Антоний великий поучения

Духовные наставления

1

Прежде всего, сын мой, удаляйся гордости и люби смирение: от смирения рождается познание истины; от познания истины вера; от веры надежда; от надежды любовь; от любви повиновение; от повиновения постоянное исполнение заповедей.

Сын мой, удаляйся порока и люби добродетель. Старайся, чтобы око души твоей было не темно, но чисто и светло.

В добродетели подражай не тем, которые менее, но которые более тебя успели в оной.

Не опасайся злословия порочных людей. Скрывай все добрые дела твои.

Убегай всего, что может нанести вред душе твоей.

Никогда не оставляй воли Божией, чтобы исполнить только волю человеческую.

Не ропщи ни на кого и ничем не оскорбляй никого.

Не завидуй тому, кто беззаконными средствами успевает в чем-нибудь, – но смиряй себя пред всеми, чтобы Бог был с тобою.

Если ты приступил к исполнению какого – нибудь доброго дела, то не оставляй его.

Никогда не ослабляй в себе любви к Богу.

Всякое дело исполняй охотно и терпеливо, и Бог будет твоим помощником. Он Сам будет приводить дела твои к желаемому концу.

Люби уединение.

Не занимайся разговорами, относящимися к пустым предметам мира сего.

Старайся успевать во всех добродетелях и убегай нерадения в исполнении оных.

Сын мой, если будешь строго исполнять все сие, то получишь наследие, которого око не виде, и ухо не слыша и которое на сердце человеку не взыдоша (1Кор. 2:9).

Кто менее тебя успел в христианских добродетелях, того почитай как бы равным тебе по благочестию; но кто равен тебе по добродетелям, того почитай совершеннее себя.

Сын мой, удаляй от себя все порочные мысли и будь уверен, что Господь никогда не забудет трудов твоих, которыми ты стремишься к совершенству. Он Сам облегчит тебе оные.

Сын мой, подражай тем, которые возлюбили Господа всем сердцем и которые постоянно и ревностно угождают Богу добрыми делами; не стыдись последовать им, ибо они совершеннее тебя. Но не подражай тем, которые стремятся к удовольствиям мира сего, потому что они никогда не найдут в них блаженства.

Чтобы получить благословение свыше, подражай тем, которые из любви к Богу скитались по горам и пустыням.

Будь спокоен и не опасайся ничего, когда ты что-нибудь делаешь сообразно с волей Божией, но опасайся преступить и малую заповедь Божию. Господь Иисус Христос даст тебе силу и Сам будет содействовать тебе в совершении добрых твоих дел.

Как отцы наши были совершенны, так и те, кои подражают им, могут сделаться совершенными в добродетели.

Сын мой, убегай пустословия, чтобы не удалился от тебя Дух Божий, убегай всех грехов и никого не осуждай в оных.

2

Сын мой, не сообщайся с гордыми, но обращайся со смиренными.

Не будь лицемером или лжецом.

В словах никогда не показывай гнева, но всегда говори кротко и мудро. Самое молчание твое должно быть благоразумно. Как в словах, так и в молчании отцов наших всегда видны были мудрость и благоразумие.

Сын мой, не старайся приобретать славы перед людьми, – но сам для себя старайся быть мудрым, кротким, долготерпеливым.

Пекись о спасении своем и люби всех людей.

Ежели ближний твой находится в печали – печалься вместе с ним и участвуй в его несчастии.

Сын мой, люби смирение во все дни жизни твоей.

О предметах предосудительных никого не спрашивай никогда.

Удаляйся всего худого.

Слова твои должны быть всегда назидательны и приятны, ибо от слов могут рождаться и польза, и вред.

Будь ко всем милосерд.

Соблюдай чистоту веры.

Сын мой, старайся сделать сердце свое столь чистым, чтобы оно ни о чем худом не думало, но чтобы всегда стремилось к добру и таким образом приобрело себе духовный мир.

Если ты посещаешь кого-нибудь из ближних своих, то сохраняй в сердце своем страх Божий и в разговорах с ближним своим соблюдай благоразумие, чтобы дух твой был спокоен и не развлечен, когда ты возвратишься домой.

Перед человеком, который по своему званию больше и выше тебя, много не говори.

Сын мой, духовных отцов своих люби больше, нежели отца своего плотского, – ибо духовные отцы пекутся о спасении твоем.

Находясь в каком-нибудь обществе людей, не говори много; и если нужно тебе будет спросить о чем-нибудь или если тебя спросят о чем- нибудь, – говори со смирением и в кратких словах.

Сын мой, если тебя кто-нибудь обидит, не питай ненависти к человеку, обидевшему тебя, но почитай себя достойным того, чтобы тебя все обижали.

Если кто-нибудь придет к тебе по какому- нибудь делу, обращайся с ним ласково и смиренно.

Если начальник твой прикажет тебе услуживать другим, исполняй его приказание охотно, чтобы двоякую награду получить от Бога – за послушание начальнику и за служение другим.

Если невинно осудят тебя в каком-нибудь грехе, смиренно и терпеливо переноси сие осуждение, чтобы получить венец награды в будущей жизни.

Когда говорят о чем-нибудь худом, не слушай.

Если тебе зло сделали или оскорбили тебя, не мсти.

Сын мой, не гордись и не хвались ничем, ни с кем не ссорься, не говори слишком скоро или слишком громко.

Не питай ни к кому ненависти, но люби всех, как самого себя, потому что Писание говорит: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Мф 22:39).

Сын мой, помни всегда наставника своего, который внушал тебе правила добродетели. Не забывай сих правил. Строго исполняй их, чтобы по обетованию Божию получить в награду долговременную жизнь. Слова апостола Павла, сказанные им Тимофею: в сих поучайся, в сих пребывай, да преспеяние твое явлено будет во всех (1Тим. 4:15), – относи к самому себе.

3

Сын мой, произвольная нищета есть не что иное, как воздержание от всего, что не нужно человеку; уединение есть удаление от мирского шума; благочестивое путешествие, предпринимаемое к какому-нибудь святому месту, для истинного христианина состоит во всегдашнем хождении в церковь для богослужения.

Сын мой, занимайся всегда каким-нибудь делом; сердце свое приучай к богомыслию, а язык к тому, чтобы всегда говорил истину.

Люби больше бесславие, нежели славу и честь; больше труды, нежели покой; больше потерю мирских вещей, нежели приобретение.

Добрый и верный раб, если ты поставлен служить другим, то слушай внимательно и исполняй строго и скоро все, что приказывают тебе.

Если ты находишься между подобными и равными тебе, то более слушай, что другие говорят, нежели сам говори; более старайся услуживать другим, нежели чтобы тебе услуживали.

Человек, который любит обманывать, ни к какому доброму делу не способен.

Если совесть не обличает тебя во грехах, то наставляй на путь истины тех, которые жизнью своей хулят имя Божие. Поскольку таковые люди удалены от Бога и духовно мертвы, то употребляй все старание, чтобы они оставили свои порочные дела, обратились к Богу и жили свято, чтобы в награду получить жизнь вечную.

Сын мой, подражай Господу нашему Иисусу Христу и люби молчание. Господь наш ничего не ответствовал Ироду, когда сей по любопытству спрашивал Его о многом (см.: Лк 23:9).

Сын мой, когда ты хочешь что-нибудь делать и видишь, что это несообразно с волею Божиею, не делай этого.

Дух твой должен всегда заниматься Богом и быть, так сказать, на небе; тело твое, будучи на земле, должно сообразоваться с духом и быть храмом Божиим.

Сын мой, умышленно причинять оскорбление ближнему своему или гордиться пред ним, не чувствуя собственных своих недостатков, есть великий грех.

Не говори ни о чем прежде, нежели размыслишь о том, ибо слова, не имеющие в себе смысла, подобны тернию и волчцам.

Никого не учи ничему, никому не предлагай ничего прежде, нежели сам исполнишь то на самом деле.

Размышляй о делах Божиих.

Молитву совершай с усердием и со вниманием: ибо молитва, совершаемая без внимания, есть не что иное, как пустые слова.

Сын мой, удаляйся тех людей, которые в делах своих безрассудны. Если ты сделал какие-нибудь добрые дела, не хвались ими и не говори: «Я то и то сделал». Если будешь тщеславиться, то безрассудно поступишь и дела твои не будут иметь цены.

Не приказывай другим исполнять того, чего сам еще не исполнил: для тебя нет никакой пользы, когда другие делают то, чего сам ты не делаешь.

Мудрый человек знает, когда что должно делать или говорить: он обо всем предварительно размышляет и потом начинает говорить или делать; напротив, человек безрассудный поступает опрометчиво: он не сохраняет и тайны, вверенной ему.

4

Сын мой, тому, кто слов твоих не понимает, не говори их.

Со всеми живи мирно, но не от всех принимай советы.

Не всех делай друзьями своими, и прежде, нежели выберешь себе друга, испытай верность его, ибо весь мир лежит во зле. Другом избери себе такого человека, который боится Господа.

Всем сердцем прилепляйся только к одному Богу, потому что все люди, исключая немногих, коварны: на земле везде видны суета и обман.

Сын мой, если ты любишь жизнь спокойную, то не обращайся с теми, которые живут порочно; и если необходимость принудит тебя обращаться с ними, то предохраняй себя от их пороков.

Если хочешь угодить Богу, то всем сердцем люби Иисуса Христа: Он освободит тебя от грехов и введет в жизнь вечную.

Если ты намерен исполнить какое-нибудь доброе дело, то не говори о сем никому, но исполняй доброе дело тайно.

Убегай порочных удовольствий. Кто прилепляется к ним, того Бог лишает Своего благоволения.

Помни, что грехи твои бесчисленны, а время смерти твоей всегда близко к тебе. По смерти ты должен будешь отдать отчет в делах своих, и если ты будешь осужден, то никто не избавит тебя от наказания: там ни брат не может искупить брата, ни отец не может освободить сына своего.

Сын мой, дом твой почитай темницей, в которой ты должен быть заключен за грехи свои.

Во всем показывай смирение: и в походке, и в одежде, и в вещах, принадлежащих тебе, и в самом образе жизни твоей.

Во всем будь доволен малым и люби произвольную нищету.

Молитвами или духовными подвигами своими не хвались.

Когда посещаешь ближнего своего, то говори с ним просто и откровенно, без всякой хитрости.

Если будут хвалить тебя за твои дела, не радуйся сему, но все, что достойно похвалы, сколько можно, скрывай от всех и не позволяй никому хвалить тебя.

5

Сын мой, если ты хочешь обличить кого-нибудь во грехе, то обличай кротко и человеколюбиво, потому что и ты сам подвержен заблуждениям и проступкам.

Помни всегда смерть свою и не забывай вечного наказания, уготованного грешным. Непрестанное воспоминание сего предохранит тебя от грехов.

Не оставляй уединения: отцы наши говорят, что в уединении удобнее непрестанно помнить смерть и удаляться от грехов.

Сын мой, пищу употребляй простую и нероскошную.

Предохраняй себя от гнева и сохраняй спокойствие духа.

Увещевай и юношей и стариков, чтобы они никогда не предавались гневу.

Старайся приобрести духовное мужество, которое состоит в том, чтобы твердо стоять в истине и противиться врагам оной. Враги удалятся от тебя и не возвратятся к тебе, если ты будешь мужественно вооружаться против них.

Сын мой, мудрый человек и в лице выражает свою мудрость.

Будь мудр так, чтобы и молчание твое заграждало уста клеветников.

Если кто ложно обвиняет тебя во грехе, не бойся сего обвинения, потому что оно проистекает от духа злобы, который употребляет все средства, чтобы удалить человека от добродетели.

Сын мой, погашай в себе всякую наклонность к чувственным удовольствиям и изгоняй из сердца своего все порочные мысли.

Апостол Иоанн, по внушению Духа Святого, все чувственные земные удовольствия разделяет на три рода. Все, говорит он, еже в мире, похоть плотская и похоть очима и гордость житейская (1Ин. 2:16). Похоть плотская есть невоздержание в пище и порочные желания, которые необходимо рождаются от сего невоздержания. Похоть очес есть нечистое воззрение на предметы, от которого рождается нечистое представление в сердце. Гордость житейская есть та слава мира сего, те достоинства и почести земные, к которым развращенное сердце наше непрестанно стремится.

Сын мой, сей правду, чтобы пожать плоды жизни.

Старайся приобрести духовную мудрость, чтобы после получить наследие вместе со святыми. Только в настоящей жизни мы имеем возможность приобретать сию мудрость.

6

Сын мой, предохраняй себя от тщеславия, которое часто возмущает спокойствие человека, находящегося в уединении.

Духовные твои подвиги тогда будут иметь совершенство, когда приучишь себя к совершенному послушанию.

Истинно благочестивый человек от юности носит иго Господне: он всем услуживает, всем покоряется; кто ударит его по одной щеке, тому он подставляет другую; он спокоен и весел, когда злословят его или клевещут на него; он довольствуется малой и самой простой пищей; и Господь наш Иисус Христос не оставляет его никогда и укрепляет его, доколе не переселится он к вечному миру и блаженству.

Господь наш милосерд. Любящим и ищущим Его Он содействует в перенесении всех бедствий мира сего.

Сын мой, радуйся, когда постигают тебя несчастья, ибо от них рождается плод спасения. Не увлекайся удовольствиями мира сего: ибо за ними последует плачевная и гибельная смерть.

Сын мой, бодрствуй непрестанно, удали от себя всякое нерадение и леность, чтобы не быть отверженным в будущем веке.

Умирай ежедневно, чтобы жить вечно.

Чтобы не впасть тебе в нерадение и не погибнуть в последний час жизни твоей, – воспоминай благочестивые труды свои и опасайся, чтобы они через нерадение твое не сделались тщетными.

До конца жизни люби Господа – и получишь от Него милость.

Не удаляйся от Бога по причине тленных земных благ, но всегда помни и исполняй все то, что обещался исполнять при удалении от мира и вступлении в монашескую жизнь.

Обращай внимание на одежду свою и воспоминай те слезы покаяния, которыми ты орошал ее, когда облекся в нее.

Сын мой, орошай постель слезами своими и молись Господу Иисусу Христу, чтобы Он загладил грехи твои, дух прав обновил во утробе твоей (Пс. 50:12), ниспослал тебе силу к совершению добрых дел твоих и дал тебе в наследие вечное Свое Царство. Ему, как Творцу и Спасителю нашему, должна быть воссылаема слава и честь, должно быть приносимо поклонение вместе со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Парадоксы жизни и смерти человека

Проблема жизни и смерти является одной из основных тем философского размышления, и в духовном опыте человечества практовалась по-разному. Смерть означает прекращение Жизни, естественный или насильственный конец индивидуального живого существа. Философия рассматривала смерть главным образом с точки зрения осознания факта и смысла смерти как завершающего момента человеческой жизни, ибо человек, в отличие от других живых существ, осознает свою смертность. В последующие после античности века христианское мировоззрение способствовало перемещению вопроса о смерти в личностное, особое, духовное измерение. Сама тема смерти надолго стала темой религиозного, а не философского сознания. Только в XIX-XX вв. возрос философский интерес к проблеме смерти, «конечности», «временности» в связи с критическим переосмыслением рационалистических идеалов классической философии.

Стремление людей освоить, обжить феномен смерти проявилось в множестве мифов, сказаний, ритуалов (похороны, жертвоприношения и т. п.). В Древнем Вавилоне считалось, что души умерших попадают в подземный рай и ведут там унылое существование, а посему религия здесь была ориентирована на земную жизнь. В Древнем Египте представления о потустороннем существовании получили, наоборот, гипертрофированный характер, поэтому важно было позаботиться об умершем и «пабдить его всем необходимым. В Древней Индии считалось, что душа не погибает вместе с телом, а переселяется в другое тело, и последующее переселение души зависит от поведения человека в теперешней жизни.

В античной философии наиболее оригинальное учение о бессмертии души создал Платон. Согласно его учению, Бог, сотворивший мировую душу и мировое тело (Космос), образует также все отдельные души, каждой КЗ которых соответствует своя звезда. После смерти бессмертная душа, если человек себя достойно вел при жизни, может вернуться к звездам и вести блаженную жизнь. Прочие же души вынуждены переселяться в новые тела. Учение о бессмертии души имело великий этический смысл, побуждая людей к возвышению души, очищению ее от земной скверны, страстей, пороков и зла, чему во многом способствует философия. Философия, по мнению Платона, является и подготовкой к смерти, умением умирать − уходить от неистинной жизни. Позже Иоанн Дамаскин скажет: «Философия есть помышление о смерти». Согласно атомистическому учению Демокрита, индивидуальная душа, подобно прочим вещам, состоит из атомов и должна будет распасться на атомы и прекратить свое существование, правда, ее «бессмертные» атомы войдут в состав новой души. Эпикур, будучи как и Демокрит атомистом и считая душу смертной, видел цель философии в достижении счастья, избавлении от страхов жизни и смерти, судьбы, загробного мира и учил, что самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.

Противоположную по отношению к предшествующей ему традиции трактовку проблемы смерти обозначает Шопенгауэр. Основной чертой его философии, в отличие от предшествующей, принимающей в качестве неразрушимого, вечного в человеке разум и интеллект, является рассмотрение в качестве первоначала воли. Именно воля является началом обусловливающим, тогда как интеллект – «феномен производный и обусловленный мозгом, и поэтому он вместе с ним начинается и кончается» . Со смертью, таким образом, погибает сознание, но не то, что породило и поддерживало это существование. Воля, считает Шопенгауэр, испытывает страх, хотя смерти она не подлежит. Страхи смерти питаются, главным образом, иллюзией, будто «Я» исчезнет, а мир останется. На самом деле как раз наоборот, исчезает мир, т. е. видимое нашему сознанию, а сохраненное ядро «Я», носитель и создатель того субъекта, в чьем представлении мир только и имеет свое существование, остается. Шопенгауэр надеется, что его учение позволит снять противоречие между мнением, будто смерть – наш конец, и верой в то, что мы все-таки должны быть вечны. Как видим, на взгляды Шопенгауэра в отношении смерти большое влияние оказали традиции восточной культуры.

Особое (личностно-переживающее) понимание смерти обосновывает Хайдеггер. Смерть он рассматривает как фундаментальный фактор самого человеческого бытия, а не как биологический переход из одного состояния в другое. Тем самым феномен смерти приобретает особый статус: человеческое бытие есть «бытие-к-смерти». Именно сознание смертности, а не самосознание человека определяет его субъективность. В то же время феномен смерти является позитивным параметром человеческого бытия, поскольку именно осознание, осмысление своей смерти делает бытие собственным. Смерть, таким образом, есть конец пребывания в бытии данного существующего субъекта.

Вспомним еще раз о толковании феномена смерти французским писателем и философом Камю. В отличие от Хайдеггера, он не ставит перед собой цель выяснить, что такое смерть. Его интересует общая философская основа отказа от жизни. Решение покончить с собой, по мнению Камю, это признание человека в том, что жизнь в его глазах сделалась бессмысленной, непонятной, абсурдной, что он стал чувствовать себя посторонним в мире. Однако самоубийство − ложный вывод из осознания абсурда. Абсурд − это ясность, т. е. ясное осознание человеком того, что существование бессмысленно, и эта ясность делает человеку честь. Кроме того, самоубийство не отменяет бессмысленности бытия, а только поддерживает ее. Абсурдный человек, т. е. человек, осознавший абсурд, способен сам придать ценность своему существованию, по-человечески жить в этом мире. Смерть для А. Камю выступает не как исходный пункт смыслоопределяющей активности человека, а как отрицание всякого смысла. Другой французский писатель и философ Ж. П. Сартр также отрицает смыслоопределяющий статуе смерти, рассматривая ее как то, что не индивидуализирует человека, а обезличивает его, лишает подлинности, собственности. В соответствии с этим отношение к смерти должно строиться как сопротивление, противопоставление ей.

В России во второй половине XIX в. сформировались учения (Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев), в которых смерть объявлялась врагом рода человеческого, помехой всеединству, космическим злом, считалось, что с нею не может быть никакого примирения.

В современной культуре и науке особое внимание уделяется проблеме эвтаназии. Термин «эвтаназия» означает добровольную безболезненную смерть и отражает естественное для человека желание умереть спокойно, легко и безболезненно. В данном понятии можно выделить такие смыслы, как ускорение смерти тех, кто-переживает тяжкие страдания, забота об умирающих, предоставление человеку возможности умереть, прекращение жизни лишних людей. Возникает вопрос, как с этими смыслами сочетаются такие знаменитые принципы, как клятва Гиппократа «Клянусь не давать смертельного лекарства, даже если меня об этом попросят, или советов, которые могут привести к смерти», или принцип, предписывающий врачу бороться с болезнью до конца. Вместе с тем использование современной медициной новейших средств позволяет продлить биологическое существование человека на очень долгий срок, превращая порой несчастных пациентов и их близких в заложников сверхгуманизма. Все это порождает многочисленные дискуссии, в которых одни отвергают эвтаназию как акт убийства, другие рассматривают ее как панацею от всех бед. Различают пассивную и активную эвтаназии. Пассивная эвтаназия − это отказ от жизнеподдерживающего лечения, когда оно либо прекращается, либо вообще не назначается. Активная эвтаназия − это преднамеренное действие с целью прервать жизнь пациента.

Право человека распоряжаться собственной жизнью и отказ от негуманного, уничтожающего его достоинство лечения выступает основным аргументом сторонников активной эвтаназии. Святость человеческой жизни, возможность врачебной ошибки при безнадежном диагнозе, опасность злоупотреблений, если эвтаназия будет узаконена и т. п., являются вескими контраргументами против активной эвтаназии. Все эти проблемы свидетельствуют о том, что эвтаназия − это междисциплинарная проблема, требующая для своего разрешения профессиональных и нравственных усилий философов, медиков, правоведов, всех заинтересованных людей.

Истоками идеи бессмертия, как мы уже показывали выше, были убеждения в божественности происхождения души, ее нематериальности и неразрушимости. Само же понятие «бессмертие» означает веру в нескончаемость человеческого существования, особенно души человека.

В религиозных верованиях индусов и египтян существовала идея переселения души. Идея бессмертия души характерна и для ряда философских школ античности, в том числе и пифагорейцев с их идеей вечного возвращения. По Платону, душа как первоначало жизни не порождаема, бессмертна и родственна вечным идеям. Для Аристотеля неприемлема мысль о перевоплощении души, поскольку каждое тело имеет свою собственную душу, бессмертием обладает лишь разумная часть души (активный ум), присущая только людям. С точки зрения Эпикура, все живое смертно, бессмертны лишь атомы, из которых они состоят. Против бессмертия выступал и Лукреций (99-55 до н. э.) («О природе вещей»), также считая вечными лишь атомы, из которых состоят пещи. Для стоиков (например, Зенона) бессмертен только разум. Хрисипп (281-208 до н. э.) утверждал, что бессмертна лишь мировая душа, составляющая часть души человека.

В рамках античного мировоззрения бессмертие означало божественность, т. е. бессмертие души тождественно ее вечности, причастности миру вечных идей. Лишь то, что не имеет начала, бессмертно. Поэтому смерть для греков — освобождение от телесности и возвращение в мир духа.

С новым пониманием смертности связано христианство. Хотя душа и сотворена Богом бессмертной, она из-за грехопадения оказывается смертной и лишь по благодати Божьей станет бессмертной. Согласно русскому православному богослову и философу Флоровскому, христиане должны верить во Всеобщее Воскресение. Бог сотворил человека для бытия, вечности. Достичь же вечности и обрести ее можно только в единении с Богом.

В эпоху Возрождения и в Новое время среди мыслителей также не было единого подхода к трактовке бессмертия. Дж. Бруно, Н. Кузанский говорили о бессмертии души, приобщенной к мировой душе. Спиноза также считал, что человеческая душа не может совершенно уничтожиться вместе с телом, от нее остается нечто вечное.

Лейбниц же полагал, что все живые существа смертны, бессмертна лишь личность, обладающая совестью и рефлексией (самопознание собственного духа, морали, «внимание, направленное на то, что заключается в нас»).

Натуралистическую трактовку смерти и бессмертия вслед за атомистами античности (Демокритом, Эпикуром, Лукрецием), согласно которым бессмертны лишь атомы, а все живое смертно, дали мыслители Просвещения XVIII в. Они отстаивали идею бренности человека и бессмертия его природных первоначал. Фейербах, Бюхнер, Геккель связывали бессмертие с сохранением материи. Вольтер же назвал идею бессмертия химерой. Юм также отрицал бессмертие. Вместе с тем для многих мыслителей этой эпохи характерна и социокультурная трактовка бессмертия как сохранения достижений личности в памяти последующих поколений, человечества. Дидро, например, связывал бессмертие с продолжением жизни в памяти других поколений. Гете утверждал, что для него убежденность в вечной жизни вытекает из понятия деятельности. С точки зрения Канта, бессмертие души не может быть доказано логически, но является постулатом практического разума (т. е. убеждение в бессмертии души и существовании Бога осознается им как условие возможности высшего блага, стремления к счастью и внутреннего убеждения). Гегель утверждал, что дух вечен и бессмертен. Такого рода социокультурный подход к трактовке бессмертия, который исходит из оценки вклада человека в наследие, культурные достижения и память других поколений (в этом смысле речь идет о духовном бессмертии), присущ многим мыслителям XX в. Обобщая различные подходы к пониманию бессмертия, сложившиеся в человеческой культуре, можно выделить следующие концепции бессмертия:

• бессмертие как приобщение к миру вечных идей (эйдетическая (от греч. eidos − видимое) концепция), коотopoe у Платона является синонимом термина «идея», т. e. умопостижимая форма, существующая отдельно от типичных вещей, которые к ней причастны;

• бессмертие как воскресение и причастие к благодати Святого Духа (христианская концепция, исходящая и смертности человека как единства тела и духа);

• бессмертие первоначал человеческой природы (атомов, генетического кода и др.) и бренность (конечность)

• человеческого существования (натуралистическая концепция);

• бессмертие как сохранение достижений человеческой личности в памяти человечества (социокультурная концепция).

Непрекращающиеся дискуссии о смерти и бессмертии человека демонстрируют сложность, многогранность, притягательность и таинственность этой вечной Философской темы.

Поучения

От составителя

Избранная литература. О преподобном Антонии Великом и раннем египетском монашестве

Поучения Антония Великого Слово о суете мира и воскресении мертвых Устав отшельнической жизни Внешнее течение и внешние порядки такой жизни Удаление от мира и от сожительства с людьми Избрание пустынножительства Келейное уединение Келейные занятия и порядки Молитвословие и коленопреклонения Чтение и богомысленное размышление Рукоделие и вообще труд Пища Сон Одежда Все содержание, главная черта которого – нищета Церковное богослужение Соотношения Взаимное обращение Собеседование и вообще употребление языка На случай отлучек Строй внутренней жизни Исходное начало жизни – ревность Правило жизни – воля Божия в заповедях Цель – слава Божия Памятования – возбудители и поддержатели ревности Производители успеха – благодатная Божия помощь и свои усилия и подвиги Настроения души, условливающие успех Подвиги борьбы с грехом Заключение Духовные наставления Правила духовным детям своим, монахам Различные наставления детям своим, монахам Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах Двадцать слов к монахам Слово первое. О вере в Господа нашего Иисуса Христа Слово второе. О страхе Божием Слово третье. О долготерпении Слово четвертое. О долготерпении Слово пятое. О смирении Слово шестое. О чистоте Слово седьмое. О мире Слово восьмое. О молчании Слово девятое. О удалении от грехов Слово десятое. О обуздании языка Слово одиннадцатое. О премудрости, хранении сердца и смирении Слово двенадцатое. О стыде Слово тринадцатое. О тщеславии Слово четырнадцатое. О славе и терпении Слово пятнадцатое. О неверии Слово шестнадцатое. О внимании Слово семнадцатое. О девстве Слово восемнадцатое. О двух путях: о пути добродетели и о пути порока Слово девятнадцатое. О двуязычии Слово двадцатое. О коварстве Письма к монахам Письмо первое. Об удалении от мира Письмо второе. О Синайском законодательстве, о воплощении Бога Слова и обязанности исполнять заповеди Божии Письмо третье. О том, что благодарность Богу за дарованное нам искупление мы должны свидетельствовать исполнением заповедей Божиих Письмо четвертое. О том,что строгое исполнение закона Божия не означает рабства, но истинную свободу Письмо пятое. О том, что и Ангелы, и души святых радуются на небе, когда человек исполняет заповеди Божии Письмо шестое. О том, что духи злобы всегда стараются совратить благочестивых людей с пути добродетели и что смирение необходимо для спасения Письмо седьмое. О том, что благодеяния Божии к человеку бесчисленны и что человек только посильным упражнением в добродетелях может свидетельствовать Богу благодарность свою Письмо восьмое. О том, что благодать Святого Духа должно приобретать чистотою сердца и строгою христианскою жизнью Письмо девятое. О том, что трудные подвиги благочестия облегчаются благодатию Божиею, которую Бог ниспосылает истинно преданным Ему Письмо десятое. О том, что добродетель теряет всю свою цену и достоинство от тщеславия Письмо одиннадцатое. О том, что к совершенству христианина принадлежит и духовный навык различать добро от зла, истину от лжи Письмо двенадцатое. О том, что взаимная любовь, соединяющая духовных отцов и детей, должна быть сильнее взаимной любви, соединяющей родителей и детей плотских Письмо тринадцатое. О том, что тайны Царства Небесного открываются только тем, которые достигли высокой степени духовного совершенства, и что сии люди в последний день Суда будут судить мир Письмо четырнадцатое. О том, что всякий человек должен оказывать Богу сыновнее послушание, дабы получить от Него отеческое благословение Письмо пятнадцатое. О том, что добродетели – плоды духовной жизни, а грехи – плоды духовной смерти Письмо шестнадцатое. О том, что святые люди, упоминаемые в Ветхом и Новом Заветах, во всех делах своих показывали глубокое смирение пред Богом и что мы должны подражать им Письмо семнадцатое. О том, что для духовного созерцания Господа и преображения в славу Господню должно достигать меры возраста Христова, умерщвлять себя и любить уединение Письмо восемнадцатое. О том, что коварства злых духов многоразличны, что для предохранения себя от оных потребно духовное бдение и подражание святым Письмо девятнадцатое. О том, что Дух Святой вселяется в душу человеческую тогда, когда она достойным образом уготовит себя в храм Божий, и что сильным искушениям подвергаются только те люди, которые утвердились в добродетели Письмо двадцатое. К духовному сыну своему Вевнуду: о том, что человек, желающий провождать благочестивую жизнь, получить благодать Святого Духа и удостоиться небесной славы, должен иметь все христианские добродетели, и особенно – любовь к ближним, смирение, терпение в искушениях, чистоту сердца и повиновение к духовным наставникам своим Ответы на некоторые вопросы, предложенные братией Изречения преподобного Антония Великого и сказания о нем Из «Добротолюбия» Из «древнего Патерика» Из «скитского Патерика» Объяснения некоторых изречений преподобного Антония Великого, сделанные после его смерти одним старцем Приложения об Антонии Великом, его учениках и сподвижниках Житие преподобного Антония,описанное святителем Афанасием Великим в послании к инокам, пребывающим в чужих странах Иоанн Златоуст о египетских подвижниках О Нитрийских пустынниках О местности, носящей название келлий Жизнь отшельников в скитской пустыне Павел Препростый Аммон Нитрийский Епископ Аммон Макарий Великий Макарий Александрийский Преподобный Пафнутий Авва Питирион Дидим Александрийский, слепец Авва Памво О Евлогии и увечном Павел Фивейский Иларион Великий Святой Юлиан и Антоний Великий Из «Исповеди» блаженного Августина Комментарии Слово о суете мира и воскресении мертвых Устав отшельнической жизни Духовные наставления Правила духовным детям своим, монахам Различные наставления детям своим, монахам Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах Двадцать слов к монахам Письма к монахам Ответы на некоторые вопросы, предложенные братией Изречения преподобного Антония Великого и сказания о нем Из «Добротолюбия» Из «древнего Патерика» Из «скитского Патерика» Объяснения некоторых изречений преподобного Антония Великого, сделанные после его смерти одним старцем Житие преподобного Антония, описанное святителем Афанасием Великим в послании к инокам, пребывающим в чужих странах Иоанн златоуст о египетских подвижниках О Нитрийских пустынниках О местности, носящей название келлий Жизнь отшельников в скитской пустыне Павел Препростый Аммон Нитрийский Епископ Аммон Макарий Великий Макарий Александрийский Преподобный Пафнутий Авва Питирион Дидим Александрийский, слепец Авва Памво О Евлогии и увечном Павел фивейский Иларион Великий Святой Юлиан и Антоний Великий Из «исповеди» блаженного Августина

Предлагаемая вниманию читателя книга является на сегодняшний день самым полным сборником творений величайшего подвижника III-IV веков – преподобного Антония Великого. К сборнику прилагается житие Антония Великого, составленное его учеником, свт. Афанасием Александрийским, а также краткие жития учеников преподобного (Макария Великого, Макария Александрийского, Аммона Нитрийского, Павла Препростого, Илариона Великого и других) и некоторые другие материалы по истории древнего иночества. Сборник снабжен комментариями.

От составителя

Предлагаемая вниманию читателя книга является на сегодняшний день самым полным сборником творений величайшего подвижника III-IV веков, святых «отцов начальника» преподобного Антония Великого.

Когда-то, в 1860-х годах, святитель Феофан Затворник в одном из писем поведал о своем замысле издать подобный сборник, куда вошли бы и все разрозненные изречения святого Антония, и все сказания о нем из греческого и латинского отечников, из «Лавсаика», «Лимонаря», «Истории боголюбцев» и т.д. Отчасти святитель Феофан попытался это сделать при работе над «Добротолюбием», систематизировав в порядке руководственных правил для монашествующих часть из переведенных им поучений преподобного.

В настоящий сборник мы включили не только подобранный святителем Феофаном материал («Устав отшельнической жизни», «Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах» и др.), но и те творения святого подвижника, которые не издавались в России с 20–30-х годов XIX столетия. Среди них–полные тексты всех двадцати писем Антония Великого. По словам блаженного Иеронима, они проникнуты поистине апостольским духом. Родоначальник отшельничества писал их из своего уединения по настоятельной просьбе духовных чад, подвизавшихся в многочисленных обителях пустыни Келлий, Скита, Нитрии, в арсинойских и других монастырях.

Вошли в сборник и духовные поучения, которые авва Антоний преподал ученикам, посещая их. Это – «Правила духовным детям своим, монахам», «Различные наставления детям своим, монахам», «Двадцать слов к монахам», «Духовные наставления», «Слово о суете мира и воскресении мертвых». Все они были некогда бережно записаны учениками преподобного и разосланы в самые отдаленные обители Египетской пустыни и за ее пределы.

Наставления отца безмолвствующих кратки, но за их видимой простотой скрыты глубочайшие духовные истины, смысл которых раскрывается не сразу. Даже святитель Феофан признавал в письмах, что порой за день он может переводить не более десяти строк великого подвижника.

Ученики Антония Великого свидетельствуют, что авва был немногословен, поэтому они старались назидаться не только словом его, но и жизнью. Мы также сочли полезным дополнить книгу повествованиями о подвигах и доброделании этого святого, собранными из «Добротолюбия», «Древнего» и «Скитского» патериков, других достопамятных сказаний.

К сборнику прилагается житие Антония Великого, составленное его учеником, святителем Афанасием Александрийским, и вдохновившее немало последователей подвижника на избрание монашеского пути. Ярче всего влияние «Жития» преподобного Антония на свою жизнь изобразил блаженный Августин в «Исповеди», отрывок из которой тоже вошел в нашу книгу.

«Царственное стадо» великого пастыря уже в его время было весьма велико. Египетская пустыня быстро превратилась при нем в некое монашеское государство. Возникали целые города-монастыри с несколькими тысячами насельников, такие как Оксиринх. Однако до нашего времени сохранились имена немногих учеников Антония Великого. Как пишет церковный историк Созомен, «ученики Антония были везде, но не легко найти их, ибо они в продолжение своей жизни старались скрываться ревностнее, чем многие из нынешних людей, волнуемых честолюбием, домогаются известности».

Некоторые ученики стали истинными светильниками монашества: Макарий Великий, Макарий Александрийский, Аммон Нитрийский, Павел Препростый, Иларион Великий и другие. Каждый шел путем своего неповторимого подвига, однако во всех чадах Антония Великого, словно в духовном зеркале, отразился их божественный учитель. Особенно отчетливо это видно на примерах ближайших учеников святого. Их краткие жития, а также сказания о сподвижниках святого пустынножителя, заимствованные нами из Палладия, Руфина, блаженного Иеронима, Феодорита Кирского, Иоанна Мосха, «Истории египетских монахов», мы также посчитали необходимым поместить в этот сборник, дополнив комментариями.

Избранная литература. О преподобном Антонии Великом и раннем египетском монашестве

О преподобном Антонии Великом и раннем египетском монашестве

Агапит, иером. Жизнь преподобного отца нашего Антония Великого и его устные и письменные духовноподвижнические наставления. СПб., 1865.

Войтенко А. А. Антоний Великий // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 659–662.

Извеков М. С. Преподобный Антоний Великий // Христианское Чтение. 1879. Ч. 2. C. 66–130; 272–317.

Казанский П. С. История православного монашества на Востоке. Ч. 1. М., 1854; Ч. 2. М., 1856. (Переиздание: М., 2000.)

Поселянин Е. Пустыня: Очерки из жизни фиваидских отшельников. СПб., 1906. (Переиздание: М., 1994.)

Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998.

Стефан Лобачевский, свящ. Святой Антоний Великий: Его жизнь, писания и нравственно-подвижническое учение. Одесса, 1906.

Троицкий И. И. Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Сергиев Посад, 1907.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *