Амурский колледж

Месяц назад (18 мая) в городе Санта-Фе (Техас) произошел очередной инцидент со стрельбой в школе. CNN заявили, что ранения получили не менее 12 человек, а шериф округа Харрис Эд Гонсалес так и не смог назвать точное количество жертв (заявил о 8-10 погибших).

Нападавшего удалось задержать, а также полиция допрашивает человека, который мог быть его соучастником. По предварительной информации, оба они — ученики школы.

«School shooting» – термин, который мы слышим всё чаще и если раньше он неразрывно был связан с западным миром, то за последние годы нападения в школах стали не редкостью и для России. Обычно под ним подразумевается нападение на учебное заведение, например, школу или университет с применением огнестрельного оружия. Инциденты, приведшие к четырём и более смертельным исходам, классифицируют как массовый расстрел.

Школьные расстрелы вызывают дискуссию в обществе по поводу ряда ограничительных мер в отношении оружия и политики нулевой терпимости (неизбежное наказание за несоблюдение правил независимо от обстоятельств). Но пока политики спорят, люди продолжают гибнуть.

Сегодня мы попытаемся разобраться, почему же за более чем 250 лет так и не найдено однозначного средства для предотвращения стрельбы в школах.

18-19 век

Мы обратимся к истории и начнем с первого задокументированного случая нападения на школу с применением огнестрельного оружия, а после сделаем несколько остановок на наиболее знаменитых инцидентах.

Гринкасл, Пенсильвания

26 июля 1764 года произошла (возможно) самая первая стрельба. Учитель — Енох Браун и 9 учеников были убиты и скальпированы индейцами. Енох умолял не трогать детей, но был застрелен. Двоим ученикам, присутствующим во время бойни, удалось выжить.

В следующий раз выстрелы раздадутся в стенах учебного заведения только 12 ноября 1840 года в Шарлоттсвилле, Вирджиния. Профессор права в университете по имени Джон Энтони Гарднер Дэвис был ранен выстрелом студента и скончался через 3 дня.

Конфликты с преподавательским составом становились одной из основных причин стрельбы. Ученики мстили преподавателям за плохие отметки или физические наказания, преподаватели стреляли в учеников за непослушание. Жертвы и зачинщики присутствовали с обеих сторон примерно в равных пропорциях. Кроме этого фиксировались случаи случайной стрельбы принесенных пистолетов и различного рода бытовые конфликты, нашедшие свою развязку в стенах школ.

Как правило, эти случаи не насчитывают больше 1-2 жертв, а чаще и вовсе обходились только ранеными.

В период с 1764 по 1900-ые зафиксировано 38 случаев стрельбы, на которые пришлась 41 смерть.

Самое крупное происшествие этого периода приходится на 13 декабря 1898 г, Чарлстон, Западная Вирджиния. Во время школьной выставки группа молодых людей пыталась сломать студенческую работу. Когда преподаватель Фишер вмешался – завязалась потасовка, к которой присоединились другие учащиеся. В результате погибло 6 человек: Гарри Флашер – убит выстрелом в сердце, Генри Карни – получил смертельный выстрел в спину, Ральф Джонс, Джордж Гибсон и еще двое — смертельно ранены, Хаз Хардинг — разбит череп. Несколько человек получили травмы разной степени тяжести.

20 век

Стрельба в школе продолжает являться следствием разного рода личной неприязни между учениками, родителями и учителями. Вот, например, 11 сентября 1909 г., Гравете, Арканзас – конфликт завязался между Джоном Бутрам, студентом школы, который сказал своим сокурсникам, что занятия отменены. Преподаватель К. Келли настаивал на том, что учебный день не закончился. Бутрам бросился на него с ножом, но Келли вытащил пистолет и выстрелил в него.
За первые 40 лет 20 века в школах США произошло 53 инцидента с использованием огнестрельного оружия, которые стоили жизни 40 людям. Почти столько же произошло за 150 лет с момента нападения индейцев в Гринкасл.

Пасадена, Калифорния

6 мая 1940 г. Верлин Спенсер был уволен из школы после многочисленных конфликтов с другими сотрудниками. Результатом такого освобождения от должности стали 5 трупов и 2 раненых. Во время задержания Спенсер попытался покончить жизнь самоубийством, но не скончался от полученных ран и был осужден после лечения. Полицейские обнаружили предсмертную записку, которую Спенсер составил для своей жены Полли. За своё преступление он получил 5 пожизненных сроков.

В какой-то мере Верлин – образ нового поколения шутеров (стрелков). Это человек, который не совершал преступление под действием импульса или порыва гнева, а тщательно подготовил и спланировал всё, включая своё самоубийство.

Остин, Техас

Произошедшее потрясло Америку, один из самых крупных случаев расстрела на территории учебных заведений произошел 1 августа 1966 г. Чарльз Джозеф Уитмен отправился в Техасский университет и начал вести стрельбу по людям со смотровой площадки башни. Чарльз успел убить 11 человек и ранить 31, прежде чем он был застрелен полицией. Как выяснилось позже, прежде чем выехать в студенческий кампус, он заколол в сердце свою мать и жену. Также он застрелил несколько человек во время подъема на башню. В общей сложности, в тот день было убито 16 человек, а 17-ая жертва умерла спустя 35 лет от осложнения после травм, полученных в результате нападения.

В своей предсмертной записке Уитмен написал:

«Я жестоко убил своих близких Если страховка ещё действительна, оплатите мои долги анонимно пожертвуйте остальное в фонд психического здоровья. Возможно, исследование поможет предотвратить дальнейшие трагедии такого типа «

Также Уитмен просил о вскрытии и исследовании тела перед его захоронением, что сыграло немалую роль. Личность Чарльза стала объектом для исследования с целью обнаружения триггеров. Было выяснено, что его отец злоупотреблял рукоприкладством, от чего его родители разошлись; Чарльз испытывал стресс, связанный с трибуналом (за азартные игры и угрозы) и последующим увольнением из корпуса морской пехоты, а также после вскрытия была обнаружена опухоль головного мозга, о влиянии которой на действия Чарльза и по сей день не сделано однозначных выводов.

Керчь, Крым, Россия

17 октября 2018 года этот печальный список пополнился трагедией в Керченском политехническом колледже. Местный студент Влад Росляков ходил и планомерно расстреливал учащихся заведения из охотничьего ружья 12-ого калибра, разрешение на которой он только-только получил.

По официальным данным его жертвами стали 20 человек. Судя по фотографии Влада, его образ был явно заимствован у одного из участников расстрела в школе «Колумбайн».

Исследования

Секретная служба США (USSS) и Департамент образования начали составлять и изучать психологические портреты после массового расстрела в школе «Колумбайн» (Эрик Харрис и Дилан Клиболд убили 15 и ранили 21 человека) в 1999 году. В мае 2002 года был опубликован отчет, в котором были рассмотрены 37 случаев расстрелов в школах США (с 1974 по 2000 год) и сделаны следующие выводы:

  • Инциденты, связанные с насилием в школе, редко бывают внезапными, импульсивными действиями.
  • В 80% случаев минимум один человек знал, что нападавший планировал атаку, и почти в 60% два человека знали о нападении до того, как это произошло.
  • Большинство атакующих не угрожали своим целям непосредственно перед атакой.
  • Большинство нападавших с трудом справлялись с потерями или личными неудачами. Более того, многие думали или пытались покончить жизнь самоубийством (78%).
  • Главными мотивами нападения были: издевательства, преследования или угрозы — 75%; месть — 61%, 54% сообщили о многочисленных причинах.
  • Большинство атакующих имели доступ и использовали оружие до атаки.
  • Несмотря на своевременные ответные меры правоохранительных органов, большинство инцидентов, связанных с расстрелом, были прекращены другими средствами, помимо вмешательства полиции или SWAT.

В предыдущем докладе на основе 18 школьных перестрелок, эксперты пытались выявить тип нападающих. Итоговый профиль описывал стрелков как «представитель среднего класса, одинокий или отчужденный, неловкий, белый мужчина, который имеет доступ к оружию».

Отчет 2002 года предостерёг от предположения, что преступник может быть идентифицирован определенным «типом» или профилем. Результаты исследования показали, что преступники пришли из разных слоев общества, некоторые были детьми из неполных семей, были приемными (5%) или из полностью благополучных семей. Большая часть никогда не имела проблем с обучением (хорошая успеваемость у 41%) и имела здоровую социальную жизнь.

Исследование также показало, что школы делают ложную ставку на безопасность, когда им следует уделять больше внимания поведению студентов. Политика нулевой терпимости и металлоискатели «вряд ли будут полезны», — обнаружили исследователи USSS. Исключение или отстранение студентов за незначительные нарушения наоборот могут дать искру, которая подтолкнет некоторых вернуться в школу с оружием.

Возможные причины

  1. Проблемы в семье

    Фактор, который не так часто упоминается СМИ, но подкрепляется социальными исследованиями — это структура семьи. Известный социолог из Гарварда Роберт Дж. Сампсон писал: «Количество полных/не полных семей является самым главным показателем, влияющим на уровень преступности в городах в США».

    Журналист, редактор и ученый Майкл Кук однажды выразил мнение, что «нам не понадобится больше контроля над оборотом оружия, если люди смогут лучше контролировать свой брак».

  2. Отсутствие контакта между членами семьи

    Исследования показали, что в семьях преступников часто наблюдалась низкая эмоциональная близость. Данный параметр не поддается исчислению, ведь даже в самых благополучных семьях бывают периоды сложных отношений.

    Также школьные стрелки имеют еще один общий параметр — отсутствие эмпатии и неспособность сдерживать агрессию. Такое поведение может быть связано с их психотическими симптомами (потеря ощущения реальности) и/или последствием насильственной травматизации, такой как ранняя физическая жестокость, которая способствует развитию диссоциативных состояний ума (отрицание реальности, деперсонализация).

  3. Подростковый возраст

    Незрелость тоже является одним из выявленных факторов, повышающих вероятность того, что человек совершит преступление. В то время как лобные доли находятся в развитии, подростки могут больше полагаться на другую часть мозга – миндалевидное тело. Такое мышление более эмоционально, оно сопровождается импульсивностью и агрессией.

    Следствием такого мышления является то, что подростки чаще подвергают свою жизнь риску, чем взрослые или дети. Также выявлена закономерность, указывающая на снижение уровня риска от подросткового возраста до взрослой жизни и возрастании риска в поступках от детского возраста к подростковому периоду.

  4. Владение оружием

    Исследования показывают, что в части стран количество смертей от огнестрельного оружия имеет прямую зависимость с количеством оружия, находящимся у населения. Однако в некоторых странах с большим количеством владельцев оружия происходит очень мало смертей от его применения (например, Исландия).

  5. Травля

    Издевательства имеют место абсолютно во всех школах и, похоже, играют немалую роль в жизни многих школьных стрелков. Для осуществления травли необходимо 3 вида участников: хулигана, жертвы и наблюдателей. Эта формула позволяет хулигану создавать не только личное, но и общественное давление на жертву. Учащиеся, которые подвергаются издевательствам, склонны к развитию поведенческих проблем, депрессии, меньшему самоконтролю и более низким социальным навыкам.

    После унижения жертвы не хотят повторения и пытаются восстановить свой имидж, чтобы не быть отвергнутыми сверстниками. Как показывает практика, их план восстановления справедливости много раз приводил к насилию. В 75% случаев стрелки говорили или находили свидетельства того, что они были жертвами издевательств в школе.

  6. Кибербуллинг и сталкинг

    Интернет и социальные сети изменил понятия «преследование» и «травля». Травля перешла из физической в изматывающе эмоциональную. Кибербуллинг осуществляется в разы проще для хулигана за счет непрямого взаимодействия с жертвой, а эффект в разы сильнее, т.к. количество наблюдателей не ограничивается одним промежутком времени и может постоянно увеличиваться.

  7. След в истории

    Джастин Натт в 2013 году выдвинул гипотезу, суть которой сводится к тому, что люди, чувствующие себя одинокими и забытыми, пытаются оставить память о себе через акты насилия.

    Также исследования показывают наличие прямой зависимости между стремлением к славе и школьными расстрелами. Судебные психиатры называют это подражательным поведением, которое может быть следствием воздействия информационной среды. Иногда будущие преступники видят в школьном шутере кумира, поэтому они хотят провести еще более разрушительную акцию в надежде занять его место и получить признание.

  8. «Собиратели несправедливости»

    Большинство из нас время от времени испытывает чувство обиды, но мы вряд ли пойдем из-за этого на убийство.

    В 2015 году в The New Republic была опубликована статья под заголовком «Injustice Collectors». Автор Дейв Каллен опирался на работу отставного агента ФБР Мэри Эллен О’Тул и человека, который помог создать и возглавил подразделение по переговорам ФБР (Гэри Ноеснер). В своем исследовании Каллен выявил общие черты у множества школьных стрелков и массовых убийц, объединив их одним общим названием «собиратели несправедливости».

    Собиратели склонны к преувеличению и воспринимают неудачи как преднамеренные и целенаправленные. Со временем такая форма восприятия реальности формирует мировоззрение постоянно преследуемого человека, над которым совершаются акты насилия, дискриминации и неуважения.

    Для большинства из нас месть – имеет личностный характер, но только не для собирателей, жертвами которых могут становиться совершенно случайные люди и даже собственные домашние животные. Случаи неудач, мелких неурядиц и людей, сопутствовавших им, собиратели помнят долгое время и в мельчайших подробностях: это водитель автобуса, который внезапно затормозил три года назад; женщина в Starbucks, которая слишком громко кашляла в 1983 году и т.п.

    Ещё к нескольким отличительным чертам можно отнести абсурдно непропорциональную жестокость и обязательное объяснение своих действий; собиратели требуют, чтобы их услышали.

  9. Психические заболевания

    Исследование, проведенное в 2016 году, показало, что 22% массовых убийств совершаются людьми, страдающими серьезным психическим заболеванием, это исследование также показало, что многие люди с психическими заболеваниями не участвуют в насилии и что в большинстве случаев агрессивное поведение обусловлено иными факторами.

    Стрелки, как правило, игнорируют свои отклонения и не обращаются за психиатрической помощью. Ученые пришли к выводу, что массовые убийцы демонстрируют общий набор хронических гневных или антисоциальных признаков и склонность к перекладыванию причин своих проблем с себя на кого-то ещё. Также в докладе отмечается, что попытка «отфильтровать» школьных стрелков по такому набору признаков приведёт к множеству ложных срабатываний.

  10. Видеоигры

    Идея увеличения случаев нападения на школы из-за видеоигр проистекает от ошибочной веры в то, что видеоигры со сценами насилия увеличивают уровень агрессии человека, что, в свою очередь, побуждает подростков совершать преступления. Данный миф стал широко использоваться СМИ после Колумбайна.

Вывод

Пока СМИ навязывают мифы и при этом сами формируют информационную среду, взращивающую школьных стрелков, идут исследования, спорят политики, устанавливаются металлоискатели, школьников обязывают носить прозрачные рюкзаки — ничего по большому счету не меняется. Совершенно ясно, что невозможно к каждому приставить по полицейскому и что вопрос личной безопасности ты должен решать сам. В качестве одной из самых действенных мер профилактики предлагается не оставлять без внимания поведенческие аномалии и мотивировать людей сообщать о подозрительных поступках их знакомых.

Также нам важно помнить, что человек приходящий с оружием в учебное заведение – это следствие, и бороться с ним уже бесполезно. Необходимо проводить комплексные меры по предотвращению причин, которые кроются не в оружии или видеоиграх, а в нашем обществе, нас самих.

  • Главная
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
      • О колледже
      • Историческая справка
    • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Общая информация
      • Учебно-курсовой комбинат
      • Отделение №1 (очное)
      • Отделение №2 (очное)
      • Заочное отделение
    • Документы
      • Устав
      • Лицензия на осуществление образовательной деятельности
      • Свидетельство о государственной аккредитации
      • План финансово-хозяйственной деятельности обр. организации
      • Локальные нормативные акты
      • Федеральные нормативные документы
      • Отчет о результатах самообследования
      • Порядок оказания платных образовательных услуг
      • Предписания надзорных органов
      • Положение о персональных данных
      • Правила приема в ГПОАУ АКСЖКХ
      • Порядок прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися
      • Все документы
    • Образование
      • Общая информация
      • Учебный план
      • Описание образовательной программы
      • Аннотации рабочих программ и ППССЗ
      • Календарный учебный график
      • Методические и иные документы
      • Реализуемые образовательные программы
      • Численность обучающихся
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
      • Руководители
      • Список сотрудников и преподавателей
      • Расписание занятий
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
      • Общая информация
      • Компьютерные, технические классы и аудитории
      • Спорт в колледже
      • Библиотека. Электронно-образовательные ресурсы
      • Музей колледжа
      • Доступ к информационным системам
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема(перевода)
  • Студентам
    • Приветственное слово директора
    • Список студентов. Личное дело. Текущая успеваемость
    • Расписание занятий
    • Студентам заочного отделения
    • Библиотека. Электронно-образовательные ресурсы
    • Система тестирования
    • Центр содействия трудоустройству
    • Программы ГИА 2018 г.
    • Телефоны доверия для детей, подростков и их родителей
    • Для родителей
  • Абитуриентам
    • Приемная комиссия
    • Подать заявление на поступление в колледж
    • Условия обучения лиц с ОВЗ
  • Дист. обучение
    • Общая информация для дистанционного обучения
    • Список на образовательные ресурсы преподавателей
    • Расписание экзаменационных сессий
    • Изменения в графике учебного процесса
    • Расписание производственных практик
  • Фото.Видео.Антитеррор
    • Фотогаллерея
    • Видеоролики Минобрнауки России
    • Противодействие терроризму
    • Памятки
    • Памятки по профилактике заболеваемости
  • Контакты
  • Карта сайта

«Я ненавижу тупых людей»

По России прокатилась волна преступлений, совершенных в школах: в понедельник, 15 января, два 16-летних подростка — бывший и нынешний ученики школы Мотовилихинского района Перми — устроили резню в учебном заведении. Два дня спустя в поселке Смольное Сосновского района Челябинской области один подросток ударил другого ножом на перемене. 19 января в Бурятии подросток напал на учеников с топором… Наблюдатели и эксперты гадают, что послужило мотивом этих преступлений. Все чаще звучит версия, что они вдохновлены «Колумбайном» — бойней, которую устроили 20 апреля 1999 года в своей школе два американских подростка. «Лента.ру» вспомнила историю одного из самых страшных массовых убийств в истории США и пыталась понять, насколько уместны такие аналогии.

Просторный кафетерий старшей школы в небольшом городке Колумбайне, штат Колорадо. Несколько сотен учеников обедают, общаются, кто-то спешит на уроки. Около стены горой лежат рюкзаки, которые школьники складывают, чтобы не тащить их за стол. В этой куче есть две подозрительно большие сумки, но на них никто не обращает внимания. Их заранее принесли два ученика — Эрик Харрис и Дилан Клиболд. Внутри — девятикилограммовые бомбы из баллонов с пропаном.

Эрик и Дилан в это время находятся рядом со школой, у заминированного автомобиля. Таймер бомбы в машине установлен на 12:00 — в запасе почти 50 минут, так что стоять рядом безопасно. Подростки одеты в просторные пальто, под которыми спрятано оружие: пистолеты, укороченные автоматы и дробовики. Харрис и Клиболд нетерпеливо поглядывают на часы: на циферблате 11:17. Взрыва в кафетерии нет. План, который они вынашивали почти год, рушится на глазах.

Хотя рассчитано все досконально: мощнейшие бомбы должны были буквально стереть кафетерий с лица земли, погибнуть должны были около 600 человек. Выжившие ринулись бы наружу — как раз туда, где стояли Харрис и Клиболд, а те устроили бы себе настоящий тир, методично расстреливая паникующих школьников и учителей.

Но кафетерий был на месте, и подростки решили пойти к школе. Они поднялись по внешней лестнице на второй этаж, оказавшись над несколькими сотнями обедающих школьников. В их прямой видимости оказались выход из кафетерия и лужайка перед школой, где сидели парень с девушкой. В 11:19 один из ребят бросил в них сделанную из куска трубы бомбу, затем оба достали оружие и начали стрелять. Девушка получила четыре пули и погибла на месте, молодой человек выжил, но на всю жизнь остался парализованным ниже пояса.

Харрис и Клиболд стали стрелять во всех подряд, спускаясь с лестницы. Внизу лежал раненый 16-летний Лэнс Керклин. Он еле слышно просил о помощи. «Конечно, сейчас помогу», — с этими словами Клиболд выстрелил ему в лицо.

Через три минуты после начала расстрела дежуривший в школе полицейский получил сообщение о преступлении, еще через две — уже вел огонь по убийцам. На нем не было очков, и он не попал. Харрис и Клиболд ретировались внутрь школы.

Внутри здания они двигались к центру, стреляя во всех, кого замечали, и закидывая бомбами из обрезков труб. Одной школьнице попали в голеностопный сустав, но других жертв удалось избежать.

Резня в библиотеке

Наконец, преступники добрались до библиотеки, где в это время прятались 56 человек: 52 ученика, два учителя и два библиотекаря. «Встать! Всем качкам встать! Всех в белых бейсболках (спортсменов — прим. «Ленты.ру») достанем!» — Харрис орал так громко, что его голос слышно на записи разговора одной из учениц со службой спасения.

Никто не встал. Харрис выстрелил в стол из дробовика и принялся расхаживать по библиотеке. Около стены он обнаружил 16-летнего парня, который, съежившись, попытался спрятаться под компьютерным столом. Преступник выстрелил ему в голову. В это время подростки через окно увидели, что полицейские эвакуируют школьников. «Пойдем-ка копов постреляем!» — предложил приятелю Харрис. Они открыли огонь из окон, полицейские стали стрелять в ответ, но не попадали.

Потешившись, убийцы вернулись к заложникам в библиотеке. Они ходили между рядами, часто стреляли под парты не целясь. Харрис подошел к одному из столов, дважды постучал по нему, крикнул «Ку-ку!» и выстрелил в голову прятавшейся под ним 17-летней девушке. Убил он и другую школьницу, увидев, что она молится.

«Смотри-ка, у нас тут ниггер!» — Клиболд нашел трех прятавшихся под столами местных атлетов, один из них был чернокожим. Приятели несколько секунд оскорбляли негра, а затем выстрелили ему в грудь из дробовика. Тот скончался мгновенно. Внезапно Клиболд нашел среди заложников своего обидчика, который к тому же был в ненавистной белой бейсболке. «О! Да ты меня гомосеком называл! А ну-ка, кто теперь гомосек?» — подростки поиздевались над парнем, но все-таки решили его не убивать.

Со временем убийства, видимо, перестали приносить парням удовольствие. «Может, ножами их будем резать? По ходу, это веселее!» — предложил Харрису Клиболд. Но к этому времени у Харриса носом пошла кровь, и убийцы решили покинуть библиотеку.

Они вновь двинулись к кафетерию, стреляя и кидая самодельные бомбы. В кафетерии один из преступников выстрелил в неразорвавшийся газовый баллон, но детонации не произошло. Они кинули «коктейль Молотова» в кафетерий и вышли. Через несколько минут один из баллонов все же частично сдетонировал, но возникший пожар потушили потолочные разбрызгиватели.

Из кафетерия преступники снова пошли по школе: проходили мимо классов и сквозь стекло даже смотрели в глаза ученикам, которые прятались внутри, но не заходили. Они вернулись к библиотеке, но внутри уже никого не было. Через 49 минут после начала бойни подростки покончили с собой.

Спустя несколько часов полицейские подсчитали: два убийцы выпустили 188 пуль, убили 13 человек и ранили 24.

Вечный вопрос

Из трагедии были сделаны выводы: все школы США прибегли к новым методам обеспечения безопасности. С тех пор школьникам рассказывают, как себя надо вести во время теракта, а входы в учебные заведения оборудованы металлоискателями.

Тактика спецслужб тоже претерпела изменения: раньше они расценивали инциденты в школах как типичный захват заложников, который необходимо «локализовать» (окружив здание), однако после расстрела в «Колумбайне» полиция осознала, что чаще всего цель преступника — не выторговать что-то, а просто убить как можно больше людей. Поэтому из минимального набора сотрудников (не больше четырех) формируется мобильная бригада, которая заходит в здание и, игнорируя убитых и раненых, пытается нейтрализовать стрелка или стрелков.

Сразу встал вопрос о причинах, побудивших подростков на столь жестокое преступление. Следователи выяснили, что преступники были фанатами жестоких видеоигр, подвергались унижениям со стороны сверстников, имели проблемы с психикой. Отсюда родилась первая версия: Харрис и Клиболд мстили за унижения задирам. Именно эта версия, собственно, и вошла в историю: многочисленные последователи школьников-убийц, называющие себя «колумбайнерами», видят своей целью отомстить третирующим их ровесникам или учителям и восстановить справедливость.

Высказывались разные версии: мол, подростки входили в мафиозную группу, увлекались готической культурой, слишком много играли в жестокие видеоигры. Отповедь по поводу вины общества писал даже известный музыкант Мэрилин Мэнсон: «Я изучаю ту Америку, в которой мы с вами живем. Я всегда хотел показать, что тот дьявол, на которого мы сваливаем все злодеяния, — это мы сами. Не думайте, что конец света однажды наступит ни с того ни с сего — он наступает уже очень долгое время. День ото дня».

Впрочем, комиссия специалистов из ФБР и психиатров пришла к схожему выводу: ни Харрис, ни Клиболд вовсе не хотели покарать обидчиков. Эксперты утверждают: когда на школу нападают такого рода «мстители», они действуют импульсивно, убивают своих обидчиков и учителей. Но подростки, устроившие ад в «Колумбайне», мыслили куда более глобально и сами высмеивали неудачливых «школьных расстрельщиков».

Они планировали устроить масштабнейший теракт, взорвав кафетерий и расстреляв бегущих оттуда людей. Затем должны были сдетонировать заложенные в машинах мины, убив еще больше ни в чем не повинных учителей и школьников. Автомобили должны были взорваться тогда, когда на месте уже работали бы телекамеры: вся страна, весь мир должен был узреть их могущество и содрогнуться.

Харрис был психопатом, но не безумцем, не отдающим себе отчета в своих действиях. Его ценили за хорошие манеры и умение произвести впечатление. Он прекрасно осознавал, что делает. Он ненавидел людей и открыто писал об этом на своем веб-сайте. «ЗНАЕТЕ, ЧТО Я НЕНАВИЖУ!!!? ТУПЫХ ЛЮДЕЙ!!! Почему так много людей настолько глупы!!? ЗНАЕТЕ, ЧТО Я НЕНАВИЖУ!!!? Когда люди неправильно произносят слова!» — горячился он. Особую ненависть вызывало у него слово «экспрессо».

Его ненависть вполне конкретна. Он понимал, что сам он куда лучше, чем все остальные, и хотел наказать человечество за его неполноценность. Харрис прекрасно использовал свое умение понравиться людям. Однажды, например, они вместе с Клиболдом ограбили человека — им удалось избежать наказания, поучаствовав в «программе реабилитации». Харрис не просто симулировал раскаяние, а написал жертве проникновенное письмо с фразами вроде «Ох, понимаю теперь, как ты себя чувствуешь!»

В это же время в личном дневнике он зафиксировал: «Разве Америка — не свободная страна? Так почему же, если я свободен, я не могу отобрать у сраного дебила его вещи, если он оставляет их лежать на переднем сиденье своего сраного фургона у всех на виду в какой-то глухой срани в сраный пятничный вечер? ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР. Этого засранца надо было застрелить». Убивая людей, психопат не понимает их чувств, потому что сам их не испытывает.

«Из-за неспособности понять чувства других людей некоторые психопаты могут вести себя совершенно чудовищным с точки зрения обычного человека образом. Например, они могут пытать и уродовать своих жертв и относиться к ним так же, как мы к индейке, которую разделываем на День благодарения», — пишет психолог Роберт Хэир.

Именно Харрис был заводилой, а Клиболд — ведомым, погруженным в депрессию из-за непопулярности у девушек. Комиссия пришла к выводу, что без влияния товарища Клиболд вполне мог бы стать продуктивным членом общества. Смерть Харриса, с другой стороны, могла спасти Америку от другого, гораздо более страшного теракта.

Но «колумбайнеров» это не останавливает — им куда проще представить психопата и его друга светлыми мстителями, борцами с унижениями и притеснениями, примеру которых вполне можно последовать.

Расследование фактов изнасилований и издевательств над людьми в Благовещенске

Программу ведет Андрей Шарый. В программе принимают участие корреспонденты Радио Свобода Кирилл Ярошевский и Владимир Бабурин. Андрей Шарый: 8 декабря прошлого года в башкирском городе Благовещенске прошли массовые беспорядки. В ответ милиция и ОМОН провели так называемые «профилактические мероприятия», в результате которых до тысячи человек были арестованы, многие были избиты, есть сообщения об изощренных пытках. Сегодня в Благовещенске прошло первое заседание общественного совета, созданного при Министерстве внутренних дел Башкирии, по расследованию фактов изнасилований и издевательств над людьми в Благовещенске. Известные российские правозащитники в этой связи вылетели из Москвы в Башкирию. Максим Ярошевский: Благовещенские милиционеры и сотрудники ОМОНа провели в срок с 8 по 14 декабря целую серию массовых задержаний. Сами зачистки начались 8 декабря с потасовки: два известных благовещенских бизнесмена, Олег Катаев и Виктор Героев, повздорили с тремя сотрудниками благовещенской милиции. Башкирский журналист и правозащитник Марат Хайруллин в начале этого года побывал в Благовещенске, где встретился с очевидцами тех событий. Марат Хайруллин: Я могу говорить только с точки зрения своего журналистского менталитета. Я опросил порядка 5-6 людей — очевидцев происшествия 8 декабря. Все они до единого утверждают, что не было массовых потасовок. Более того, в тот момент рядом с группой конфликтующей не могло находиться больше 8-10 человек. Более того, все говорят, что не вмешивались. Все утверждают, что произошло недоразумение, и спровоцировал весь конфликт один из милиционеров, я читаю, что это был Мистахов, но это мое личное мнение. Именно он вел себя очень агрессивно, он ударил беременную женщину, жену одного из членов этого конфликта, Олега Катаева, он схватил за шиворот депутата местного муниципального образования Ольгу Героеву и потащил ее в «УАЗик» милицейский. Ответственен за весь конфликт именно этот Мистахов, плюс — два милиционера, Чистяков и Гесаев, по-моему, которые пытались Мистахова утихомирить. То есть если кого-то и судить за этот конфликт, но, на мой взгляд, нормальный, независимый следователь всегда скажет, что нужно было вот этих ребят судить — они спровоцировали конфликт. Максим Ярошевский: По сути, как считает Марат Хайруллин, именно конфликт между коммерсантами и милиционерами стал причиной вызова в город ОМОНа и массовых задержаний мужчин и изнасилований женщин. Все три милиционера 9 декабря обратились в больницу, где заявили об избиениях (якобы на них напала толпа в 40 человек). Лечащий врач, тем не менее, никаких серьезных повреждений так и не нашел. Это не помешало объявить Олега Катаева и Виктора Героева в розыск, а в Благовещенске началась, по сути, зачистка мужского населения. По словам заместителя прокурора республики Рамиля Исхуджина, в начале декабря в ходе совместной операции милиции Благовещенска и отряда ОМОНа, в городе задержали 381 человека, 171-го доставили в отделения милиции за появление в общественных местах в нетрезвом виде, 25 задержанных привлечены к административной ответственности за неповиновение правоохранительным органам. Всего в милиции возбуждено 280 административных дел. От жителей города поступило 36 жалоб на противоправные действия милиции, по 12-ти из них идет расследование в прокуратуре. Несколько десятков человек, пострадавших в результате декабрьской спецоперации, написали заявления на имя российских правозащитников. После этого скандал вышел на федеральный уровень, а неподалеку от главного здания МВД России на Житной улице состоялись акции протеста родственников пострадавших в результате действий милиции и башкирских правозащитников. Говорит Марат Хайруллин. Марат Хайруллин: Посреди мирного города собственные защитники применили массовые пытки — это не подлежит сомнению. На 7 января, когда я уезжал из Благовещенска, было собрано порядка 70 заявлений. Муртаза Рахимов правит республикой, в которой, скажем так, регулярно пропадают оппозиционные журналисты. Второе, Муртаза Рахимов никогда не пойдет на реальное расследование тех событий, которые происходили в республике. Это человек, который предпочитает договариваться. В четверговом номере «Новой газеты» часть диктофонной записи девочки, которую изнасиловали, я публикую. Я пошел на это, потому что я хотел, чтобы передали Путину. Вроде, у него девочки — может, он послушает. Он как бы взял под личный контроль. Может, он немножко послушает и поплачет. Изнасиловали 19-летнюю девочку. На их языке, юридическом, это называется «принуждение к изнасилованию». Максим Ярошевский: В минувшую субботу в Благовещенске состоялась встреча с общественностью представителей специально созданной комиссии МВД России и Башкирии по проверке фактов превышения служебных полномочий сотрудниками благовещенской милиции. Министр внутренних дел республики Рафаил Диваев заверил присутствующих, что будет проведено самое полное и тщательное расследование произошедших в городе событий. Чем оно может закончиться для Благовещенская — пока неизвестно. Андрей Шарый: Мой коллега Владимир Бабурин беседовал с председателем движения «За права человека», известным российским правозащитником Львом Пономаревым, который сегодня вылетел в Башкирию. Беседу Владимир записал из аэропорта. Владимир Бабурин: Известно, что люди, которые уже подавали заявления в милицию о том, что они были избиты или изнасилованы, сейчас забирают их назад, потому что представители правоохранительных органов ходят по домам, говорят: «Правозащитники завтра уедут, а вам здесь жить». Это правда? Лев Пономарев: Я имею такую информацию от журналистов, но мы для этого и летим туда, — я и Людмила Михайловна Алексеева — чтобы удостовериться, правда это или нет. Я думаю, что это не полная правда, то есть если кто-то и забирает заявления, то, конечно, не все. Я знаю, что там есть группа активных граждан, которые собирают эти заявления, и я думаю, что у нас будет достаточно много заявлений для того, чтобы дальше действовать, опираясь на заявления граждан. Владимир Бабурин: Вы уже проводили предварительные расследования, что же произошло в Благовещенске. Почему милиция предприняла столь неадекватные действия? Лев Пономарев: Здесь возможны разные гипотезы, но это только гипотезы. Не исключено, что это политическая месть такая за то, что этот город голосовал в основном за Веремеенко. Дело в том, что этот город русскоязычный, практически русский, это староверский город такой, и поэтому довольно естественно, что там голосовали за Веремеенко на башкирских выборах. Это один из вариантов. Есть версия, что в этом городе имеет свои экономические интересы заместитель министра внутренних дел Смирнов. Может быть, это тоже какая-то попытка усмирить, оказать влияние на жителей города со стороны Смирнова. Или просто, может быть, это общая политика правоохранительных органов Башкирии. Дело в том, что до этого тоже были аналогичные события в нескольких городах. Я знаю, в городе Салават проводились такие «профилактические мероприятия», но они не были столь массовыми. В Салавате поменьше издевались — сейчас стали больше бить. Не получили по рукам в свое время. Сейчас получат, я думаю. Владимир Бабурин: Как вы полагаете, сможет ли ваша комиссия там работать нормально, дадут ли органы милиции вам такую возможность? Лев Пономарев: Я уверен, что дадут. Потому что я знаю, что сейчас вроде уже готовится встреча и с министром внутренних дел Диваевым, и с прокурором республики, как мне говорили мои коллеги. То есть с нами пока, видимо, хотят договориться. Посмотрим, как будут развиваться события.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *