Амвросий оптинский письма

Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях

Оптинский старец Амвросий, по всеобщему и единодушному признанию, был одним из глубочайших знатоков сокровеннейших движений души человеческой, опытнейшим распутывателем духовных недоумений, мудрейшим и любвеобильнейшим наставником», — писал о нем протоирей Сергий Четвериков. Живое слово старца Амвросия, его советы и наставления дошли до нас в письмах к многочисленным духовным чадам – мирянам и монашествующим. Примерно с 1848 года старец Макарий стал направлять и насельников монастыря, и паломников под духовное водительство иеромонаха Амвросия. С этих пор и началась переписка, не прекращавшаяся уже всю его жизнь.

Письма преподобного старца Амвросия Оптинского начали публиковаться вскоре после его кончины в 1891 году. Для духовных чад Старца это было большим утешением и поддержкой после понесенной ими утраты. Начиная с 1892 года, письма печатались в журнале «Душеполезное чтение» и, по существовавшей тогда традиции, выходили отдельными оттисками. Тогда же, по мере поступления писем Старца от адресатов, Оптиной Пустынью стали издаваться небольшие сборники. На протяжении 1890-х годов их вышло более десяти. В 1906 году была предпринята первая публикация «Собрания писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам»; чрез два года, в 1908 году, вышло второе, дополненное издание. В 1908-1909 годах было издано в двух выпусках «Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим».

Два этих «Собрания…» (1908-1909 годов) являются на сегодняшний день наиболее полным сводом писем преподобного Амвросия Оптинского. Именно они и легли в основу настоящего сборника.

Помимо праздничных поздравлений и наставлений о том, как вести себя в различных частных случаях, письма содержат весьма конкретные советы о приобретении страха Божия и христианских добродетелей терпения и смирения, о борьбе со страстями, о молитве.

Часть I Общие праздничные приветствия и письма к отдельным лицам.

Часть II Письма к монашествующим, основателям и первоначальницам общин.

Часть III Переписка с мирскими лицами.

Часть I

Общие праздничные приветствия и письма к отдельным лицам

1. «Простим вся воскресением»

2. О великом снисхождении рождшегося Господа и о нашем окаянстве

3. Родившийся Христос приносит нам великие блага, воспользоваться коими зависит от нашего произволения

4. Праздник Пасхи напоминает о будущем и всеобщем воскресении

5. Значение Воскресения Христова. Якоже чада света ходите

6. Праздник воскресения, как и другие праздники, напоминает нам: Христос вчера и днесь тойже, и во веки, а мы, люди, изменчивы и унылы

7. Должно помнить ангельское славословие и не прилепляться к скоропреходящему

8. Что препятствует повиноваться правде Божией

9. О кресте и воскресении

10. О власти как послушании Богу

11. Совет об уклонении от разделений

12. О необходимых признаках духовной жизни

13. Об унынии, забвении и неведении, как врагах нашего спасения

14. Об удалении взаимной ненависти и о приобретении любви

15. О том, что и грешникам смиряющимся должно радоваться в праздник воскресения Христа

16. Об искоренении зависти

17. Чтобы прославиться со Христом, необходимо и пострадать с ним

18. Объяснение кондака рождества Христова

19. О разумном пении Богу. Объяснение трех церковных песней

20. Объяснения псалма 22

21. О зависти

22. Объяснение ирмоса: «Христос раждается…»

23. Недостаточно знать заповеди, надо исполнять их

24. Объяснение рождественского ирмоса: «таинство странное…»

25. Объяснение пасхального ирмоса: «воскресения день…»

26. Объяснение ирмоса: «жезл из корене иессеова…»

27. Объяснение слов пасхального канона: «ныне вся исполнишася света…»

28. Объяснение слов: милость и истина сретостеся…

29. Объяснение слов псалма: воскресни, Господи Боже мой…

30. Смысл скорбей

31. Объяснение сретенского ирмоса: «покрыла есть небеса добродетель твоя, Христе…»

32. Объяснение слов: сердцем бо веруется в правду…

33. О грехе осуждения ближних

34. Объяснение слов псалма: благ и прав Господь…

35. Изъяснение слов: несть бо царство Божие брашно и питие!

36. Объяснение слов в первом соборном послании святого апостола Петра о страхе Божием

37. Объяснение слов псалма: Бог… Наш на небеси…

38. Объяснение слов псалма: наказуя наказа мя Господь…

39. Объяснение слов псалма: уста моя возглаголют премудрость…

40. Объяснение слов псалма: еда забудет ущедрити Бог…

41. Объяснение слов Давида: благости и наказанию и разуму научи мя…

Письма к отдельным лицам

42. Необходимо достигать христианской мудрости

43. Мудрость христианская состоит в том, чтобы во время искушений хранить веру в Господа

44. Благочестно живущие должны терпеть скорби

45. Более всего надо достигать любви христианской

46. Духовное утешение подается за молитвы о живых и умерших

47. Молитва против помыслов немощных

48. Должно мужественно бороться с душевными недугами

49. Бодрость — от единения с Господом, уныние — от тщеславия

50. Уныние от диавола

51. Угождение самолюбию есть вторая смерть!

52. О страхе Божием и о необходимости немедленного покаяния

53. Искус полезен

54. Сознание своей немощи, самоукорение и терпение — три ступени к смирению

55. Кратчайший путь ко Христу — носить тяготы друг друга

56. Главные препятствия к усвоению святости

57. Христианская мудрость требует искоренения «ветхого человека»

58. Серьезная болезнь серьезнее обращает к Богу

59. Духовное возрождение начинается с освобождения от страстей

60. Чадцами Христовыми именуются те, в коих еще не «вообразился Христос»

61. О сожительнице. Об игуменстве… Над собою

62. О наставнице. Как стяжать разум духовный

63. Гордый ученик должен искать старца строгого. За отсутствием старца руководствоваться заповедями евангельскими. Страстным уединение вредно

64. Полезно сидеть в келье

65. Нужно держаться среднего пути спасения

66. Самочинное подвижничество опасно

67. Одни правила и посты, без соблюдения заповедей, не спасут

68. Неразумное пристрастие приносит много зла

69. Самочинное и самонадеянное испытание пагубно

70. Положим начало исправлению

71. Не должно вступаться не в свои дела

72. Болезнь от невнимания к себе и увлечения

73. Неожиданная потеря здоровья от умолчанной причины

74. О пострижении и согласовании внешнего с внутренним

75. Не должно отказываться от монашества

76. Должно идти средним путем

77. Все пути Господни сводятся к двум: милости и истине

78. Нужно вырывать корень зла -самость

79. Не должно усложнять путь монашеский

80. Самообман в заботе о ближнем

81. Жить вместе и жить врозь

82. Сознание немощи — начало исправления

83. Нужно учиться самоукорению

84. Не должно препятствовать спасению ближнего

85. Скорби научают терпению и терпением достигается спасение

86. Наставление об отношении к старцу

87. О непрерывности четочного правила

88. Течение благочестивой жизни — в покаянии, чистоте и совершенстве. О молитве Иисусовой

89. Избегай начальствования

90. Советы об устройстве кельи

91. Советы о келейном времяпрепровождении с сестрой

92. Не следует спешить разделяться с сестрою

93. О радости возвращения к совместной жизни

94. Умеренному деланию цены нет

95. Об искушении на молитве

96. Нужно молиться об исправлении душевных немощей

97. Божие должно вперед ставить

98. О необходимости держаться постоянства

99. О том как писать письма старцу

100. Должно молить Бога об укреплении веры

101. По случаю огорчения о неполучении мантии из рук старца

102. Пострижение — великий дар Божий

103. О славолюбии как причине неверия

104. Нужно учиться различать козни вражии

105. Принявшему великий образ монашеский должно избегать мирской заботливости

106. Перенося обиды со стороны других, должно вспоминать свои неправды

107. Забота о келье

108. Вся испытующе, добрая держите

109. Наставление о кротости

110. Наставление перед великим постом

111. Цель переписки — польза душевная, а не одно утешение

112. Более всего должно держаться страха Божия

113. О кончине матери М. и о болезни отца Макария

114. Под впечатлением кончины отца Макария

115. Наставление монашествующим

116. Друг от друга требуем исполнения заповедей, а сами не исполняем

117. О скорбях по принятии монашества

118. Наставление при вручении четок о том, чтобы не осуждать других, а сознавать свои грехи

119. Наставление о значении схимы

120. О чтении писем святителя Златоуста к диаконисе Олимпиаде в скорбных обстоятельствах (к монаху)

121. О словах святого Лествичника, что остроугольные камни, ударяясь друг о друга, округляются (к монахине)

122. О своевременном удалении на покой от казначейской должности

123. Должно переносить скорби от подчиненных терпеливо

124. О сомнениях, вызываемых добровольным оставлением начальственной должности

125. Об исполнении воли старца отца Макария

126. О преждевременном стремлении к безмолвию

127. Не покойного пути жизни искать надобно, а подчиняться воле Божией

128. Совет монахине, желавшей от уныния заняться переводом исторических статей

129. О нерасчетливости оставляющих путь в царство Божие

130. Не должно ревновать не по разуму

131. Нужно покаяться в своем недоверии к старицам

132. Царство Божие кое-как не приобретается

133. Болезнь надо переносить терпеливо

134. Вразумление немирным сестрам

135. Совет относительно устройства училища при монастыре

136. О покорности духовной матери

137. Прелесть — от скрытности и самочиния

138. Явному затвору должно предпочитать уединение по немощи

139. Увещание гордым и самолюбивым

140. Мнение старца о награждении наперсным крестом. О переводе книги святого Феодора Студита

141. Об оптинских изданиях и напевах

142. Учить других легко, а самому исполнять трудно

143. О том, что не следует монахиням быть сиделками в общественных больницах

144. О том же

145. Новопосвященной игумении

146. Игумений наставление: быть милостивой и снисходить к немощам человеческим

147. Наставление: терпеливо переносить неустройство в обители

148. О семи таинствах церковных

149. Совет: не оставлять настоятельства ради уединения

150. Не живи как хочешь, а как Бог приведет

151. Неудачи надо терпеть с радостью

152. Доброе намерение в добро вменяется

153. Огорчения надо принимать благодушно

154. Совет относительно плана корпуса для сестер

155. С терпением надо нести скорби

156. Надо нести крест свой — управление обителью

157. Наставление тщеславным и гордым. О гусях и утках

158. Беседа о слове Божием плохо вяжется, как толки со слепым о цветах

159. Совет о постройке зданий и напоминание притчи о гусях и утках

160. Многими скорбьми подобает нам внити во царствие Божие

161. По поводу освящения храма и о некоторых неприятностях

162. Болезни начальникам Господь посылает для того, чтобы они снисходили к немощам подчиненных

163. Не должно страшиться за будущее, а надо уповать на Господа

164. Послушание паче жертвы

165. Толкуньи просят прощение

166. О послушнике с: не должно бежать от служения ближним

167. Приветствие с новым годом

168. Не должно смущаться тем, что грешники благоденствуют, а праведники бедствуют

169. За суетой житейской не с чем предстать на суд Божий

170. Перед наступлением четыредесятницы

171. Смерть — благой конец страждущих

172. Совет о том, как поступать с порубщиками леса

173. Об утверждении общины, и о том, что скорби надо переносить терпеливо

174. Искушения неприятны, но полезны

175. Монах, если не крестится крестом, не может быть монахом

176. О том, что христиане не вдруг достигают совершенства

177. Не должно уединяться, а нужно заботиться о сестрах

178. Приветствие с пятидесятницей. Случай с монахом, переставшим приобщаться святых таин

179. Нужно повременить с удалением от настоятельства. В судебном деле руководствоваться словами спасителя: «аще кто хочет судитися»

180. Не унывать в скорби и не забывать о пище

181. Утешение в скорби

182. Назидания сыплются на нас со всех сторон, только надо не отвергать их

183. Не должно бежать от настоятельства, чтобы не оказаться подобным Ионе, который хотел бежать в фарсис, а попал во чрево китово

184. Должно помнить слова: вся же хотящий благочестно жити… Гоними будут

185. Приветствие с новым годом

186. Наставление пословицами

187. Без скорбей никто не пребывает, а особенно в настоятельстве

188. О смерти монахини ладыженской и о своих заботах

189. О том, что не следует огорчаться, если не все идут в монашество по призванию

190. Без скорбей не достигнешь вечного покоя

191. Больному монаху подлечиваться можно

192. Сила царствия Божия в христианском терпении

193. О неохоте пострига в мантию

194. Под видом безвременной свободы враг приводит к рабству

195. О слабом своем здоровье. Убеждает к пострижению смешным сравнением

196. О четырех добродетелях и о четырех душевредных вещах

197. Внешнее здоровье желательно соединить с внутренним душевным покоем

198. Хотя и трудно, да жить надо

199. Не должно неразсудно предаваться печали

200. Жалуется на здоровье, наставляет заботиться о подчиненных

201. Нужно служить и Богу и ближнему, по заповеди Христовой

202. Совет: при взгляде на посылаемую картину, возбуждать в себе мысли утешительные, а не унылые.

203. Господь крепость людем своим даст

204. Перед наступлением великого поста

205. Снова о молве своей и совет об избежании клевет человеческих

206. Настоятелю должно ограждать обитель молитвой

207. Молитва Иисусова более келейного правила

208. Надо простить кающуюся сестру и принять в обитель

209. Некоторые от малодушия бегут с трудного пути

210. О мудрости змеиной и кротости голубиной

211. Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних – болезнями и помыслами

212. И в новом году дожны быть новые скорби

213. В скорбях должно полагаться на волю Божию

214. На безмолвие и уединение должно поступать по особому призванию Божию

215. Если не можешь иметь полного духовного отношения, держись исполнения заповедей Христовых

216. Без терпения нельзя успокоиться

217. Самооправдание — общая немощь

218. Печаль — тягчайшее из искушений

219. Вооружайся терпением

220. Напоминанием о смерти отца к. Внушается быть в мирном настроении

221. Главная наша забота должна быть о спасении. О книге «цветник»

222. Устроение нашей жизни в руках Божиих

223. В тяжелых обстоятельствах надо потерпеть

224. При решении вопроса о переходе в другую обитель, должно, по молитве, смотреть на состояние своего сердца

225. Поздравляя с саном игумений, объясняет значение сего сана

226. При утеснении со стороны начальствующих должно помнить слова преподобного Марка Подвижника, что неудобную вещь не пытайся разрешить любопрением

227. Если Господь не попустит, никто нас обидеть не может

228. Скорбные обстоятельства не противны воле Божией

229. Кляуз бояться не должно. Ложь всегда останется ложью

230. Бог не попустит, свинья не съест

231. Без лихорадки дурные соки из тела не выходят, без неприятностей и зло из обители не устраняется

232. Скорби не убивают, а спасают, если терпеливо и с надеждой на Бога переносим их

233. В скорби от врагов — читать псалмы 3-й, 53-й, 58-й и 142-й, а при безотчетной скорби — псалом 101-й

234. Еще о чтении псалмов в напастях

235. Не благословляет уходить на покой из страха перед противниками

236. Велика награда терпящим несправедливые клеветы

237. Должно попытаться защищаться, прежде чем уходить на покой

238. О молитве за врагов

Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим

I. Общие праздничные приветствия 1. «Простим вся Воскресением» (1870 г.)(1870 г.) 2. О Великом снисхождении Рождшагося Господа и о нашем окаянстве (1870 г.) 3. Родившийся Христос приносит нам великие 4. Праздник Пасхи напоминает о будущем и всеобщем 5. Значение Воскресения Христова. «Яко чада света ходите» (1872 г.) 6. Праздник Воскресения, как и другия праздники, 7. Должно помнить ангельское славословие и 8. Что препятствует повиноваться правде Божией 9. О Кресте и Воскресении (1875 г.) 10. О власти как послушании Богу (1875 г.) 11. Совет об уклонении от разделений (1875 г.) 12. О необходимых признаках духовной жизни 13. Об унынии, забвении и неведении как врагах 14. Об удалении взаимной ненависти и о 15. О том, что и грешникам смиряющимся 16. Об искоренении зависти (1878 г.) 17. Чтобы спрославиться со Христом, необходимо 18. Объяснение кондака Рождества Христова (1879 г.) 19. О разумном пении Богу. Объяснение трех церковных песнопений (1880 г.) 20. Объяснение псалма 22 (1880 г.) 21. О зависти (1881 г.) 22. Объяснение ирмоса: Христос раждается 23. Недостаточно знать заповеди, надо 24. Объяснение рождественскаго ирмоса: 25. Объяснение ирмоса: Воскресения день 26. Объяснение ирмоса: «жезл из корене 27. Объяснение слов пасхальнаго канона: 28. Объяснение слов «милость и истина 29. Объяснение слов псалма: «Воскресни, Господи, Боже мой» (1885 г.) 30. Смысл скорбей (1885 г.) 31. Объяснение Сретенскаго ирмоса: «Покрыла 32. Объяснение слов: «сердцем веруется в правду» (1886 г.) 33. О грехе осуждения ближняго (1887 г.) 34. Объяснение слов псалма: «благ и прав Господь» (1887 г.) 35. Изъяснение слов: «несть бо Царствие Божие брашно и питие» (1888 г.) 36. Объяснение слов 1 посл. ап. Петра 37. Объяснение слов псалма: «Бог наш на небеси и на земли» (1889 г.) 38. Объяснение слов псалма: «Наказуя наказа мя Господь» (1889 г.) 39. Объяснение слов псалма: уста моя 40. Объяснение слов псалма: «Еда забудет ущедрити Бог» (1890 г.) 41. Объяснение слов св. Давида: «Благости и наказанию II. Письма к отдельным лицам 42. Необходимо достигать христианской мудрости (1861 г.) 43. Мудрость христианская состоит в том, 44. Благочестно живущия должны терпеть 45. Более всего надо достигать любви 46. Духовное утешение подается за молитвы 47. Молитва против помыслов немощных 48. Должно мужественно бороться с душевными 49. Бодрость – от единения с Господом, 50. Уныние – от диавола (1869 г.) 51. Угождение самолюбию есть вторая смерть! 52. О страхе Божием и о необходимости 53. Искус полезен 54. Сознание своей немощи, самоукорение 55. Кратчайший путь ко Христу – носить 56. Главныя препятствия к усвоению святости 57. Христианская мудрость требует искоренения 58. Серьезная болезнь серьезнее обращает 59. Духовное возрождение начинается освобождением 60. Чадами Христовыми именуются те, в 61. О сожительнице. Об игуменстве… 62. О наставнице. Как стяжать разум духовный 63. Гордый ученик должен искать старца строгаго. За отсутствием старца руководиться заповедями Евангельскими. Страстным уединение вредно 64. Полезно сидеть в келлии 65. Нужно держаться средняго пути спасения 66. Самочинное подвижничество опасно 67. Одни правила и посты без соблюдения 68. Неразумное пристрастие приносит много 69. Самочинное и самонадеянное испытание 70. Положим начало исправления (1865 71. Не должно вступаться не в свои дела 72. Болезнь от невнимания к себе и увлечения 73. Неожиданная потеря здоровья от умолчанной 74. О пострижении и согласовании внешняго 75. Не должно отказываться от монашества 76. Должно идти средним путем 77. Все пути Господни сводятся к двум: 78. Не должно усложнять путь монашеский 79. Самообман в заботе о ближнем 80. Нужно вырвать корень зла – самость 81. Жить вместе и жить врознь 82. Сознание немощи – начало исправления 83. Нужно учиться самоукорению 84. Не должно препятствовать спасению 85. Скорби научают терпению, а терпением 86. Наставление об отношении к старцу 87. О непрерывности четочнаго правила 88. Течение благочестивой жизни в покаянии, 89. Избегай начальствования 90. Советы об устройстве келлии 91. Советы о келейном времяпровождении 92. Не следует спешить разделяться с 93. О радости возвращения к совместной 94. Умеренному деланию цены нет (1870 г.) 95. Об искушениях на молитве 96. Нужно молиться об исправлении душевных 97. Божие должно впереди ставить 98. О необходимости держаться постоянства 99. О том, как писать письма старцу 100. Должно молить Бога об укреплении веры 101. По случаю огорчения о неполучении 102. Пострижение великий дар Божий 103. О славолюбии как причине неверия 104. Нужно учиться различать козни вражии 105. Принявшему великий образ монашеский 106. Перенося обиды со стороны других, 107. Забота о келлии 108. Вся испытующе, добрая держите 109. Наставление о кротости 110. Наставление пред Великим постом 111. Цель переписки – польза душевная, 112. Более всего должно держаться страха 113. О кончине м. М. и о болезни о. 114. Под впечатлением кончины о. Макария 115. Наставление монашествующим 116. Друг от друга требуем исполнения 117. О скорбях по принятии монашества 118. Наставление при вручении четок 119. Наставление при отсылке схимы о ея значении 120. О чтении писем cв. Златоуста к 121. O словах св. Лествичника, что остроугольные 122. О своевременном удалении на покой 123. Должно переносить скорби от подчиненных 124. О сомнениях, вызываемых добровольным 125. Об исполнении воли старца о. Макария 126. О преждевременном стремлении к 127. Не покойнаго пути жизни искать 128. Совет монахине, желавшей от уныния 129. О нерасчетливости оставляющих путь 130. Не должно ревновать не по разуму 131. Нужно покаяться в своем недоверии 132. Царствие Божие кое-как 133. Болезнь надо переносить 134. Вразумление немирным 135. Совет относительно 136. О покорности духовной 137. Прелесть от скрытности 138. Явному затвору должно 139. Увещание гордым 140. Мнение старца о награждении наперстным крестом. 141. Об Оптинских изданиях 142. Учить других исполнять 143. О том, что не следует 144. О том же 145. Новопосвященной 146. Игумении наставление 147. Наставление терпеливо 148. О семи таинствах 149. Совет, не оставлять 150. Не живи, как хочешь, а как Бог приведет (1877 г.) 151. Неудачи надо терпеть 152. Доброе намерение 153. Огорчения надо принимать 154. Совет относительно 155. С терпением надо 156. Надо нести крест 157. Наставление тщеславным 158. Беседа о Слове Божием 159. Совет о постройке 160. «Многими скорбями подобает внити в Царствие Божие» (Деян.14:22) 161. По поводу освящения 162. Болезни начальникам 163. Не должно страшиться 164. Послушание паче 165. Толкуньи просят 166. О послушнике С. 167. Приветствие с Новым годом 168. Не должно смущаться 169. За суетою житейскою 170. Пред наступлением 171. Смерть – благий конец страждущих 172. Совет о том, как поступать с порубщиками 173. 06 утверждении общины и о том, что 174. Искушения неприятны, но полезны 175. Монах, если не крестится крестом, 176. О том, что христиане не вдруг достигают 177. Не должно уединяться, а нужно заботиться 178. Приветствие с Пятидесятницею. Случай 179. Нужно повременить с удалением от 180. Не унывать в скорби и не забывать 181. Утешение в скорби 182. Назидания сыплются на нас со всех 183. Не должно бежать от настоятельства, 184. Должно помнить слова: вси, хотящии 185. Приветствие с Новым годом (1882 г.) 186. Наставление пословицами 187. Без скорбей никто не пребывает, а 188. О смерти монахини Ладыженской и о 189. О том, что не следует огорчаться, 190. Без скорбей не достигнешь вечнаго 191. Больному монаху подлечиваться можно 192. Сила Царствия Божия в христианском 193. О неохоте пострига в мантию 194. Под видом безвременной свободы враг 195. О слабом своем здоровье. Убеждает 196. О четырех добродетелях и о четырех 197. Внешнее здоровье желательно соединить 198. Хотя и трудно, да жить надо 199. Не должно неразсудно предаваться 200. Жалуется на здоровье, наставляет 201. Нужно служить и Богу и ближнему 202. Советует, при взгляде на посылаемую 203. «Господь крепость людем Своим даст». 204. Пред наступлением Великаго поста 205. Снова о молве своей и совет об 206. Настоятелю должно ограждать обитель 207. Молитва Иисусова более келейного 208. Надо простить кающуюся сестру и 209. Некоторыя от малодушия бегут с 210. О мудрости змииной и кротости голубиной 211. Древних христиан враг искушал мучениями, 212. И в новом году должны быть новыя 213. В скор6ях должно полагаться на 214. На безмолвие и уединение должно 215. Если не можешь иметь полного духовнаго 216. Без терпения нельзя успокоиться 217. Самооправдание – общая немощь 218. Печаль – тягчайшее из искушений 219. Вооружайся терпением 220. Напоминанием о смерти о. К. внушает 221. Главная наша забота должна быть 222. Устроение нашей жизни в руках Божиих 223. В тяжелых обстоятельствах надо 224. При решении вопроса о переходе 225. Поздравляя с саном игуменьи, объясняет 226. При утеснении со стороны начальствующих 227. Если Господь не попустит, никто 228. Скорбныя обстоятельства не противны 229. Кляуз бояться не должно – ложь 230. Бог не попустит, свинья не съест 231. Без лихорадки дурныя соки из тела 232. Скорби не убивают , а спасают, 233. В скорби от врагов читать псалмы 234. Еще о чтении псалмов в напастях 235. Не благословляет уходить на покой 236. Велика награда терпящим несправедливыя 237. Должно попытаться защищаться, прежде 238. О молитве за врагов 239. Об искушениях диавольских и о борьбе 240. Не нужно отлагать время смирения 241. Не должно под предлогом страха быть 242. Главная причина искушений – высокоумие. 243. Много требуется разсуждения, чтобы 244. Диавол ничего не может сделать 245. Если хочешь избавиться от гордости 246. Не верь тому, что стяжала нечто 247. Молитва каждаго должна быть сообразна 248. Диавол склоняет нас ко греху благовидными 249. Ощутила благоухание от иконы, видела 250. Бесовская правда вреднее лжи, ибо 251. Лукавыя помыслы должно приписывать 252. О видимом явлении пляшущаго беса 253. Враг внушает гневливость, чтобы 254. Когда нападает страх вражеский 255. Врага разсуждениями не победишь, 256. Враги шумом и гулом мешают внутренней 257. Монах, имея только необходимое 258. Как писать о смущающих вопросах 259. Молитва прежде всего требует смирения 260. Корень хулы – гордость (1871 г.) 261. С девушкою поговори сперва в церкви 262. Девушке давай святоотеческия книги 263. От спорливаго характера толку в 264. В Оптину девице можно приехать, 265. Искушения врага не от тайных ли 266. При молитве должно быть и смирение 267. Объясняет апостольския слова: «яко 268. При искушении от диавола прибегай 269. Страху вражию не поддавайся 270. Грешно говорить, что отрады не 271. О страхе внезапной смерти и о частом 272. О помысле иметь свою келлию (1881 273. Нельзя водиться одним желанием 274. О духовном странничестве. Враг 275. Смертный исход сластолюбиваго человека 276. Враг старается нанести подвижникам 277. Совет утратившей теплоту и утешение 278. Не должно брать на себя непосильный 279. Уныние бывает и от тщеславия и 280. Жить по-монашески – в терпении 281. Внешними неудобствами душа очищается. 282. От ближняго живот и смерть 283. Снам не верь. Жалость и усердие 284. Лучше грешник кающийся, чем праведник 285. Если наше прошение к Богу не исполняется, 286. «Гордым Бог противится, смиренным 287. Перешедшия в другой монастырь всегда 288. Враг более всего возстает против 289. О перемене места не думай 290. Держись страха Божия, хранения 291. Всякое послушание считай порученным 292. По праздникам не работай. Покойников 293. Больным облегчается молитвенное 294. Самовольное старчествование и высокоумие 295. О благоразумном молчании (1883 296. Не так живи, как хочется, а как 297. Начальствование не всем и не всегда 298. Чистота душевная в том, чтобы стараться 299. От себя и от бесов в другой монастырь 300. Если не хочешь нести скорбей, не 301. Келья высит, люди искушают, а не 302. Внимай себе и своему спасению (1882 303. Что значат слова: «стяжи друга 304. Страсти в нас – для нашего смирения. 305. Объяснение сновидения (1882 г.) 306. Живя вместе с другими, отличайся 307. При ощущаемой духовной радости 308. Молись за обижающих (1884 г.) 309. Во всяком деле нужна постепенность. 310. Начальница не всякому слову должна 311. Где действуют по Богу, там и Бог подает 312. В скорби читать 1-й псалом 2-й кафизмы. 313. На одном месте и камень обрастает (1884 314. Желающий иметь покой в Господе должен 315. В серьезной болезни не должно отлагать 316. Мы, новыя монахи, совершенно изменили 317. Для умиротворения нужно дома смиряться, 318. Наставление сборщице (1866 г.) 319. Сборщики и сборщицы, в чем нуждаются, 320. Болезнь телесная посылается к пользе 321. Молись за сестру (1867 г.) 322. Каждый сам за себя Богу ответит (1869 323. Не других должно исправлять, а самих 324. Схима есть второе крещение 325. Болезнь телесная невольно обращает 326. Можно прямо постригаться в схиму, а 327. В болезни преданность воле Божией особенно 328. Не всякое видимо благое желание от 329. Об уединенной и совместной жизни (1864 330. Советует не отказываться принять келейное 331. Покорись необходимости в неудобных 332. О брани плотской (1866 г.) 333. В болезнях потребно терпение со смирением 334. Не думай, что мне тебя не жаль 335. Не вини других – ищи успокоения в чистой 336. Всяк сам за себя отвечает 337. Учись понимать монастырскую жизнь. 338. Не надо малодушествовать, но за все 339. Есть спасение и вне монастыря, но с 340. Спокойствие духа враг дать не может 341. Многия трудности нашей жизни от нас 342. Не удивляйся и не ужасайся гонениям 343. Читай чаще псалмы: «Живый в помощи 344. Оставивший монастырь неблагонадежен 345. Веди себя с родными так, чтобы добровольно 346. Хульныя помыслы борят за возношение 347. Не колеблись исполнить желание относительно 348. Жить по-монастырски надо в кротости 349. Планы неопытнаго в монастырской жизни 350. Дети обязаны почитать своих родителей 351. Малодушие и отчаяние от горделивости 352. Исправление бывает не без труда (1865 353. Безмолвие телесное и безмолвие духовное 354. Порицая друг друга, лишаемся взаимного 355. Оставляющия монашество уподобляются 356. Надо быть потверже 357. В новой келье желает обновления душевнаго 358. Исповедание грехов с негодованием на 359. Материальныя средства не дают успокоения 360. Время заняться своим внутренним умиротворением, 361. Терпи неудобства 362. Получивший прощение грехов своих и 363. Сын Божий жил в убожестве – и мы не 364. Все простое ближе к Богу 365. Перемена места не спасет от тоски. 366. Великая мука ожидает нас, если отвергнемся 367. Дела наши делаются не без Промысла 368. Теория похожа на придворную даму, а 369. Для избежания скорби молись за обижающих. 370. Принимать ли начальствующей сестер 371. Должно искать славы 372. О плотских движениях 373. Об искушениях при молитве 374. Писать ли родным? (1866 375. Не благословенные труды 376. Угождать Богу должно 377. О хульных помыслах и 378. Остерегайся отыскивать 379. Когда занята делом , 380. О разговоре с м. игумеииею. 381. Не полезно слепо подражать 382. О терпении скорбей и 383. Тесен путь, вводящий 384. О болеющей чахоткою, 385. Дарований не ищи, а 386. Клеветы не бойся (1876 г.) 387. Не бойся попасться в 388. О самоубийце можно молиться 389. О послушнице, желающей 390. Страдающаго манией преследования 391. О6 ужасной кончине купеческой 392. О болезни и о сестринских 393. О частом причащении 394. Православный взгляд 395. Болезнь очищает нашу 396. 0 видении м. игумении. 397. О принятии начальствования 398. Чахотка многих обращает 399. По поводу рукописи странника 400. О послушании странника 401. Что читать брату маловерному? 402. Об антихристе и его предтечах 403. Об игуменстве не смущайся 404. О воровстве в обители и о хранении 405. Не нужно жалеть о поступлении в монастырь. 406. Монахине ехать в Крым для купанья 407. Брошюра об афонских иноках. О пользе молитвы за умерших. 408. О молитве Иисусовой – устной, умной и сердечной 409. О браке между родственниками 410. О дурном глазе и о суевериях 411. О причащении больных в келлии. О молитве св. Спиридону III. Письма к учредителям общин и к первоначальницам их 412. Как хлопотать в ПБ об открытии общины (1876 г.) 413. Как устроить лучший звон. О выборе 414. О просящихся в общину именем старца. 415. Поздравляет с праздником Рождества Христова (1880 г.) 416. О выборе сестер общины (1888 г.) 417. Об отпуске сестер и о времени выезда (1889 г.) 418. О неудобствах на новом месте; скуке 419. Снова о неудобствах и материальных затруднениях (1889 г.) 420. Господь взирает не на наружныя действия 421. Благодушное несение болезней искупает 422. Не следует доверять снам, от которых 423. О благоразумном распределении имущества 424. Об удобстве иметь келейницу. О чистой 425. На повторяющих от сердца Иисусову 426. В самооправдании – высокомудрие 427. О передаче денег мирским родственникам (1874 г.) 428. Еще о том, как должно относиться 429. Во всяком пребывании надо жить благоугодно (1878 г.) 430. Должно молиться за оскорбляющих и терпеть искушение (1878 г.) 431. О вредных последствиях неправильной 432. О скорбях в монастыре: проводящия Некоторые общие наставления старца Амвросия

О письмах преподобного Амвросия Оптинского

Со страниц писем преподобного старца иеросхимонаха Амвросия встает его образ, образ человека Божия, готового прийти на помощь любому во всяком его недоумении и вопросе. Здесь есть ответы родителям, как воспитывать детей, ответы детям, как себя вести по отношению к родителям, советы вопрошающим старца в духовной нужде и туге, советы, как распоряжаться своим материальным достоянием, и, конечно, более всего – указания людям, ищущим духовного пути, недоумевающим при возникших казалось бы неизбывных печалях.

Простая бесхитростная речь старца как будто не обнаруживает в нем человека, обладающего изощренными познаниями. И только тогда, когда возникают серьезные недоумения по поводу догматов православной веры, во всем объеме обнаруживается глубокий духовный опыт преподобного Амвросия, его знание святоотеческой литературы, его беспреткновенное исповедание православных истин: святых догматов, учения о Святой Троице и проч.

В письмах Преподобного не найдешь больших тонкостей слова или поражающих душу определений; все они – сама жизнь, такая, какая она есть, и решение судеб этой жизни при немеркнущем свете Слова Божия, глагола Христова. Таково его письмо к NN. «Милостивая государыня! – пишет старец. – Вы отнеслись письменно к моей худости, объясняя свое положение <…> Не зная хорошо ваших обстоятельств и настроения душевного, буду отвечать вам, сколько могу понимать из письма вашего» . Далее он приводит слова своей корреспондентки: «Вы пишете: “Тяжело я страдаю душевным и телесным расслаблением, которое меня отчуждает от всех радостей и связей мирских, и даже от дел долга. Нет для меня надежды в будущности. Одна лишь усиленная молитва поддерживает меня… Иногда мои страдания доходили до такой степени, что я совершенно отчаявалась. Открываю вам свое малодушие: нет сил больше терпеть”». «Содержание письма вашего показывает двоякое в вас расположение, – отвечает ей старец Амвросий. – Слова, что лишь усиленная молитва к Богу поддерживает вас, показывают, что вы усердная христианка. Другими же словами, что немощь душевная и телесная отчуждает Вас от всех радостей <…> мирских <…> обнаруживается привязанность к миру». Ссылаясь на учение Христово и слова святителя Димитрия Ростовского, преподобный старец пишет: «Поэтому основательнее и надежнее искать утешений и радости только о Господе, особливо, кто не обилует здоровьем». «И если возьметесь за это подражание (“яко кроток есмь и смирен сердцем”), – продолжает он, – понуждаясь оставлять всякие самолюбивые претензии, по обычаям и приличиям мира, то и несомненно можете вступить на ту христианскую стезю, которая ведет к мирному и спокойному состоянию души».

Многое можно почерпнуть из большой переписки старца с его духовной дочерью, ищущей «внутреннего христианства». Уроки преподобного Амвросия могут быть и суровы, но всегда любовны, жизненны. «Ты ошибочно ищешь полного и совершенного успокоения на земле, – пишет Преподобный, – тогда как такое состояние принадлежит будущей жизни» . Ниже старец внушает той же рабе Божией: «Богу угоднее и приятнее то, что делается за послушание и по благословению, – нежели то, что делается по своей воле». И в том же письме далее: «Ты составила для себя неправильное понятие о духовной жизни», – почему блаженный старец убеждает свою духовную дочь терпеть недостатки, которые она находит в своих ближних . Замечательно слово, на которое ссылается преподобный Амвросий дальше в тех же письмах: «Как ни тяжел крест, который человек несет, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца» . Таковы и другие замечания старца. Иногда он пишет в шутливом тоне, в рифму, высказывая вместе с тем глубокие истины человеческой жизни.

Старец писал и к лицам неправославного вероисповедания: к католикам и лютеранам, среди его корреспондентов был даже католик-сенатор. Отзывался он и на вопросы текущей общественной жизни, писал к лицам высокого общественного положения.

В письмах старца к монашествующим можно найти еще больше ответов на вопросы внутренней жизни человека, построения этой жизни, на вопросы, возникающие в искушениях, скорбях и различных обстоятельствах, которые встречаются на нашем пути к Богу. В общих письмах к монахиням, которые преподобный старец писал на праздники Рождества Христова и Пасхи, обнаруживается во всей полноте, насколько глубоко знал, любил и усвоил сердцем преподобный Амвросий писания святых Отцов-аскетов, – так свободно и широко приводил он примеры из их писаний, убеждая своих духовных чад к подражанию им, утешая их в скорбях, приводя убедительные примеры. Здесь знание преподобным батюшкой писаний святых Отцов выявляется еще шире и многообразней, чем в письмах к мирским особам, где приводилась им защита догматов, богословской литературы.

Преподобный Амвросий почти в каждом письме дает толкование праздничных церковных песнопений: ирмосов, тропарей, кондаков или псалмов, которые посылаются им в письмах как духовный подарок к празднику. Впрочем, при случае батюшка пишет и о страстях, о том, как бороться с завистью, как исполнять, а не только знать Христовы заповеди. «Сестры о Господе и матери! – начинал обычно эти свои послания преподобный батюшка Амвросий. – Поздравляю вас с светлым праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и сердечно желаю вам всем встретить и провести всерадостное сие христианское торжество в мире и утешении духовном» . «Христос воскресе! – пишет старец ниже в том же письме. – Велика сила в сем кратком приветствии, как свидетельствует святой Златоуст в Огласительном своем слове: “Воскресе Христос и низложися ад!”». С годами в этих общих письмах старца Амвросия обращения звучат так: «Братие о Господе и сестры и матери!». После подобного вступления батюшка часто давал и свое слово о том или ином духовном предмете.

В наши дни, когда – в связи с великими сдвигами в обществе – восстановление заветов Оптиной пустыни становится насущной задачей, эти общие послания преподобного Амвросия должны найти своего исследователя.

Еще более серьезного внимания требуют письма к отдельным монашествующим лицам. В тех случаях, когда батюшка пишет к одному и тому же лицу значительное количество писем, выявляется характер человека, которому эти письма адресованы. К некоторым лицам у преподобного Амвросия сохраняется на всем протяжении переписки бережное отношение, напоминание о руководстве предшествовавшего старца, к другим – отношение более строгое, указание на самочиние и борьбу с ним. Одну свою духовную дочь старец называет «чадцем двоедушным и храмлющим на оба колена», говорит, что она «чадце мудреное и постоянства неимущее» , приводит и другие определения. Других монашествующих старец поучает, что Господь не взыскивает с человека за чужие недостатки и немощи .

Мудрым толкует батюшка слова Лествичника о том, как округляются камни, ударяясь один о другой , и везде, где есть к тому повод или нужда, преподобный Амвросий приводит слова святых Отцов-аскетов, утешая, убеждая скорбящих или унывающих, от своего милостивого отеческого сердца ищет каждому спасения, усовершения внутреннего человека согласно устроению каждой души. Некоторым настоятельницам монастырей преподобный батюшка пишет с заботой о пользе вверенных им душ, иногда и с отеческой лаской.

Письма преподобного старца Амвросия могут быть краткими, а иногда, ввиду важности предмета, и очень пространными. Часто батюшка пишет, что ему недосуг писать из-за «молвы хибарочной», что сам бы хотел пожить в тишине и безмолвии. В этом отношении очень важен такой отрывок из его письма: «А я постоянно нахожусь на народном сборе и разборе дел человеческих, большею частью временных и суетных, предоставив вечное свое спасение единому милосердию Божию» . Так писал великий старец земли русской, ныне причисленный к лику преподобных!

В некоторых своих письмах батюшка Амвросий высказывает глубочайшие истины, говоря, к примеру, что «монашество есть таинство» . Таким же духовным опытом полны его письма о молитве Иисусовой. «Прежде сердечной молитвы, – пишет батюшка к некоей страждущей инокине, – постарайтесь иметь молитву умную, держа внимание в персех и заключая ум в словах молитвы. Такая молитва проще и удобнее; и если в этой молитве будет успех, то, по свидетельству некоторых, она переходит и в сердечную» .

Повторяем, подлинный разбор наследия писем преподобного старца Амвросия найдет свое место в ближайшем будущем , тогда и будут отобраны и изложены основные ценности его смиренной старческой переписки с миром страждущих и ищущих Бога сердец.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *