макарий, иеросхимонах Алексий (Соловьев)

      Архимандрит Кронид (Любимов)

      Архимандрит Кронид (Любимов)

    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ

        Волоколамское духовное училище

        Год окончания 1878
        Константин Петрович обучался в Волоколамском духовном училище, но курса не
        окончил, решив принять иноческий сан

      Служение

        Московская губ., г.Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра
        Должность послушник с 2.02.1883г.
        Год начала 1877
        Год окончания 1888
        День окончания 28
        Месяц окончания 3
        После поступления в Лавру в течении испытательного срока исполнял различные
        послушания и 2 февраля 1883г. принят в число послушников Троице-Сергиевой
        Лавры, назначен келейником наместника Лавры архимандрита Леонида (Кавелина)

      Рукоположение

        монах
        Кронид
        1888
        День 28
        Месяц 3
        Место Московская губ., Гефсиманский скит при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре
        Кто рукоположил соборный иеромонах Авраамий
        иеродиакон
        1889
        День 25
        Месяц 9
        Место Московская губ., г.Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Троицкий собор
        Кто рукоположил епископ Волоколамский Христофор (Смирнов)
        иеромонах
        1892
        День 23
        Месяц 5
        Место Московская губ., г.Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Крестовая домовая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери
        Кто рукоположил митрополит Московский и Коломенский Леонтий

      Служение

        Московская губ., г.Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра
        монах, иеродиакон, иеромонах
        Год начала 1888
        День начала 28
        Месяц начала 3
        Год окончания 1905
        День окончания 11
        Месяц окончания 5
        После рукоположения во иеромонаха был назначен смотрителем литографий и
        фотографий. С 1896г. состоял смотрителем епархиального училища иконописания
        при Лавре. Благодаря неустанной заботе о.Кронида училище иконописи «совершенно
        изменилось к лучшему как в нравственном отношении и учебной части, так и по
        самому содержанию». Состоял членом экзаменационной комиссии по испытании
        братии при представлении к рукоположению в священный сан. С января 1902г..
        утвержден в должности помощника казначея Лавры и члена Духовного собора Лавры.
        В 1904г. иеромонаха Кронида назначили инспектором Епархиального училища
        иконописи и членом его совета
        Санкт-Петербург, Троицкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на Фонтанке
        иеромонах
        Должность эконом
        Год начала 1905
        День начала 17
        Месяц начала 1
        Год окончания 1906
        День окончания 11
        Месяц окончания 5
        По прибытии в Санкт-Петербург о.Кронид развернул активную деятельность по
        восстановлению сильно запущенного Троицкого подворья, много труда и энергии
        приложил для ремонта подворской церкви, арендного дома. За один год подворье
        совершенно преобразилось. «Ввиду таких особенных заслуг иеромонаха Кронида,
        Духовный Собор Лавры долгом почитал ходатайствовать о представлении его в сан
        игумена

      Награды

        наперсный крест
        Год награждения 1901

      Рукоположение

        игумен
        1906
        День 11
        Месяц 5
        Место Санкт-Петербург, Троицкое подворье, Троицкий храм
        Кто рукоположил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский)
        архимандрит
        1908
        День 9
        Месяц 5
        Место Санкт-Петербург, Троицкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Троицкая церковь
        Кто рукоположил митрополит Владимир (Богоявленский)

      Служение

        Санкт-Петербург, Троицкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на Фонтанке
        игумен, архимандрит
        Должность эконом
        Год начала 1906
        День начала 11
        Месяц начала 5
        Год окончания 1915
        День окончания 9

      Награды

        орден святой Анны 3-й степени
        Год награждения 1911
        День 6
        Месяц 5
        орден святой Анны 2-й степени
        Год награждения 1914

      Служение

        Московская губ., г.Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра
        архимандрит
        Должность наместник
        Год начала 1915
        День начала 9
        Месяц начала 1
        Год окончания 1920
        День окончания 26
        Месяц окончания 1
        9 января 1915г. Святейший Синод назначил архимандрита Кронида наместником
        Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вместо уволенного на покой архимандрита Товии.
        Одним из первых дел новоназначенного наместника было учреждение в Лавре
        лазарета для раненых воинов.
        Архимандрит Кронид был не только талантливым хозяйственником, но и опытным
        духовным наставником своей паствы и прежде всего братии Лавры. Его забота о
        ближних выражалась и в руководстве к благочестивой жизни, и во врачевании
        греховных болезней, и в поддержании мужества среди искушений. Среди духовных
        чад о.Кронида были известные люди: профессор МДА А.И.Введенский, А.А.Яблонский
        с супругой. Архимандрит Кронид, проникнутый любовью к ближним, усердно и
        ревностно проповедовал. Он был убежден в том, что поучение посредством слова
        Божия есть неотъемлемая часть пастырского служения. Отец Кронид строил свои
        проповеди, основываясь на Священном Писании и толковании его святыми отцами.
        Его поучения отличались простотой изложения и сердечностью. Его проповеди
        производили необычайно глубокое впечатление. Беседы архимандрита Кронида
        составляют прекрасное пособие для проповедников, они хороши для назидательного
        чтения верующим, в них содержится доступное изложение истин веры. Они являются
        источников духовного света, который помогает христианину выбрать истинный путь
        ко спасению и твердо идти по нему. Некой составляющей трудов о.Кронида на ниве
        духовного просвещения является фиксация им знаменательных случаев благодатного
        Божия покровительства людям верующим. Великая княгиня Елизавета Феодоровна
        обращалась к архимандриту Крониду с просьбой взять ее под свое руководство. С
        началом революции начался и крестный путь о.Кронида. Уже при Временном
        правительстве летом 1917г. были отобраны Лаврские типографии
        Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг.
        архимандрит
        Должность член Священного Собора
        Год начала 1917
        День начала 15
        Месяц начала 8
        Год окончания 1918
        День окончания 20
        Месяц окончания 9
        После начала работы Собора архимандрит Кронид жил в Москве. После издания
        Декрета об отделении Церкви от государства, и инструкция к Декрету лишали
        духовенство всех прав по управлению церковным имуществом. Осенью 1918г.
        началась конфискация имущества принадлежавшего Лавре, архимандрит Кронид для
        властей становится лишь старостой Лавры. Новые власти стали посягать и на
        народные святыни, при попытке вскрытия мощей прп.Сергия. 4 марта 1919г.
        вместе о.Кронид с братией Лавры обратился к председателю Совнаркома с просьбой
        запретить вскрытие раки с мощами прп.Сергия. В начале 1919г. вышло
        постановление о передаче помещений Лавры Отделу народного просвещения. В Лавре
        была создана трудовая артель, но 3 ноября 1919г. ночью лаврских монахов
        выселили в Гефсиманский скит. Все храмы и кельи в Лавре были опечатаны,
        архимандрит Кронид был удален в Гефсиманский скит 26 января 1920г. на второй
        день работы ликвидационной комиссии, а 26 марта 1920г. вышло постановление
        Мосгубисполкома: «О закрытии Троице-Сергиевой Лавры и передаче мощей Лавры в
        московский музей», но мощи прп.Сергия остались в Лавре и 7 мая 1920г.
        произошло окончательное закрытие Лавры
        Москва, Патриаршее Управление
        архимандрит
        Должность член Патриаршего Управления
        Год начала 1918
        Год окончания 1920
        После избрания митрополитом Московским, а потом и патриархом, св.Патриарх
        Тихон становится священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры, а его ближайшим
        помощником и близким ему человеком становится архимандрит Кронид, который по
        должности входит в Патриаршее Управление

      Места проживания

        Московская губ., г.Сергиев (Сергиев Посад)
        Год начала 1920
        Месяц начала 1
        Год окончания 1920
        День окончания 20
        Месяц окончания 1
        Московская губ., с.Братовщина
        Год начала 1920
        Год окончания 1922
        Проживал в с.Братовщина у старосты храма
        Московская губ., г.Сергиев (Сергиев Посад), Гефсиманский скит
        Год начала 1922
        Год окончания 1926
        Московская губ., г.Сергиев (Сергиев Посад), Параклитский скит
        Год начала 1926
        Год окончания 1929
        Московская о., г.Загорск, Штатно-Садовая, 33 (у Кукуевского кладбища)
        Год начала 1929
        Год окончания 1937
        В последнем следственном деле говорится, что к 1937г. архимандрит Кронид
        вернулся из ссылки, но конкретных указаний о репрессиях нет.
        После закрытия Лавры архимандрит Кронид продолжал до последнего дня оказывать
        поддержку инокам, заботился и о духовном окормлении своих духовных чад из мирян.
        Они в свою очередь, также проявляли заботу о своем духовном отце, оказывая ему
        материальную помощь и утешение в скорбях. Архимандрит Кронид посещал Кукуевскую церковь, рядом с
        которой был похоронен старец Алексий Зосимовский, и любил петь там. Благодаря
        помощи о.Кронида многие возвратившиеся из ссылки монахи получили возможность
        служить на приходах как в Загорске, так и в близлежащих селах

      Аресты

        Московская о., г.Загорск, Штатно-Садовая, 33
        Год ареста 1937
        День ареста 21
        Месяц ареста 11
        11 ноября 1937г. органами НКВД на архимандрита Кронида было возбуждено дело.
        Уже слепого и немощного старика арестовали и предъявили ему обвинение
        (приводим дословно, с сохранением орфографии подлинника), что «В процессе
        следствия и по агентурным данным установлено, что поселившийся в г.Загорске
        возвратившийся из ссылки быв. настоятель
        монастыря Троицкой Лавры архимандрит «КРОНИД» ЛЮБИМОВ восстановил свои связи
        среди монашествующих к/р настроенных церковников гор.Москвы и районов
        Московской обл., к которому систематически наблюдается паломничество
        монашествующих и к/р настроенных церковников.
        ЛЮБИМОВ КРОНИД активный церковный деятель неоднократно принимал лично в
        Троицкой Лавре быв.царя и других придворных сановников, враждебно настроен к
        советской власти, среди окружающих проводит к/р монархическую агитацию…» На
        вопрос же об отношении к советской власти архимандрит ответил: «Я по своим
        убеждениям являюсь монархистом, последователем истинно Православной Церкви и
        существующую советскую власть признаю, как верующий, которая послана народу
        как испытание верующих Промыслом Божиим». На вопрос следователя: «Назовите
        Ваших единомышленников последователей ИПЦ», архимандрит Кронид ответил: «На
        поставленный вопрос показания давать отказываюсь», также опроверг обвинение в
        «участии в бандах и контрреволюционных организациях и восстаниях». Назвать
        имена людей, посещавших его в Загорске, отказался. 8 декабря 1937г. было
        сфабриковано обвинительное заключение по обвинению Любимова Константина
        Петровича и др., в котором говорилось: «…в городе Загорске и окрестностях
        сгруппировалась значительная монархически настроенная часть монахов бывшей
        Троице-Сергиевой Лавры, в том числе вернувшихся из ссылки, к которым примкнула
        и наиболее реакционная часть загорского духовенства. Идейными руководителями
        этой контрреволюционной группировки являлись наместник бывшей Троице-Сергиевой
        Лавры, в прошлом пользовавшийся особым расположением бывшего царского дома
        Романовых, ярый монархист Любимов Константин Петрович, и бывший благочинный
        Загорского и других районов, дворянин протоиерей Баянов Дмитрий Федорович.
        Эта контрреволюционная монархическая группа группировка монахов и
        духовенства сохранила до последних дней продолжение Троице-Сергиевой Лавры как
        нелегальный монастырь, с сохранением лаврского уставного порядка
        взаимоотношений между собой и к архимандриту Крониду;
        сохранялся старый особо монастырский порядок церковной службы по подобию
        прежней службы в Троице-Сергиевой Лавре в церкви Петра и Павла, а после ее
        закрытия в церкви Кукуевского кладбища; открывались филиалы нелегального
        монастыря на домах, как например в доме крупного загорского домовладельца и
        торговца Сычева Николая Михайловича, где проживало 6 монахов и монашки в
        маленьких комнатках — подобиях келий с «прозорливцем», старцем Ипполитом
        и игуменом Никодимом….
        Вся эта группа монахов и духовенства оказывала всемерную поддержку и
        помощь монахам, вернувшимся из ссылки, каковые при прямом содействии
        протоиерея Баянова Д.Ф. как благочинного также устраивались служителями в
        церквах города и района», далее говорилось, что обвиняемые проходившие по делу
        виновными себя не признали. Все проходившие по делу обвинялись в том, что
        «таковые составляли контрреволюционную монархическую группу монахов и
        духовенства… Эта контрреволюционная монархическая группа сохраняла
        нелегальный монастырь, продолжение бывшей Троице-Сергиевой Лавры, оказывая
        помощь монахам, вернувшимся из ссылки и вела контрреволюционную агитацию…»
        О том, как велось следствие по данному делу и еще по трем делам
        священнослужителей и монахов Загорского района, говорит приложенная к данным
        делам справка по делу следователя, работавшего в органах НКВД, который
        обвинялся в том, что «работая нач. Загорского РО НКВД МО производил
        незаконные аресты ничем неопороченных советских граждан и путем физического
        воздействия вынуждал их подписывать заранее сфабрикованные им протоколы
        допроса с вымышленными фактами… путем обмана и угроз понуждал свидетелей
        подписывать протоколы с вымышленными обвинениями в отношении них…» Военный
        Трибунал в своем приговоре установил, что в этой же преступной деятельности по
        примеру следователя Сахарчука принимали участие и другие сотрудники райотдела,
        которым Сахарчук давал готовые, лично им сфабрикованные протоколы допроса,
        поручая им добиваться подписания протокола», то, что протоколы и дела были
        сфабрикованы, видно из массы, содержащихся в них фактических ошибок

      Осуждения

        тройка при УНКВД по Московской обл.
        07 /12 /1937
        Обвинение «руководство контрреволюционной монархической группой монахов и духовенства»
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР
        Приговор высшая мера наказания — расстрел
        Групповое дело «Дело архимандрита Кронида и др. г.Загорск, 1937г.»
        По делу N П-59458 архим.Кронида проходило 15 человек в том числе 10 монахов,
        бывших насельников Троице-Сергиевой Лавры, одна монахиня, благочинный (прот.
        Д.Ф.Баянов), два священника и староста. 11 человек были расстреляны, четверо
        получили 10 лет исправительно-трудовых лагерей. В 1938г. было сфабриковано
        еще два следственных дела среди духовенства и монашествующих г.Загорска, как
        продолжение данного дела, где прошло 16 человек

      Места заключения

        Москва, Таганская тюрьма
        Год начала 1937
        День начала 22
        Месяц начала 11
        Год окончания 1937
        День окончания 10
        Месяц окончания 12

    Кончина

      1937
      День 10
      Месяц 12
      расстрел
      Место Московская о., пос.Бутово, «Бутовский полигон»
      Место захоронения Московская о., пос.Бутово, «Бутовский полигон»
      Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Кронид был почитаем при
      жизни, его почитание продолжается и до настоящего времени. Имя отца Кронида
      записано в Братском синодике обители и читается за каждой Божественной
      Литургией и во время совершения панихид

    Канонизация

      Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов)
      Дата 20/08/2000
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г.
      Кто представил Московская епархия, Троице-Сергиева Лавра
      Дни памяти

        1

          Собор новомучеников и исповедников Российских
          Первое воскресенье, начиная с 25.01/07.02

        2

          Старый стиль 27.11
          Новый стиль 10.12
          день мученической кончины (1937г.)

    Реабилитация

      Дата 14/11/1958
      Кем реабилитирован Президиум Московского областного суда
      По году репрессий 1937

      1.Архимандрит Кронид (Любимов). Троицкие цветки с луга духовного: Рассказы о явлениях силы Божией, собранные в обители Преподобного Сергия.. 1996.

      1.У Бога все живы: Воспоминания о Даниловском старце архимандрите Георгии (Лаврове). М.: Даниловский благовестник, 1996. С.39.

      2.Вечерняя Москва. 1993. 23 авг.

      3.Георгий (Тертышников), архим. Жизнеописание архимандрита Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры// Альфа и омега. 1998. N 2 (16). С.146–163.

      4.Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937–19.10.1938. М.:»Зачатьевский монастырь», 1997. 420с. С.208.

      5.Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.

      6.Священномученик архимандрит Кронид (Любимов), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000.

      7.Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.:ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. 19с.

      8.http:www.fond.ru// (сайт Регионального общественного фонда мучеников и исповедников Русской Православной Церкви).

      С сайта взята только икона

      1 ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-59458.
      2 РГАДА. Ф.1204. Оп.1. Д.25235.
      Л.1об.-3.

(*) Биографический справочник «За Христа пострадавшие», ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

За Троицу Святую: подвиг Троицкого наместника архимандрита Кронида (Любимова)

Архимандрит Макарий (Веретеников) Доклад архимандрита Макария (Веретенникова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. 26–27 января 2017 года).

Богата, интересна и назидательна многовековая история Троицкой обители на горе Маковец, основанной великим подвижником, стяжавшим именование печальника земли Русской. Отец Павел Флоренский (†1937), богослов ХХ века, так характеризует обитель Сергиеву: «Дом Живоначальныя Троицы всегда сознавался и сознается сердцем России, а строитель этого Дома, преподобный Сергий Радонежский – “особым нашего Российского царствия хранителем”» . В стенах обители возросли целые поколения учеников Троицкого игумена, их можно уподобить тем птицам, которых он однажды сподобился узреть, как об этом повествуется в его житии . Литургическое осмысление данного явления – это учрежденный в 1981 году по благословению Патриарха Пимена (1971 – †1990) праздник, посвященный Собору Радонежских святых .

Однако, в истории Троицкой обители случались различные бедствия. В 1408 году было нашествие на Русь золотоордынского эмира Эдигея . При этом Троицкий монастырь был разорен, но явившиеся перед этим преподобному Никону святители Московские Петр и Алексий, а также и преподобный Сергий, возвестили ему о грядущем бедствии, и вся братия покинула обитель. Возвратились иноки на пепелище, но личные вещи основателя монастыря они сохранили; затем их усилиями был вновь воздвигнут Троицкий храм, и обитель возродилась . В 1608–1610 годах Троицкий монастырь выдержал шестнадцатимесячную вражескую осаду, обороной Лавры мужественно руководил преподобный архимандрит Иоасаф .

В ХХ веке обитель преподобного Сергия Радонежского пережила не меньшие бедствия. В 1892 году отмечалось 500-летие со дня кончины преподобного Сергия, во время юбилейных торжеств историк В.О. Ключевский (†1911) произнес свою знаменитую речь о преподобном Сергии. В конце он говорит о нравственном и духовном потенциале, завещанном нам духоносными подвижниками. Заканчивается его речь словами: «Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут на его гробнице только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его» . Знаменитый историк не дожил до этой беды всего девять лет.

Предреволюционные и последующие годы – это время, когда последним наместником Троице-Сергиевой Лавры был архимандрит Кронид (Любимов; 1915 – †1937; пам. 27 ноября). В сан игумена отец Кронид был возведен в 1906 году священномучеником Владимиром, митрополитом Московским и Коломенским (†1918; пам. 25 января), а в 1908 году им же – в сан архимандрита. В 1915 году он становится наместником Лавры. На его плечи легла большая ответственность за судьбу национальной святыни в преддверии трагических событий в стране. В 1917 году происходит февральская революция, затем – отречение царя Николая II от престола, а осенью – октябрьский переворот. «Видя ослабление веры в русском обществе, архимандрит Кронид призывал своих соотечественников к покаянию, предсказывая грядущие беды для нашего Отечества от ширящегося вольнодумства и неверия» .

Архимандрит Кронид был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов, который восстановил Патриаршество на Руси, избрав на Московский престол святителя Тихона (†1925; пам. 25 марта). «Разумеется, как наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, архимандрит Кронид был тесно связан с Патриархом, священноархимандритом Лавры. Однако их общение было гораздо глубже и значительнее, чем формальные отношения начальствующего и подчиненного. В скорбные дни после большевистского переворота отец Кронид во всем поддерживал Предстоятеля Церкви» .

После революции начались нападки на Лавру. «Через несколько месяцев после большевистского переворота, 23 января 1918 года в “Известиях ВЦИК” был опубликован декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, получивший название декрета “о свободе совести”. В целях упорядочения церковных дел и монастырских имуществ в некоторых губерниях была учреждена должность комиссара при монастырях. Их функции состояли в контроле за деятельностью монастырей». Следующий 1919 год в истории Церкви известен как год начала спланированной кампании по надругательству над мощами русских святых. «16 февраля 1919 года коллегия Народного комиссариата юстиции приняла первое постановление об организованном вскрытии мощей, которое предусматривало “порядок их инспекции и конфискации государственными органами”» .

«В начале 1919 года в сергиевской газете “Трудовая неделя” стали появляться статьи о Лавре, о мощах и возможности их вскрытия» . В связи с этим в Трапезном храме Лавры в дни Великого поста состоялось собрание верующих, на котором архимандрит Кронид обратился ко всем с просьбой защитить “от поругания не монахов, а священное место, где отпечатались стопы нашего отца, преподобного Сергия”. После этих слов отец Кронид земно поклонился народу, который отвечал ему тем же, и все запели тропарь преподобному Сергию. Вскоре после этого в Лавре, Московской духовной академии и приходских храмах Сергиева Посада стали собирать подписи под прошением Совнаркому не вскрывать мощи преподобного Сергия. Под протестом против вскрытия святых мощей на 35 листах стояло 5000 подписей» . Затем в марте 1919 года архимандрит Кронид с братией обратился к председателю Совнаркома с просьбой не допустить кощунственного вскрытия-поругания святых мощей преподобного Сергия. В данном обращении говорилось: «Насильственное прикосновение к святым мощам главным образом нанесет глубокое, никогда не могущее быть забытым оскорбление верующим» . Тем не менее, 11 апреля 1919 года, в Лазареву субботу, вечером, это святотатственное действо было совершено.

Ухудшалось положение и самой Лавры. Осенью «1918 года началась конфискация имущества, принадлежащего Троице-Сергиевой Лавре, о чем Духовный Собор 13 октября 1918 года сообщил в своем докладе Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону» . Осенью Наркомпрос учредил Комиссию по охране памятников старины Троице-Сергиевой Лавры. Она должна была заниматься изучением исторических и художественных ценностей Лавры и отвечать за их сохранность.

Лавра была закрыта декретом Совнаркома от 20 апреля 1920 года. Необходимо отметить неисповедимость Божественного Промысла, так как издание названного декрета в действительности «явилось победой, а не поражением Церкви. Монастыри были тогда обречены на закрытие, и в действительности вопрос стоял не о том, удастся ли отстоять их как действующие, а о том, будут ли они отданы на разграбление местной и центральной власти, или их удастся сохранить как выдающиеся памятники культуры до тех времен, когда милостию Божиею святыни церковные вновь наполнятся насельниками. Уже то, что вопрос о Троице-Сергиевой Лавре удалось вывести из компетенции местного исполкома и передать в другие инстанции, было делом, превосходящим силы человеческие – чудом. И то, что декрет о создании музея Троице-Сергиевой Лавры был подписан В.И. Лениным, гонителем Церкви, а Отдел по делам музеев возглавляла Н.И. Троцкая, жена другого страшного палача, лишь свидетельствует о непостижимости Промысла Божия» .

Лавра была закрыта, а братия была выселена из нее. Таким образом, для Троицкой братии закрытие Лавры, кощунственное поругание святых мощей ее основателя и изгнание братии из Лавры явилось началом крестного пути, полного страданий, который завершался Голгофой. Лавра стала недоступной для братии. Символически это можно сравнить с библейско-триодным событием – изгнанием Адама из рая. В службе Прощеного воскресенья есть такие слова: «Но о раю, к тому твоея сладости не наслаждуся» . Один из выселяемых из Лавры насельников говорит об этом печальном событии в написанном по этому поводу стихотворении:

Затихнет звон, замолкнет пенье…
Отыдет Божья благодать…
И будет «мерзость запустенья»
На месте святе восседать.

Простите, жители Посада!
Простите все, кто к нам ходил
И кто душе своей отраду
В молитве с нами находил!
Да будет с вами милость Божья
И Богоматери покров.
Но, други, бойтесь знаться с ложью,
Идти вослед чужих богов…» .

Троицкое монашеское братство продолжало свое существование еще некоторое время и после закрытия обители. «Оставленные в Лавре при охране музея 43 монаха образовали “малую Лавру”. Все это время велся журнал Духовного собора… Братия просила для Богослужений одну из церквей обители, но в этом ей было отказано. Богослужения совершались в Пятницкой церкви. Там в воскресные дни служили соборно, были и седмичные, пел хор из пятнадцати монахов. Распорядком служб, в зависимости от занятости при музее, ведал игумен Михей. По праздникам служил настоятель отец Евгений Воронцов, иногда сослужил с ним отец Павел Флоренский. К 1926 году оставленные при музее монахи были уволены, а в мае 1928 года были закрыты лаврские храмы на Подоле» . Отец Евгений незадолго перед началом служб в Пятником храме был рукоположен в сан священника, он был из преподавательской корпорации. Благодаря ему, предполагалось, будет меньше привлекаться внимание властей к монашеской братии .

После закрытия Лавры ее наместник, архимандрит Кронид, был оставлен как староста ее охраны, что продолжалось до 26 января 1920 года. Затем в 1920– 1922 годах он жил в селе Братовщина у старосты тамошнего храма, в 1922– 1926 годах – в Гефсиманском скиту. В 1926–1929 годах он пребывал в скиту Параклит. Почитателем архимандрита Кронида был Святейший Патриарх Пимен (Извеков). Он начинал свой монашеский путь в лаврском скиту Духа Параклита под руководством архимандрита Кронида. 21 сентября 1927 года он был пострижен с именем Пимен. Тридцать лет спустя, 16 ноября 1957 года, в своем слове при наречении во епископа Балтского, викария Одесско-Херсонской епархии, Святейший Патриарх вспоминал: «Здесь я насыщался от сладостной трапезы бесед и наставлений, исполненных глубокой мудрости, огромного опыта и духовной настроенности, всегда любвеобильного и благостного приснопамятного наместника Лавры, архимандрита Кронида, много добрых семян посеявшего в мою душу» .

После закрытия скита Параклит в январе 1929 года архимандрит Кронид поселился рядом с Кукуевским кладбищем, с преданным ему келейником монахом Георгием (Потаповым). Это было последнее пристанище Троицкого наместника до его ареста. С 1935 года отец Кронид начал быстро слепнуть, но он по-прежнему духовно окормлял приходившую к нему троицкую братию и руководил ею практически до своего ареста, завершившегося мученической кончиной. Он хранил единство Церкви, ограждая всех от пагубных расколов. «Каждый собеседник оказывался для него в той или иной мере летописцем явлений любви Божией на земле и спасающей веры Церкви» .

«В ночь с 19 на 20 ноября 1937 года было одновременно арестовано много священнослужителей в Сергиевом Посаде, к тому времени переименованном в Загорск, и на приходах в окрестных деревнях. В большинстве это были монахи закрытой Троице-Сергиевой Лавры, очень многие из них уже побывали в ссылках и заключении» . Архимандрит Кронид обвинялся в продолжавшемся исполнении обязанностей наместника, т. к. он заботился о назначении на служение вернувшейся из ссылки троицкой братии, собирал пожертвования для осужденных священнослужителей, создал «монастырь» в доме, где он жил, совершая Богослужения и монашеские постриги.

«7 декабря 1937 года на заседании судебной “тройки” архимандрит Кронид, протоиерей Димитрий Баянов, протоиерей Виталий Лукашевич, игумен Ксенофонт (Бондаренко), игумен Никодим (Монин), игумен Гедеон (Черкалов), игумен Азария (Павлов), иеромонах Иаков (Марочкин), иеромонах Серафим (Крестьянинов), иеромонах Лаврентий (Насонов), иеромонах Гедеон (Смирнов), иерей Алексий Быстрицкий, монах Георгий (Потапов), Николай Михайлович Сычев и Анна Андреевна Самойлова (монашеское имя неизвестно) были приговорены к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 10 декабря 1937 года, отец Кронид, расстрелянный на полигоне НКВД в Южном Бутово, увенчал свою жизнь мученическим концом» .

Живя перед арестом практически на положении изгоя в тогдашнем обществе, архимандрит Кронид, тем не менее, верил в возрождение Православия в русском народе. В одной из своих бесед на 21 неделю по Пятидесятнице он сказал: «Русский горизонт покрыт темными облаками, но Провидение бодрствует над Россией, и верится, что из грозных туч рано или поздно проглянет наконец желанный светлый луч и согреет окаменевшие сердца наших русских братьев во Христе и семя слова Божия возрастет в сердцах русских людей тучной нивой». Этой твердой верой и убежденностью можно объяснить такое удивительное событие. Отец наместник в свое время вручил Тихону Тихоновичу Пелиху антиминс, заповедуя беречь его до нужного времени. После открытия Лавры в 1946 году будущий протоиерей Тихон Пелих принес сохраненный антиминс архимандриту Гурию (Егорову). Из надписи на раскрытом антиминсе первый наместник возрождаемой Лавры отец Гурий узнал, что этот антиминс лежал в свое время на престоле Успенского собора Троице Сергиевой Лавры. На нем и была совершена первая после открытия Лавры Божественная литургия в 1946 году, в Успенском соборе на Пасху . Так проявилась духовная связь старой Лавры с возрождающейся.

Прошли десятилетия, и 20 августа 2000 года в храме Христа Спасителя Юбилейный Собор Русской Церкви совершил прославление множества русских святых. В докладе митрополита Крутицкого Ювеналия на Соборе говорится: «К 2000-летнему юбилею Рождества Христова Русская Православная Церковь приносит обильный плод спасительного сеяния – сонм святых мучеников и исповедников российских ХХ века» . Он подчеркнул, что твердость «в исповедании своей веры даже до смерти поставила таких свидетелей истины наравне с мучениками и исповедниками первохристианской эпохи» . Среди провоссиявших светильников веры имеется также и имя преподобномученика Кронида Радонежского, наместника Троице-Сергиевой Лавры . В тропаре ему говорится: «Преподобному Сергию от юности последуя, отче богомудре Крониде, веру во Святую Троицу стяжал еси и даже в старости мастите до крове сохранил еси» .

Затем в 2011 году было учреждено празднование Собору новомучеников и исповедников Радонежских, причем, днем их соборной памяти был избран день кончины священномученика архимандрита Кронида . Это вторая соборная память лаврских святых, которая дополняет первую, свидетельствуя об истории Сергиевой обители в ХХ веке. В отличие от Вселенской Церкви Русская Церковь не имела гонений в первые века христианства, поскольку русский народ принял Православие только в конце Х века. Однако чаша мученических страданий была испита им в ХХ веке. Притом верующих гнали не за их противоправные действия, а в рамках идейной борьбы с Церковью и классовой борьбы с духовенством и благочестивыми мирянами. Но прошли годы, и стало возможным реабилитировать новомучеников. Архимандрит Кронид был реабилитирован с мотивировкой: дело «…за недоказанностью обвинения производством прекратить» .

Новая память Радонежских новомучеников объединяет угодников Божиих, чья жизнь и подвиги проходили на земле, освященной стопами Матери Божией, явившейся со святыми апостолами преподобному Сергию; освященной стопами игумена земли Русской и поколениями русских святых. В лик новомучеников Радонежских входят духовенство, монашествующие, благочестивые миряне и академические «стратилаты». В составленной им службе Троицкий наместник назван начальником «лика новомученик» Радонежских ; будучи изгнанным из Лавры, он «крест игуменства не оставил» . Священномученик Кронид отошел в иной мир вкупе с другими страдальцами. И в день его памяти празднуются новомученики Радонежские, которые своими страданиями «осоляли» (Мф. 5:13) землю Радонежскую в тяжелое время. Они прошли через горнило страданий, омочив Радонежскую землю своею кровью в годы гонений и испытаний. Их память является ныне тем фундаментом, на котором строится наша сегодняшняя жизнь. В службе новомученикам говорится: «Лик преподобномучеников Радонежских ублажающе, прославим Троицу Живоначальную, Еяже обитель… светло красуется, и с любовию Богу возопиим: силе Твоей слава, Человеколюбче» .

Флоренский П., священник. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 221.

Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца/Составитель иеромонах Никон (Рождественский), впоследствии архиепископ Вологодский и Тотемский. Сергиев Посад, 2005. С. 103–104.

Описание первого празднования Лаврских торжеств см.: Евлогий, архим. Собор Радонежских святых – престольный праздник Сергиевой Лавры//ЖМП. 1981. № 10. С. 17–19. Перечень имен святых, включенных в Собор Радонежских святых см.: Православный церковный календарь. 2003. С. 104–105.

Присёлков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. СПб., 2002. С. 468–470.

Житие и подвизи преподобнаго отца нашего игумена Никона, ученика блаженаго Сергиа чюдотворца//Троицкий сборник. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. Сб. 2. С. 27–28.

См.: Макарий, архим. Подвиг архимандрита Иоасафа (Из истории обороны Лавры в Смутное время). М., 2016.

Ключевский В.О. Православие в России. М., 2000. С. 321.

Кронид (Карев), иеромонах. Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов)… С. 39.

Кронид (Карев) иеромонах. Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов)… С. 41.

Житие преподобномученика Кронида Радонежского… С. 152.

Житие преподобномученика Кронида Радонежского… С. 152; Троицкий патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. С. 418.

Кронид (Карев) иеромонах… С. 40.

Славник на Господи воззвах//Триодион, сиесть Трипеснец. Триодь постная. М., 2012. Л. 69 об.

Житие преподобномученика Кронида Радонежского… С. 153.

Волков С. Возле монастырских стен. Мемуары. Дневники. Письма. М., 2000. С. 194.

Кронид (Карев), иеромонах. Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов)… С. 32.

Там же. С. 73.

Минея дополнительная. М., 2015. С. 167.

«Празднование внесено в Месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 2 марта 2011 года» (Православный церковный календарь. 2012. С. 94. Прим. *).

Кронид (Карев), иеромонах. Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов)… С. 63.

3-й тропарь 3-й песни канона на Утрени//Минея дополнительная. М., 2015. С. 177.

2-й тропарь 4-й песни канона на Утрени//Минея дополнительная. М., 2015. С. 179.

С. Трескино под Колышлеем: Дворянское гнездо «русского Нострадамуса»

20 Октября 2015, 16:51

Недавно исполнилось 100 лет со дня смерти Петра Дурново, министра внутренних дел царской России

Это имя связано и с Пензенской областью: в селе Трескино Колышлейского района государственный деятель имел поместье, где любил отдыхать.

Трескино — одно из самых больших сел района. И одно из самых зеленых: уже с трассы видишь раскидистые деревья, красивые сады. Кстати, именно из-за садов Трескино не стало районным центром. 120 лет назад, когда встал вопрос о том, через какой населенный пункт прокладывать железную дорогу, ни у кого даже сомнений не возникло: конечно, через Трескино! Тем более что это было оправдано и географически.

Однако местные помещики (в том числе и Петр Дурново) воспротивились — им не хотелось вырубать сады и парки. К каждой усадьбе вела тенистая аллея, густо пестрели клумбы, а помещик Топорнин, к примеру, помимо липовой аллеи и фруктового сада, окружил господский дом многоуровневой системой прудов.

В конце XIX века масштабы села поражали: 3 церкви, земская школа, 2 ярмарки, базар, 6 лавок, 8 кабаков и трактиров, 7 ветряных мельниц, красильня…

Сейчас в Трескино живут чуть больше тысячи человек, по нынешним меркам — довольно много. Здесь работают два СПК, есть четыре магазина (среди них — универсальный и строительный), средняя школа, ДК, больница. Большая часть жителей занимаются приусадебным хозяйством, примерно четверть ездят на заработки в Пензу и Москву.

Интриги и скандалы

По воспоминаниям современников, Дурново был «несколько высокомерный, по внешнему виду — невзрачный: среднего роста, сутуловатый». Еще его характеризуют как «человека замечательно умного», «гениальных способностей, огромной силы, неподражаемой работоспособности и почти чудесной проницательности».

Внимание историков и общественности приковывала не только его государственная деятельность, но и личная жизнь. В 1893 году Дурново стал участником «сексуального скандала».

К тому времени Петр Николаевич уже девять лет занимал пост директора Департамента полиции, в его подчинении находился «черный кабинет», контролировавший переписку граждан. И надо же такому случиться: спецы перехватили откровенные письма некой питерской дамы любовнику – бразильскому послу в России. Доложили об этом шефу, не ведая о том, что дама одновременно была любовницей и самого Дурново.

В приступе ревности тот явился к изменнице, отхлестал ее по щекам и швырнул в лицо письма. И выскочил из квартиры, забыв забрать улики.

А после провел обыск в доме бразильца — нет ли других посланий. Тот сообщил о возмутительном факте императору Александру ІІІ: «… что ж это у вас за нравы в стране — шеф полиции читает чужие письма, избивает любовницу, обшаривает квартиры иностранных дипломатов…» После скандала Дурново вынужден был выйти в отставку.

На тот момент будущему министру было 58 лет, а любовнице, как утверждают некоторые источники, всего 18.

Страсти на природе

Жители Трескино рассказывают о небывалой «любвеобильности» барина. Приезжая в село, он жил отдельно от семьи (жены и двоих детей) в двухэтажном доме неподалеку от барской усадьбы, чтобы беспрепятственно встречаться с молодыми пассиями.

Тут невольно задаешься вопросом: может быть, большая часть нынешних жителей Трескино — потомки Дурново?

— Нет-нет, что вы! — машет рукой Нина Алексеевна Грачева. — Мой дед Григорий Дормедонтович служил у барина садовником и много рассказывал про его «шалости». Говорил, что тот вступал в отношения только с иностранными гувернантками. А когда они «пузатили», отправлял их во Францию.

Семейное несчастье

Жена Дурново Екатерина Григорьевна Акимова, дочь местного помещика, безвыездно жила в Трескино.

— Старожилы рассказывали, что барыню здесь не любили, — говорит педагог-организатор местной школы Лариса Викторовна Маркина. — Она была нелюдимой, неразговорчивой. Может быть, тяжело переживала свое семейное несчастье? Ведь отношения с мужем у нее были более чем прохладные.

Храм и время

Этот красавец храм находится в центре села, рядом со средней школой, Домом культуры, памятником воинам ВОВ. Построен был в конце XIX века (по некоторым источникам, Петр Дурново приказал его возвести для своей жены).

— В советские годы в стенах храма располагалось общежитие, потом здание отдали под школу. Когда в классах делали ремонт, находили там фрески, — вспоминает Лариса Викторовна. — Я была маленькой, и меня эти детали не интересовали. А ведь можно было сделать хотя бы несколько снимков, для истории… Помню, на переменах мы, играя во дворе школы, любили прыгать с огромного камня. Только потом узнали, что это камень с надгробия министра Дурново…

На территории храма (который теперь называется Христо-Рождественская пустынь) и находится восстановленная могила бывшего министра. Пустынь хорошо извест­на всем православным России: сюда едут не только жители Пензенской области, но и Саратова, Саранска, Москвы, а порой Мурманска и даже Владивостока.

Послан Богом

Настоятелем храма служит игумен Кронид. Говорят, он молитвой исцеляет людей от недугов, изгоняет бесов. К нему и едут люди со всей страны.

В церковной лавке хранится пухлая тетрадь, куда благодарные прихожане записывают свои пожелания и реальные истории из жизни. Листаешь ее, и сомнения в исцеляющей силе отца Кронида улетучиваются.

Кстати, Кронид родился в Трескино, в юношеские годы уехал с родителями в Сердобский район, а потом вернулся. Сначала был настоятелем Рождественской церкви (маленький храм на окраине села), потом — Христо-Рождественской. Именно благодаря его усилиям оба храма обрели первоначальный вид.

— Такое чувство, что батюшка нам послан Богом, – говорит и.о. главы администрации Трескинского сельсовета Юлия Лачугина. — Он добрый, отзывчивый… Например, прорыв водопроводных сетей, а денег у администрации нет. Идем к Крониду. Он никогда не откажет. А иной раз и сам возьмется чинить водопровод.

Недостатка в посетителях в пýстыни нет. Сюда приезжают не только на машинах, но и целыми автобусами по 100 человек. Иной раз на службе стоят 300, а то и больше прихожан.
Интересно, что рядом с такой святыней возник обычай, связанный с Дурново.

Когда восстановили его могилу, туда же привезли и вековой камень со школьного двора.

— В 2003 году, когда камень поставили на место и даже еще не водрузили креста, он начал мироточить, — говорит «правая рука» игумена Кронида по хозяйственной части Василий Зинич. — И сейчас следы еще заметны.

С чем связано это явление, Василий Стефанович судить не берется. Ведь Дурново был не слишком благочестивым человеком… Люди высказывают предположение, что миро появилось на камне благодаря благим делам жены Петра Николаевича Екатерины. После страшного пожара, который уничтожил большинство домов ее крестьян, она выделила деньги на восстановление жилищ.

Костер из книг

Бывший учитель трескинской школы, краевед Владимир Кабанов, 20 лет назад спускался в склеп, где покоятся останки Дурново (12 лет назад вход в склеп запечатали).

— Меня поразило, что гроб бывшего министра очень простой, обит соломой, — вспоминает Кабанов. — Было очевидно, что сюда не раз забирались мародеры: они украли даже сапоги, в которых был похоронен Петр Николаевич. Сняли с покойника все золото и золотые зубные мосты, а вот пара зубов из драгметалла остались и жутко мерцали при свете фонарика. Вообще, барина можно было узнать — сохранились усы и бакенбарды.

У Дурново в его двухэтажном особняке была шикарная библиотека. Ее бережно хранили — в доме не было окон, выходящих на юг, чтобы не выцветали корешки. Во время революции дом разграбили.

— До сих пор интересно, куда могла деться библиотека? — гадает краевед.

Ответ на этот вопрос мы получили в доме жительницы Трескино Матрены Акимовны Грачевой, которой пошел 103-й год. Женщина уже не говорит и почти не передвигается, но в свое время рассказывала дочери Вале истории из своего детства.

— Когда случилась революция, маме было четыре годика, — говорит Валентина Петровна. — Барский дом Дурново грабили на ее глазах. Книги выкидывали из окон второго этажа. Наверное, какую-то часть люди растащили бы по домам и кое-что дошло бы до наших дней, но большинство изданий было на немецком языке, и их без жалости бросали в костер…

СПРАВКА «ПП»

Петр Дурново родился в 1843 году в семье Олонецкого вице-губернатора. Блестяще окончив Морской кадетский корпус, молодой мичман восемь лет провел в дальних плаваниях у берегов Китая и Японии, Северной и Южной Америки. В честь Петра Николаевича был назван один из островов в Японском море.

Перейдя затем на гражданскую службу, Дурново руководил Департаментом полиции, а в 1905—1906 годах возглавлял Министерство внутренних дел. Он был одним из тех, кто решительно боролся с анархией и революцией. Деятельный глава МВД был приговорен террористами к смерти, за ним велась настоящая охота. В августе 1906 года террористка Татьяна Леонтьева убила француза-путешественника Мюллера, приняв его за Дурново.

В 1990-е годы его стали называть «русским Нострадамусом» за точный прогноз, чем окончится война между Россией и Германией 1914—1918 годов.

Дурново предостерегал Николая II от выступления против Германии, полагая, что эта война будет гибельной для монархии. Это отражено в знаменитой «Записке Дурново», датированной февралем 1914 года. В ней же чиновник обратил внимание на возможное начало революции в случае неудачи империи в войне, описав конкретные детали социальных всплесков, и тем самым фактически предсказал события, которые произошли в 1917 году.

Легенда

Среди жителей села Трескино ходили слухи о самоубийстве Дурново. Якобы он застрелился из-за того, что сказал наследнику престола Алексею Николаевичу: «Сопляк ты еще лезть в государственные дела». Алексей пожаловался отцу, тот ему: «Иди и сними с него погоны». Мальчик снял… Дурново не смог пережить такого унижения.

Эта легенда была записана Георгом Васильевичем Мясниковым (на тот момент вторым секретарем Пензенского обкома КПСС) в 1973 году в одной из бесед со старожилами села.

Жизнь продолжается

От двухэтажного дома Дурново сегодня остались только стены. Дорога к нему идет через большой парк потрясающей красоты: вековые деревья, рассаженные в строгом порядке, на солнечной лужайке — стога сена.

Парадный вход зарос травой по пояс, так что приходится огибать здание и заходить с противоположной стороны.

— Первый этаж бывшего барского дома давно пустует, — рассказывает Юлия Лачугина (ее собственный дом, кстати, соседствует с парком). — Семья, которая его занимала, уехала в другой район. Теперь здесь живет только Тамара Михайловна.

Тамара Михайловна Бочкарева — пенсионерка. 20 лет назад в селе работала учительницей ее дочка, перетянула маму к себе, а потом решила попытать счастья в Пензе. А Тамара
Михайловна осталась.

75-летняя женщина живет на втором этаже векового здания. Чтобы попасть к ней, нужно взбираться по очень крутой лестнице, держась за стены. В самой квартире мало что напоминает о том, что здесь жил высокий сановник — только высокие потолки да огромный камин в зале. Здесь Тамара Михайловна часто коротает время: занимается рукоделием, читает, перебирает овощи с огорода.

Мы спрашиваем, не боязно ли ей одной в этом большом доме. Привидения не мучают?

— Я не верю ни в бога, ни в черта и ничего не боюсь, — улыбается бабушка. — Привидений здесь ни разу не видела. Страшно другое — когда человек никому не нужен. А у меня есть дочка, внучка, сейчас вот ждем правнука. Так что жизнь продолжается…

Ирина БАЛАШОВА

Нашли ошибку — выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Христо-Рождественская пустынь в с. Трескино

Село Трескино Колышлейского района известно верующим со всей России. Здесь в Свято-Рождественском мужском монастыре служит игумен Кронид. Говорят, священник творит чудеса. Исцеляет даже от рака. Возвращает душевное спокойствие, изгоняет мелких бесов и больших злых духов. К нему идут, как в поликлинику, с болезнями и бедами, с проблемами и за советом. Часто для паломников прибывающих в Трескинский храм трудность состоит в длительном путешествии. Между тем санаторий «Хопровские зори» расположен неподалеку от обители и с радостью предоставит желающим необходимый отдых. Спокойный лесной уголок, вкусная пища, возможность принять оздоравливающие процедуры — в сочетании с духовным очищением дают замечательный результат. Санаторий предоставит и транспортные услуги для поездки в монастырь.

Верующие со всей страны приезжают в монастырь за несколько часов до начала целительной молитвы. Чтобы занять место поближе к батюшке, заранее расстилают на полу коврики, поскольку во время «отчитки» им придется долгое время стоять на коленях. Иногда число одновременно молящихся достигает пятисот человек. Людям не хватает места в храме, и они стелют коврики на улице. Жители разных регионов России добираются в Трескино кто как может. Обычно в монастырь приходят к шести часам утра. Молятся, исповедуются, причащаются. Это необходимо, чтобы приступить к главному — изгнаниюнечистой силы, которая поселилась в человеке. Евдокия Анашкина овдовела в 26 лет, одна вырастила троих детей, работала днем и ночью. Теперь болезни замучили. Но телесные недуги женщина приписывает не только возрасту и трудной жизни. Она предполагает, что ее больные ноги — происки дьявола и недобрых соседей. Фельдшер Галина Сергеевна первый раз пришла к отцу Крониду 15 лет назад. Теперь она — частый гость в Свято-Рождественском мужском монастыре. За эти годы женщина много чего повидала. Бесы, говорит она, из людей так просто не выходят и без боя не сдаются. Андрей Панин — бизнесмен из Кузнецка — в монастырь добирался пять часов. Провел ночь за рулем на скользкой и обледеневшей трассе. К началу службы успел. По словам Андрея Панина, его сын в результате ДТП стал инвалидом. Врачи говорили, шансов, что он выживет, практически нет. Тогда бизнесмену посоветовали съездить в Трескино — к батюшке Крониду. И мальчик стал потихоньку поправляться. Сам игумен Кронид прессе не показывается. После двухчасовой литургии прихожане и паломники рассаживаются на принесенных ковриках и полотенцах и начинают морально готовиться к главному этапу — «отчитке». На первый план выходят местные монахи, которые оберегают игумена, изгоняющего дьявола, от чужих глаз. В епархиальном управлении утверждают, что уникальные способности некоторых священников — это дар Божий. Но прибегать к такой серьезной мере надо только в крайнем случае. И только если вы глубоко верующий, соблюдающий посты и заповеди человек. По словам игумена, ответственного секретаря Епархиального управления Пензенской области Серафима (Домнина), большинством болезней все-таки занимается традиционная медицина. И именно к врачам нужно идти в первую очередь. «Отчитка», или экзорцизм может помочь людям с душевными расстройствами.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *