Апостолы из 70

Апостолы от семидесяти

Икона «Собор семидесяти апостолов»

Апостолы от семидесяти (или от 72) — ученики Христа и его учеников:

После сего избрал Господь и других семьдесят , и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
(Лк.10:1-2)

Избрание этих учеников произошло после третьей Пасхи Иисуса в Иерусалиме, то есть в последний год его земной жизни. После избрания Иисус даёт семидесяти апостолам наставления, схожие с теми, что дал своим двенадцати апостолам (ср. Мф.10 и Лк.10:3-24).

Число 70 имеет символическое значение, связанное с Ветхим Заветом. Так книга Бытия сообщает о 70 народах, вышедших из чресел детей Ноя, а в книге Числа Моисей «собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии» (Чис.11:24).

Происхождение списка апостолов

Собор 70 апостолов (миниатюра из греко-грузинской рукописи, XV век)

Большинство имён апостолов от семидесяти отсутствуют в Новом Завете и известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян.6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях. Однако нигде они прямо не называются апостолами. Их списки составлялись спустя несколько веков после евангельских событий и у разных авторов разнствуют:

кая же бяху имена тех седмидесяти, не весьма есть известно…

Как пишет Евсевий, епископ Кесарии Палестинской:

Имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет. …Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников.

Имена семидесяти апостолов в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V—VI веках. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику «семидесяти апостолов» были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики апостола Павла) за их великие миссионерские труды.

Многие из лиц, включённых в список апостолов от семидесяти не входят в число 70 учеников, которых непосредственно избрал Иисус, так как их имена впервые упоминаются в более поздних книгах Нового Завета (например, об обращении Варнавы сообщает книга Деяний (Деян.4:36-37), Аполлос пришёл из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян.18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм.1:10) и др.). Отождествление их с 70 учениками, избранными Христом означает, что церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил 12 и 70 апостолов.

Список семидесяти апостолов

Основные варианты:

№ по
Четьим-
минеям
№ по
Доро-
фею
№ по
Дио-
нисию
Имя Описание в «Ерминии» Дионисия Регион проповеди
35 31 06 Агав старец с раздвоенною бородою Антиохия Сирийская
68 64 Акила (Ахила) старец с бородою, разделенною на пять прядей Ефес
29 20 57 Амплий молод, с бородою едва показавшеюся Израиль
09 04 07 Анания (Ананий) старец с длинною бородою Дамаск, Елевферополь
27 19 04 Андроник молод, не имел бороды Сирмия Паннонская
32 23 56 Апеллий (Апелл, Апеллес) молод, с короткою бородою Ираклия Фракийская
56 47
27
36 Аполлос епископ в Кесарии (Аполлон)
Аполлос епископ в Смирне
старец с широкою бородою Коринф, Ахайя
63 62
66
30 Аристарх епископ в Амасии
Аристарх другой
старец кудрявый Апамея, Рим
33 28 46 Аристовул старец Британия
67 55 51 Арфема (Артема, Артем) молод, с остроконечною бородою Крит
21 Архипп Лаодикия и Фригия
37 33 35 Асинкрит старец с бородою, разделенною на три пряди Малая Азия
70 63 Ахаик старец с длинною бородою
06 12 66 Варнава (Иосия) с проседью в длинной бороде Кипр
43 39 23
33
Гаий (Гай) старец с длинною бородою
старец с остроконечною бородою
Эфес
71 Дионисий Ареопагит Галлия
52 61 44 Евод молод, с бородою едва показавшеюся Антиохия Сирийская
20 Епафрас Колоссы, Лаодикия, Иераполь
58 51 68 Епафродит молод, без бороды Андриания, Фракия, Италия
26 18 62 Епенет молод, с бородою, разделенною на три пряди Коринф, Ахайя
50 46 41 Ераст молод, с закрученною бородою Израиль, Асия
39 37 19 Ерма (Ерм) молод, с бородою едва показавшеюся Филиппы / Болгария
41 35 34 Ермин (Ермий) старец с длинно-широкою бородою Далмация
62 64 29 Зина с проседью в круглой бороде Крит, Лидда
01 01 01 Иаков брат Господень старец с длинною бородою Иерусалим
46 43 22 Иасон молод, с бородою едва показавшеюся Керкира
07 54 39 Иисус-Иуст (Иосий, Иосиф, Варсава) старец с остроконечною бородою Елевферополь
34 30
41
50
54
Иродион
(Родион)
старец
молод
Патры
59 60 43 Карп старец с раздвоенною бородою Верия
04 02 03 Клеопа, брат св. Иосифа Обручника старец с остроконечною бородою
54 56 38 Климент старец с короткою бородою Рим
60 Кодрат Афины / Магнезия
24
25
17 69 Крискент (Криск)
Крисп
старец с остроконечною бородою Галатия / Галия
51 59 40 Куарт с проседью в длинной бороде Бейрут
42 38 15 Лин молод, с круглою бородою Рим
03 15 55 Лука (евангелист) старец с длинною бородою Второе путешествие с ап. Павлом; Греция
45 42 65 Лукий молод, без бороды Лаодикия
02 13 Марк (евангелист) Рим, Александрия
66 53 31 Марк молод, без бороды
61 63 Марк-Иоанн, племянник Варнавы Вавилон
31 29 26 Наркисс молод, с бородою едва показавшеюся Афины
13 08 10 Никанор молод, с бородою едва показавшеюся Иерусалим
48 53 Олимпасий (Олимпан, Олимп) старец Рим
19 69 Онисим Византия
53 57 42 Онисифор старец Колофон, Коринф
15 10 70 Пармен молод Македония
40 36 58 Патров (Патровасий) молод, с закрученною бородою Неаполь, Поццуоли
12 07 09 Прохор старец, с проседью в раздвоенной бороде Никомедия, Антиохия
64 67 49 Пуд с бородою едва показавшеюся Рим
Родион — см. Иродион
36 32 13 Руф с проседью в широкой бороде Фивы (Греция)
22 14 32 Сила молод, с бородою едва показавшеюся Сирия, Македония, Коринф
23 16 05 Силуан старец плешивый с короткою бородою Фессалоники
05 (02) 48 Симеон сродник Господень
(у Дорофея отождествлен с Клеопой, см.)
маститый старец Абхазия
72 Симеон Нигер Иерусалим
47 44 21 Сосипатр молод, с круглою бородою Икония
55 49 14 Сосфен старец плешивый, с длинною бородою Колофония
28 22 16 Стахий молод, с остроконечною бородою Византия
10 05 17 Стефан первомученик молод, без бороды Иерусалим
49 45 60 Тертий старец плешивый, с раздвоенною бородою Икония
14 09 18 Тимон с проседью в закрученной бороде Верия, Коринф / Аравия
16 Тимофей Эфес
17 59 Тит молод, без бороды Крит
57 50
58
24
47
Тихик епископ в Колофоне
Тихик епископ в Халкидоне
молод, без бороды
молод, с бородою едва показавшеюся
Халкидон / Колофон
65 68 27 Трофим с проседью в длинной бороде Рим / Арль
30 21 45 Урван молод, с длинною бородою Македония
08 03 61 Фаддей с проседью в широкой бороде Сирия, Месопотамия, Армения
18 65 25 Филимон старец, с окладистою, пушистою бородою Газа / Колоссы
11 06 08 Филипп молод, с бородою едва показавшеюся Азот, Кесария, Траллес
44 40 52 Филолог с проседью в короткой бороде Синоп / Рим
38 34 20 Флегонт молод, без бороды Марафон Фригийский
69 70 67 Фортунат старец с круглою бородою Коринф

Сверх того в «Четьих-минеях» (составлены митрополитом Димитрием Ростовским) упомянуты без номеров: Антипа, Аристион, Гамалиил, Димитрий, Закхей, Игнатий Богоносец, Иерофей, Иосиф из Аримафеи, Корнилий, Лазарь, Лонгин сотник, Максимин, Мнасон Кипрянин, Никодим, Поликарп и безымянный евнух царицы Кандакии (апостол Ефиопский). С другой стороны, список Димитрия устраняет некоторую путаницу в древних источниках (вроде упоминания одного лица дважды под разными именами, и, наоборот, «склеек» различных персонажей); сверх того, не включены следующие:

№ по
Дорофею
№ по
Дионисию
Имя Описание в «Ерминии» Дионисия Объяснение отсутствия в «Четьих-минеях»
26 Димас «возлюбив нынешний век», стал жрецом идольским в Солуни
25 Ермоген от веры и апостольства отпал
11 Иаков Алфеев молод, с остроконечною бородою апостол из 12
12 Иуда Иаковлев, брат Господень (Фаддей, Левей, Леввей) молод, с бородою едва показавшеюся апостол из 12
52 28 Кесарь молод, без бороды возник по недоразумению из упоминания «дома кесаря» в Риме
48 37 Кифа молод, с бородою едва показавшеюся возник по недоразумению: это другое имя верховного апостола Петра
02 Матфий старец с круглою бородою был из 70, но причтен к 11 взамен изменившего Иуды
11 Николай пришлец Антиохийский уклонился от веры с Симоном Волхвом
24 Фигелл от веры и апостольства отпал

Собор Апостолов от семидесяти

Соборная память семидесяти апостолов совершается в Православной церкви 4 января (по юлианскому календарю). Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти. В древних месяцесловах это празднование встречается редко. В греческих Минеях последование на этот праздник содержит канон 4-го гласа с акростихом «Χριστοῦ μαθητὰς δευτέρους ἐπαινέσω» (Да восхвалю вторых учеников Христовых), кондак и светилен. Минеи, используемые в Русской православной церкви, дополняют последование 6 стихирами на Господи воззвах, а также анонимный канонон Собору Семидесяти апостолов, в котором приводится тропарь каждому из апостолов.

См. также

  • Апостольские мужи
  • Апостолы

Примечания

  • Евангелие от Луки 10:1-20
  • Архиепископ Димитрий (Самбикин). Собор св. 70-ти апостолов.
  • Месяца ианнуариа в 4 день. Собор святых седмидесяти апостолов // Книга житий святых (Четьи-минеи), М.: Синодальная типография, 1875, книга на месяц ианнуарий, лл. 42 об. — 52 об.
  • Избрание святых седмидесяти апостол, Дорофеа епископа Тирска, мужа древня и богоносна, и мученика бывша во время Ликиниа и Константина царей // Книга деяний и посланий святых апостол, М.: Синодальная типография, 1909, лл. 3 об. — 5 об.
  • Дионисий Фурноаграфиот, «Ерминия».
  • «Древнерусская иконопись». Из книги В.Шумкова/ Часть 5. Иконография Апостолов

Церковь празднует Собор 70-ти апостолов

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

Большинство имён апостолов от семидесяти отсутствуют в Новом Завете и известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян.6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях. Однако нигде они прямо не называются апостолами.

Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти».

Как пишет Евсевий, епископ Кесарии Палестинской: «Имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет. …Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников».

Имена семидесяти апостолов в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V—VI веках. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику «семидесяти апостолов» были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики апостола Павла) за их великие миссионерские труды.

Многие из лиц, включённых в список апостолов от семидесяти не входят в число 70 учеников, которых непосредственно избрал Иисус, так как их имена впервые упоминаются в более поздних книгах Нового Завета (например, об обращении Варнавы сообщает книга Деяний (Деян.4:36-37), Аполлос пришёл из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян.18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм.1:10) и др.). Отождествление их с 70 учениками, избранными Христом означает, что церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил 12 и 70 апостолов.

Несовпадениями перечислений имен 70 апостолов в древних списках обусловлены и некоторые различия в православных богослужебных книгах — Апостоле и Минее. На основании Священного Писания, предания святых отцов и трудов древних церковных авторов определился сонм благовестников, которых Церковь чествует 17 (4) янвавя как Собор 70 апостолов.

По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор, и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.

Соборная память семидесяти апостолов совершается в Православной церкви 4 января (по юлианскому календарю). Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти. В древних месяцесловах это празднование встречается редко.

Собор 70-ти апостолов. Кого Церковь чтит в числе этих святых?

Библия наполнена числовым символизмом. Числа 70, 40, 12, 10, 7, 4, 3, 2 и 1 периодически повторяются на страницах Священного Писания и имеют определённое сакральное значение.

В частности, число “70” на страницах Библии упоминается 106 раз. Так, от праотца Ноя произошло семьдесят народов. Семьдесят толковников переводили Ветхий Завет на греческий язык (см. “Септуагинта”). Это число является символом завершения и полноты. Вероятно, именно поэтому, помимо двенадцати ближайших учеников, Господь Иисус Христос избрал ещё семьдесят других апостолов.

Первые семьдесят апостолов

Семьдесят апостолов впервые упоминаются в десятой главе Евангелия от Луки: “После сего избрал Господь и других семьдесят (учеников), и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою” (Лк. 10:1-2).

Отправляя семьдесят апостолов на проповедь, Господь не просто поручил им возвещать своё учение, но и наделил их даром чудотворений и исцелений. Об этом говорится далее по тексту десятой главы. Возвратившись, ученики радостно сообщали Спасителю: “Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем”.

Апостолы были свидетелями великих чудес, которые совершал Господь, и сами во время своих путешествий дивились полученной ими силе чудотворений. Удивительно, но несмотря на всё это, незадолго до начала искупительного пути Спасителя, практически все семьдесят апостолов навсегда оставили Его.

В Евангелии от Иоанна это описано так: “И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого” (Ин. 6:66-69).

Таким образом, в соборе 70-ти апостолов мы чтим вовсе не этих первых учеников Христовых. Но тогда кого же?

Другие семьдесят

В пятнадцатой главе Первого послания к Коринфянам апостол Павел свидетельствует о том, что ко времени крестной смерти Спасителя и Его воскресения из мёртвых за ним следовало порядка 500 учеников, так как по воскресении Он: “явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили” (1Кор. 15:6).

В V-VI веках Святыми Отцами из этих первых 500 учеников и проповедников христианства был составлен список новых 70-ти апостолов (в разных источниках их 72-73). Наиболее ранний такой список приписывают святому Дорофею, епископу Тирскому и датируют 361 годом.

В этот перечень апостолов вошли те святые I века, которые в Новом Завете были упомянуты по именам: Братья Господни и другие родственники Спасителя по Его названому отцу Иосифу Обручнику, евангелисты Марк и Лука, помощники 12-ти апостолов и апостола Павла в проповеди Евангелия, шестеро из семи первых диаконов, а также некоторые из первых епископов.

Стоит отметить, что среди новых 70-ти апостолов могли оказаться также и некоторые из 70-ти изначально избранных Господом. Ведь, по свидетельству Евангелия: “отошли от Него и уже не ходили с Ним” многие из Его учеников, а не вообще все они.

Празднование именно Собора семидесяти апостолов было установлено Церковью для того, чтобы подчеркнуть их равное достоинство в церковном почитании, так как все они трудились на ниве благовестия. В течение всего церковного года каждый из 70-ти апостолов также вспоминается отдельно.

Наиболее известные апостолы от 70-ти

Святой апостол Иаков, брат Господень

Старший сын праведного Иосифа Обручника. По Преданию, он сопутствовал своему отцу и Пресвятой Деве при бегстве в Египет от царя Ирода и возвращении оттуда. Апостол отличался строгим исполнением закона Моисеева, почему также имел в народе прозвище “праведный” и был глубоко уважаем всеми евреями.

Когда праведный Иосиф пожелал разделить своё имение между сыновьями и наделить одной долей Спасителя, все сыновья Иосифа по плоти воспротивились этому решению. И только Иаков, во избежание распри, разделил с названым братом свою части имения. За этот поступок апостола и именуют “Братом Господним”.

По воскресении из мёртвых, Господь отдельно явился многим ученикам и, отдельно, апостолу Иакову. Позже, этот Брат Господень стал первым епископом Иерусалима и обратил в христианство несколько тысяч человек.

Из боязни обращения ко Христу всего народа, фарисеи сбросили праведного Иакова с крыши Иерусалимского храма и добили камнями. Погибая, апостол молил Господа простить своих обидчиков.

Святой апостол Лука

Бывший раб, отпущенный на волю своим господином (ему посвящается Евангелие). Сподвижник и многолетний спутник апостола Павла. Автор, помимо Евангелия, также книги Деяний святых апостолов.

По профессии врач и, вероятно, художник. Кисти апостола Луки приписывают несколько образов Божией Матери. Например, Владимирская икона Пресвятой Богородицы (Третьяковская галерея).

Святой апостол Марк

Автор другого из четырёх канонических Евангелий. Сподвижник апостола Петра и племянник другого апостола от 70-ти Варнавы.

Основатель Александрийской Церкви (Александрия Египетская). Авторству апостола Марка также приписывается одна из Литургий.

Святой апостол Стефан

Один из 7-ми первых диаконов, которых 12-ть апостолов избрали себе в помощь, чтобы сосредоточиться на проповеди. Диаконы первоначально занимались хозяйственной деятельностью Церкви.

Архидиакон и первомученик Стефан был одним из первых христиан, пострадавших от иудеев за свою веру. Радикально настроенные гонители христиан схватили апостола во время его проповеди и побили камнями. По Преданию, апостол Павел (тогда ещё не обратившийся ко Господу Савл Тарсянин) сторожил одежды убийц, пока они расправлялись с праведником.

Святой апостол Климент

Ученик первых апостолов (см. “Мужи апостольские”). Третий епископ Рима. Ему приписывают авторство двух посланий к Коринфянам. Также от его лица написана книга “Апостольских постановлений”, содержащая некоторые правила ранней Церкви.

Во время гонений был сослан в Крым, где трудился в каменоломнях. Даже в этот период не оставлял проповеди, за что был схвачен властями и утоплен в Севастопольской бухте.

Список апостолов от 70-ти

В открытой православной энциклопедии “Древо” помещён список апостолов от 70-ти, содержащий 73 имени, который мы приводим ниже. Кликнув по имени, вы можете прочесть больше о каждом из них:

  1. Иаков, брат Господень
  2. Марк евангелист
  3. Лука евангелист
  4. Клеопа
  5. Симеон
  6. Варнава
  7. Иуст (Иосиф, Варсава, Иосия)
  8. Фаддей
  9. Анания
  10. Стефан Первомученик, архидиакон
  11. Филипп
  12. Прохор
  13. Никанор
  14. Тимон
  15. Пармен
  16. Тимофей
  17. Тит
  18. Филимон
  19. Онисим
  20. Епафрас
  21. Архипп
  22. Сила
  23. Силуан
  24. Крискент
  25. Крисп
  26. Епенет
  27. Андроник
  28. Стахий
  29. Амплий
  30. Урван
  31. Наркисс
  32. Апеллий
  33. Аристовул
  34. Родион (Иродион)
  35. Агав
  36. Руф
  37. Асинкрит
  38. Флегонт
  39. Ерм
  40. Патров
  41. Ермий
  42. Лин
  43. Гаий
  44. Филолог
  45. Лукий
  46. Иасон
  47. Сосипатр
  48. Олимп (Олимпан)
  49. Тертий
  50. Ераст
  51. Куарт
  52. Евод
  53. Онисифор
  54. Климент
  55. Сосфен
  56. Аполлос
  57. Тихик
  58. Епафродит
  59. Кесарь
  60. Карп
  61. Кодрат
  62. Марк
  63. Зина
  64. Аристарх
  65. Пуд
  66. Трофим
  67. Марк
  68. Артема
  69. Акила
  70. Фортунат
  71. Ахаик
  72. Дионисий Ареопагит
  73. Симеон Нигер

Интересные факты

Святитель Дмитрий Ростовский в своих “Четьих-минеях” относит дополнительно к числу апостолов от 70-ти бывшего начальника мытарей Закхея, епископа Антиохии Игнатия Богоносца (из числа “мужей апостольских”), Иосифа Аримафейского, Лазаря Четверодневного, а также сотников Лонгина и Корнилия.

Также им по ошибке включён в список 70-ти апостолов “Кифа” (то есть апостол Пётр).

Некоторые из 70-ти апостолов никогда лично не видели Спасителя и были уже учениками его учеников. Например, Онисим, Дионисий Ареопагит, Климент Римский.

Андрей Сегеда

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)10

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *