Алексия 2

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

Московско-тверской договор 1375 г.

Этот договор подводит итог так называемой «тверской войне» — совместному походу ряда русских князей на Тверь. Подробное описание военных действий и осады Твери сохранил свод 1408 года и Рогожский летописец. Подписывая договор 1 сентября 1375 года, тверской князь отказывался от самостоятельной линии в отношениях с Ордой и брал на себя обязательство разорвать союз с литовским великим князем Ольгердом. Соглашение 1375 года предусматривало и совместное выступление русских князей против Орды, о котором было условлено, вероятно, еще в начале декабря 1374 года на княжеском съезде в Переславле-Суздальском.

По благословению отца нашего Алексея, митрополита всея Руси, младший брат, князь великий Михаил Александрович, целуй мне крест, старшему брату, великому князю Дмитрию Ивановичу, и моему брату, князю Владимиру Андреевичу, и нашей вотчине Великому Новгороду, за своих детей и своих племянников. Я буду тебе старшим братом, а князь Владимир, мой брат, будет тебе братом. И ты должен хотеть нам добра во всем и везде, без хитрости. А если узнаешь от христианина или от поганого добрую или дурную весть о нас, то все сообщай нам по правде, по своей клятве, без хитрости…
А будут нас сводить с княжения татары и станут предлагать тебе нашу вотчину, великое княжение, и тебе его не брать до самой смерти. А станут нам предлагать твою вотчину-Тверь, и нам ее не брать до самой смерти…
А жить нам, брат, по этому договору. А если у нас с татарами будет мир, то и у всех мир. А если нужно будет платить выход, всем платить, а не будем платить — никому не платить. А пойдут татары на нас или на тебя, биться нам и тебе в союзе против них. И если мы пойдем на них, и тебе с нами в союзе идти на них.
А Ольгерду и его братьям, и его детям, и его племянникам целование тебе сложить. А пойдут литовцы на нас или на великого князя смоленского или на кого из наших братьев князей, нам их защищать и тебе со всеми нами в союзе. А пойдут на тебя, и нам также тебе помогать и обороняться всем в союзе…
А если случится между нами, князьями, какое дело, тогда съедутся наши бояре на границе, и будут между нами переговоры. А не договорятся, пускай обращаются к посреднику, к великому князю Олегу. И кого он признает виноватым, виноватый пускай правому поклонится, а взятое вернет…

Загадка смерти патриарха Алексия II

В ту скорбную пятницу 5 декабря 2008 года с 10 утра, то есть за два часа до официального сообщения о кончине Первоиерарха Алексия II, сайт патриархии подвергся хакерской атаке. Между тем слухи о гибели патриарха уже поползли по Москве. В 12-часовых новостях все радиостанции и телеканалы сообщили, что Святейший умер в своей резиденции в Переделкино час-полтора назад. Скупое сообщение побудило миллионы людей — верующих и атеистов — ринуться в Интернет, чтобы высказать свои соболезнования или узнать подробности. Уместнее всего это было бы сделать на сайте патриархии. Но сайт не работал! А в Интернете уже гуляла версия, что высокочтимый патриарх погиб в ДТП.
Впервые в переделкинскую резиденцию Алексий II попал в 1963г. В то время его назначили управляющим делами Московской Патриархии, и он часто приезжал на доклад к болевшему и редко выезжающему из Переделкино в столицу Патриарху Алексию I. Уже тогда от старого имения бояр Колычевых остались только въездные ворота. Около них в маленькой пристроечке и жил Патриарх. Оба Алексия часто прогуливались до стелы, на которой высечены имена погибших в сражениях «За Веру, Царя и Отечество» Колычевых.
Эти прогулки наложили на Алексия II большой духовный отпечаток. По такому же маршруту он ходил и до своей кончины. По рекомендации врачей Патриарху надо было больше двигаться. Все близкие люди знали, что на его поясе закреплен шагомер. Каждый вечер он проверял, выполнил ли отмеренную врачами норму — 8000 шагов в день. Признавался, что почти никогда столько не нашагивает. Гулять было некогда — слишком много работы. По этой же причине пустоваоа беговая дорожка, велотренажер и бассейн.
Реконструкция загородной резиденции Патриарха в подмосковном Переделкино началась в 2000 году. Все это время Его Святейшеству приходилось жить буквально на стройке, поскольку обветшавшая старая зимняя дача и хозяйственные постройки требовали капитального ремонта. С Божьей помощью строительство закончилось в срок. На территории резиденции появилось несколько новых построек, а Патриарх перебрался в новый светлый и просторный дом.
В новом доме Патриарх все время проводил в рабочем кабинете и библиотеке. Он привык читать сидя за столом.
» Для души перечитывал духовную литературу, Чехова — он меня как-то успокаивает, дает психологическую разрядку. Люблю Тургенева, Лескова, а к Достоевскому, которого в свое время всего прочитал, нет желания возвращаться. У него произведения, еще больше утяжеляющие груз, который несешь. То же могу сказать об Александре Исаевиче Солженицыне. Его «Раковый корпус» впервые прочитал за границей, когда у нас он был запрещен. Талантливая повесть, но морально тяжелая.» — признался как-то Алексий II в интервью.
Рабочие предлагали Патриарху поставить в келье шумоизолирующие окна — недалеко от резиденции проходит железная дорога. Но Алексий II попросил этого не делать. Шум поезда его успокаивает.
Алексий II был заядлым грибником. Прежде он каждую осень садился за руль своей «Волги» и ездил по грибы на юг Эстонии, где знал множество грибных мест. (Будущий Патриарх Московский и всея Руси в 16 лет являлся настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви.) Даже собирал грибы во время отпуска за границей. Особенно любил рыжики. Все собранные грибы обязательно привозил домой, где их засаливали сестры. Рыжиками, собранными патриархом, угощали только самых дорогих гостей.
Что случилось с патриархом?Официальная версия-сердечный приступ.Тем не менее священник Андрей Кураев уже тогда изложил свою версию событий. «Как таковой сердечный приступ не убил бы патриарха. Просто случился он в максимально неудобных для помощи обстоятельствах. Возможно, что приступа не было вообще. Просто пожилой человек при каком-то повороте или резком движении на секунду утратил координацию движений — и упал. Но, падая, затылком ударился об угол стула. И этот угол перебил вену. Патриарх пришел в сознание. Пробовал встать — на стенах кровавые следы от его рук . Даже и при такой травме его можно было бы спасти. Если бы хоть кто-то знал, что ему нужна помощь. Но дело было во внутренних покоях патриарха, которые он на ночь сам изнутри запирал на ключ. Двери двойные, шумоизоляция от остального здания, где, суетясь, хлопочут монахини, полная. Стоны патриарха никто не расслышал. Ключей от его покоев не было даже у охраны. Патриарх накануне вечером заказал завтрак на 8 утра. Когда и в половине девятого он не вышел, начали тревожиться. Стуки, звонки не давали ответа. Стали заглядывать в окна. И через окошко ванной комнаты увидели его лежащим. Дверь взломали. Но тело уже остывало».
Версия,изложенная Кураевым сильно напоминает историю о смерти Сталина на своей загородной даче.В обоих случаях-смерть преподносится как неспособность окружения придти на помощь к умирающим лидерам.

«Он учит нас быть вдохновенными»

Семь лет назад отошел ко Господу Святейший Патриарх Алексий II. Он, как и многие другие представители этого рода с остзейской, немного непривычной для русского слуха фамилией Ридигер, верой и правдой служил Богу и России.

Мы встретились с писателем Александром Юрьевичем Сегенем – автором книги «Алексий II», которая вышла в серии ЖЗЛ. Эта книга – единственный обстоятельный труд о 15-м Предстоятеле Русской Православной Церкви. О том, что общего было у патриарха Алексия II со святым митрополитом Филаретом Московским, как любил проводить патриарх свободные часы и на каких языках мог свободно служить Божественную Литургию, – наша беседа.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

– Александр Юрьевич, вы – автор книги о Святейшем Патриархе Алексии II. Как возникла идея писать именно об этом Предстоятеле Русской Православной Церкви?

– Всё началось с того, что патриарх Алексий II заказал и благословил мне написать роман о деятельности Псковской православной миссии в годы Великой Отечественной войны. Предполагалось, что по этому роману потом будет сниматься фильм.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II – Вы говорите о фильме «Поп» режиссера В. Хотиненко?

– Да. Роман был опубликован, и за него я получил премию Издательского совета Московской Патриархии «Просвещение через книгу». Вручая ее, владыка Климент сказал мне: «А теперь напишите и о Филарете». Дело в том, что лауреатам этой премии вручается статуэтка митрополита Филарета Московского. Я эти слова владыки Климента воспринял как напутствие.

Святителя Филарета я всегда почитал, у меня на стене висел его портрет. Но я никогда не думал о том, чтобы писать о нем. Но раз владыка сказал… Я начал работу над такой книгой, а в процессе у меня возникла мысль о том, что продолжением ее должна быть книга о человеке, равновеликом Московскому святителю. Таким человеком мог быть только патриарх Алексий, к этому времени уже отошедший ко Господу.

Когда я сдавал рукопись книги о святителе Филарете в издательство «Молодая гвардия», главный редактор Андрей Витальевич Петров спросил меня: «Какая книга будет следующей?» И я выпалил: «Патриарх Алексий Второй».

– А вы были знакомы со Святейшим Патриархом?

– Да, но не могу сказать, что было много встреч. Всего несколько, и не таких продолжительных, как хотелось бы. И если бы я предполагал, что буду писать о нем книгу, то постарался бы хоть как-то эти встречи сделать более длительными и значимыми.

Я вдруг понял: святитель Филарет и патриарх Алексий – рифмующиеся личности в нашей истории

А книгу о Святейшем я начал писать именно потому, что вдруг понял: святитель Филарет и патриарх Алексий – рифмующиеся личности в нашей истории. Какой размах строительства в Церкви был и при Филарете, и при Алексии II! Святитель Филарет курировал строительство храма Христа Спасителя – а патриарх Алексий этот храм возродил. Проповеди и того, и другого были направлены на улучшение состояния русского общества и Церкви. Даже первая серьезная богословская работа патриарха – тогда отца Алексия, студента духовной академии – была посвящена святителю Филарету. Кстати, поэтому в бумагах КГБ он значится как «Дроздов».

– В бумагах КГБ?

– Да. Как «агент Дроздов», хотя, конечно, никаким агентом КГБ он никогда не был. Все дело в том, что каждый священник автоматически попадал в отчеты Комитета Государственной безопасности. Потому что к священнику приходил представитель КГБ, беседовал с ним, а потом писал отчеты для начальства, что такой-то согласился сотрудничать – а все «сотрудничество» было формальным и сводилось к таким вот беседам время от времени. Действительного сотрудничества не было, и в архивах КГБ нет ни одного документа, подписанного Алексием II. Хотя есть документы, подписанные другими церковнослужителями, которые сознательно – и не гнушаясь этим нисколько – сотрудничали с этим органом. Некоторые именно были непосредственными агентами.

Много перекличек и перекрестий было между святителем Филаретом и Святейшим Алексием II.

Александр Сегень: Алексий II (ЖЗЛ). М.: 2015 – Известно, что святитель Филарет Московский Петербург не любил. А как патриарх Алексий относился к этому городу?

– Святитель Филарет не любил Петербург за климат – не только природный. Ему не по душе была официальная атмосфера столицы Российской империи. И в чем-то она напоминала ту, в которую попал Алексий, когда его назначили на Ленинградскую кафедру. Но Петербург Алексий II любил – для него это был очень важный город, город, в котором он возрождал поруганные святыни.

– Александр Юрьевич, что в жизни Святейшего более всего вас впечатлило? Расскажите какой-нибудь яркий эпизод.

– Их было довольно много. Один из важнейших для меня – его борьба за спасение Украинской Церкви и Украины, что, в общем-то, и способствовало тому, что он раньше времени ушел от нас. Это была такая тяжелая ноша для него.

Вспоминается и такой характерный эпизод: выступление в Америке перед раввинами. Это было в 1991 году, как раз во время путча ГКЧП

Вспоминается и такой характерный эпизод: выступление в Америке перед раввинами. Это было в 1991 году, как раз во время путча ГКЧП. Все тогда были заняты тем, что происходит в СССР, и на этом фоне конфликт в Нью-Йорке между ортодоксальными евреями и афроамериканцами был не слишком важной темой для новостей. Суть конфликта была вот в чем. Чернокожие нетрадиционной ориентации приходили в район Нью-Йорка, где жили общины ортодоксальных евреев, и дразнили их. Возникали стычки, вплоть до того, что были и случаи смертоубийства. Святейший Патриарх, приехав в Нью-Йорк, счел своим долгом выступить в синагоге перед раввинами – в знак их поддержки, защищая традиционные ценности, которые едины для всех ортодоксальных религий. Ведь ни одна из традиционных вер не принимает мировой содом.

Святейшего тогда за это выступление некоторые критиковали: мол, Русский Патриарх не должен выступать в синагоге. Но для него как миротворца это был, думается, очень важный шаг. Ведь он считал, что в борьбе против мирового зла, за мир и нравственность люди доброй воли должны объединиться, хотя они и исповедуют разные веры.

– Вы пишете: «Из года в год Предстоятель неустанно повторял, что недоволен тем, как во многих храмах служат священники». Как вы думаете, что он имел в виду?

– Священства не хватало катастрофически. Не говоря уже о том, что мало было священников образованных. Не хватало радивых священников – и много было нерадивых. Я думаю, что и сейчас встречаются нерадивые священники. Как в любой другой профессии. И среди священников, к сожалению, встречаются такие, которые приняли сан не по призванию, а по каким-то иным соображениям, иногда меркантильным. Вот с этим он боролся постоянно. И, выступая на ежегодном епархиальном собрании, чуть ли не 80% доклада посвящал критике. Обращал внимание даже на мелочи. И всегда говорил о том, как крестят – он был сторонником крещения с полным погружением, чтобы не оставалось «погруженцев» и «обливанцев», которые «соперничают» друг с другом. Конечно, боролся со стремлением некоторых священников к обогащению, с излишним рвением к наградам.

Он очень сильно переживал о состоянии вверенной ему Церкви, потому что хотел видеть ее образцом для мира.

Писатель Александр Сегень

– Примером в чем может быть для нас патриарх Алексий?

– Быть вдохновенными. Как он сам был вдохновенным. И быть радостными.

Священник должен нести радость. Он не может быть мрачным. И вспомните, как сам Святейший светился радостью

Когда священник выходит к пастве, он всегда должен нести радость. Священник не может быть мрачным. Я знаю многих пастырей, которыми просто любуешься, когда они выходят к пастве и произносят: «Христос Воскресе!» – говорят это так, как будто только что были свидетелем воскрешения. И вспомните, как сам Святейший светился этой радостью! Потому что если с нами Христос, это большая радость, которая нас никогда не покидает.

Эта радость определяет мировоззрение пастыря, будь он священник или архиерей, а мировоззрение диктует поведение. Если пастырь горит пасхальной радостью, то тогда и для паствы «Христос Воскресе» – не просто обыденные слова приветствия в такой-то праздник. Как и молитвы и песнопения. Это не просто исполнение какого-то обряда – это священнодействие, наполняющее всю нашу жизнь.

– В книге вы рассказываете и о друзьях Святейшего. Например о петербургском священнике Василии Ермакове. Что связывало его с патриархом?

– Отец Василий Ермаков оставался другом Святейшего в течение всей жизни. Отец патриарха, священник Михаил Ридигер, вызволил Василия из немецкого лагеря и этим спас его. Потом Алексий и Василий вместе поступали в семинарию, вместе учились. Хотя нельзя сказать, что они были «неразлучными друзьями», постоянно встречались или созванивались. Виделись они довольно редко. Просто потому, что у людей такого ранга, как архиерей и тем более патриарх, не бывает закадычных друзей, с которыми они постоянно общаются: у них на это нет времени. И те недолгие минуты или часы, когда Святейший мог позволить себе расслабиться, отдохнуть, он старался быть один. Даже когда бывал за границей, он старался сделать так, чтобы остаться наедине с самим собой. Чтобы никто не знал, кто он такой. Мог «улизнуть» и отправиться, например, в зоопарк – он очень любил зоопарки – или съесть на улице мороженое, которое тоже очень любил.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Фото: Владимир Ходаков – Он любил животных?

– Да, любил, это известно. Он расслаблялся, наблюдая за животными. Отдыхом для него были и книги.

Конечно, его друзьями были его соратники – архиереи, те, которые всегда были с ним рядом.

А с отцом Василием Ермаковым он встречался всякий раз, когда приезжал в Петербург, и тому свидетельством множество фотографий. Кстати, духовной дочерью отца Василия, пока он был жив, являлась исполнительница главной роли в фильме «Поп» Нина Николаевна Усатова.

– Патриарх вырос в Эстонии, там же служил священником. Он знал эстонский язык?

Монахи были в глубоком унынии. Патриарх увидел это и говорит: “Хотите, я вас развеселю?”

– Да, знал. Был забавный случай, о котором мне рассказывали на Афоне. Когда Святейший приехал первый раз на Афон, Свято-Пантелеимонов монастырь был еще в сильном запустении. Монахи, приехавшие пополнить братию, находились в глубоком унынии. Патриарх увидел это и говорит: «Хотите, я вас развеселю?» И провел службу на эстонском языке. Всю! Братия развеселилась, потому что для русского уха эстонский и финский языки звучат довольно забавно. Но это вовсе не значит, что к эстонскому языку патриарх относился как-то пренебрежительно. Он его знал, на нем говорил, на нем служил. Вообще эстонское Православие, эстонская православная паства заслуживает огромного уважения, потому что, находясь порой в среде, враждебной к Православной Церкви и к русским, они оставались православными. Хранят Православие и до сих пор.

Причащение прихожан Пюхтицкой обители 1980-е годы

– Вероятно, в это внес свой вклад и Святейший?

– Безусловно. Он не терял связи с Эстонией, постоянно ездил в Пюхтицы, постоянно общался с эстонскими священниками. И не только с православными – был в дружеских отношениях с лютеранскими священниками. В Эстонии его очень уважают. В Таллинне его именем названа площадь, есть памятник ему. И во многом его деятельность в Эстонии – залог той дружбы, которая все равно будет храниться русскими и эстонцами, несмотря на попытки ее разрушить.

– Вы собрали обширнейший материал о Святейшем, написали книгу о нем, но пока это чуть ли не единственный труд о личности, без сомнения, огромного масштаба, каким был патриарх Алексий II.

Сколько могло бы появиться интереснейших воспоминаний! Но почему-то люди, знавшие патриарха и несшие служение рядом с ним, не спешат

– Я думаю, что осознание масштаба этой фигуры только начинается. И как раз то, что мало книг о Святейшем, тому свидетельство. Вообще мне казалось, что после кончины патриарха выйдет целый ряд книг, воспоминаний о нем. Но почему-то люди, знавшие его и несшие служение рядом с ним, не спешат с этим. А ведь сколько могло бы появиться интереснейших воспоминаний! Но я думаю, что все впереди. И хотя нескромно так говорить, но, может быть, моя книга как-то пробьет эту стену, и вслед за маленькой дверцей распахнутся и большие ворота. Хотелось бы, чтобы моя книга была такой дверцей.

– У вас есть очерк «Весна патриарха». А почему весна?

– Весна патриарха – это о первых днях патриаршества Алексия II. И в этом названии есть перекличка, игра с заголовком романа Г. Маркеса «Осень патриарха».

Книга, вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей» – это, собственно, только половина того, что я написал: издательство сочло, что книга получается слишком большой по объему, и мне пришлось ее «ужимать». Полный ее вариант должен выйти в издательстве «Благовест» в начале следующего года. И это будет издание со множеством фотографий, хорошо оформленное.

Русская православная церковь получила настоящее благословение в лице Алексия Второго, возглавившего православие земли русской в трудные переходные годы.

Патриарх Алексий Второй — Патриарх Московский и всея Руси, Богом выбранный Архипастырь для восстановления русской православной веры, епископ, академик, лауреат Государственной премии, доктор богословия.

Детские годы

23 февраля 1929 года в семье Михаила Александровича Ридигера и Елены Иосифовны Писаревой в столице Эстонии Таллине появился на свет мальчик Алеша. Его потомками были обрусевшие немецкие дворяне и эстонцы. Семья Ридигеров в свое время эмигрировала из Санкт-Петербурга в Эстонию. Михаил Александрович был священнослужителем. Семья славилась глубокой верой и благочестием, которое пустило глубокие корни в душу Алеши.

Патриарх Алексий II

Семейная жизнь четы Ридигеров была неотделима от церковного служения. В возрасте 6 лет маленький Алеша впервые участвовал в богослужении в качестве помощника, он разливал для прихожан святую воду во время празднования Крещения Господнего.

Стремление мальчика служить в храме, выучившего к 9-ти годам Литургию, вызывало смущение у родителей, которые успокоились после посещение Валаамских монахов. Старцы посоветовали не сдерживать мальчика в стремлении служить, если он относится к церковному служению серьезно, со всем пониманием.

Во время семейных паломнических поездок в монастыри, Псково-Печерский, Свято-Успенский, Свято-Преображенский на Валааме, Алеше Богом была дарована встреча с благословенными монахами. Особое влияние на дальнейшую жизнь отрока оказали старцы:

  • схиигумен Иоанн (Алексеев);
  • иеросхимонах Ефрем (Хробостов);
  • монах Иувиан (Красноперов).

Святые отшельника сразу почувствовали в отроке родную душу, они с радостью беседовали с ним во время паломнических поездок семьи. Через родник русской святости Валаам юный Ридигер узнал о преподобном Иоанне Кронштадтском, который был причислен к лику святых во время патриаршего служения Алексия ІІ. Допущенный прислуживать в алтаре Валаамских святынь, юноша принимает решение посвятить себя Богу и служению людям.

Церковное служение в молодости

Служение в храме стало основной частью жизни подростка. 15-летний иподиакон прислуживает во время богослужений архидиакону. Епископ Исидор и архиепископ Павел Эстонский и Таллиннский доверяют сопроводительную миссию Алексею Ридигеру.

По достижении 16 лет он назначается алтарником, ризничим в Кафедральном Таллинском храме, где служит до 1946 года

По достижении 18-летия Ленинградская православная духовная семинария, Духовная Академия в Ленинграде стали ступенями для принятия сана иерея. Священник — целибат не принял еще монашеский постриг, но дал обет безбрачия.

Алексей Ридигер, фото 1954 года

Городок Йыхвы в 1950 году стал первым местом служения рукоположенного иерея, хотя он еще заочно учился в Духовной академии, которую оканчивает в 1953 году в степени кандидата богословия.

Начало священнического пути

В 1957 году отец Алексей — настоятель Богоявленской обители собора Успения Богородицы. В 1958 году руководившего двумя монастырями протоиерея Ридигера назначают благочинным над несколькими приходами.

После смерти матери, отошедшей к Господу в светлый праздник Преображения Господнего, в 1959 году Алексей Ридигер принимает монашеский постриг с именем Алексий.

В то же год будущий Патриарх принимает постриг в мантию, принимая малую схиму, отказ от мирской жизни при полном послушании епископу и нестяжании, которое подразумевает отсутствие собственного имущества.

Интересно! В 1961 году 32-летний отец Алексий стал самым молодым архипастырем Русской Церкви, приняв рукоположение в сан епископа.

Епископ Эстонский и Таллиннский назначается в Рижскую епархию.

Еще о патриархах:

  • Патриарх Московский Гермоген
  • Патриарх сербский Павел
  • Кто такой патриарх

Трудная дорога епископства

60-е годы стали новой волной мракобесия, когда людей преследовали за посещение церковных богослужений, совершение Таинства крещения и Исповеди. Пионерия, комсомол, партия были обязательными дорогами к успешной жизни, за посещения церкви могли уволить с работы, унижать в прессе. Массово закрывались духовные образовательные заведения.

Благодаря ревностному служению верных пастырей Церковь продолжала жить, международное и межконфессионное служение Преосвященнейшего Алексия принесло свои плоды.

В 1964 году архипастырь принимает сан архиепископа, занимая вскоре пост первого заместителя Патриарха Московского. Рукоположенный в сан митрополита Ленинградского и Новгородского, владыка переводится в Ленинград, где, как и сейчас, сосредоточена церковная наука и молитвенная жизнь.

Святейший Патриарх Алексий ІІ

Митрополит Алексий приложил немало трудов для возрождения православной веры, по его настойчивым просьбам:

  • в Валаам возвращаются монахи;
  • возрождается Иоанновский женский монастырь;
  • обретаются святые мощи святого Иоанна Кронштадтского;
  • восстанавливается часовня святой Ксении Петербургской;
  • возвращаются обители, храмы и святые мощи.

Правление нового митрополита в корне изменило церковную жизнь Ленинградской кафедры. Городские власти, прежде игнорировавшие всякое общение со священнослужителями, открыли для нового владыки все двери. Правящий архиерей сломал все советские стереотипы, государственные деятели неоднократно записывались к Митрополиту Ленинградскому.

1989 год стал годом признания владыки активным государственным деятелем, народ выбрал его в народные депутаты Советского Союза.

Наряду с активной государственной деятельностью, Преосвященнейший Митрополит находит время для научной богословской деятельности, пишет и защищает докторскую диссертацию «Исследование православия в Эстонии», за что получил 12 апреля 1984 года докторский крест.

Архиерейское служение митрополита Алексия наполнено международной деятельностью, посещением конференций, он участвует, как член делегации, в Ассамблее Всемирного совета церквей. За время своего архиерейства посещает Америку, Швейцарию, Германию, Финляндию и другие страны.

Труды митрополита Алексия, посвященные работе КЕЦ, несут историческую ценность для последующих поколений.

Архиерей избирается председателем нескольких семинаров Церквей СССР, которые проходили в Пюхтицкой женской обители, он член многих миротворческих фондов, возглавляет Общество советско-индийской дружбы, член Фонда славянских культур.

В 1990 году после смерти Святейшего Патриарха Пимена Русская православная церковь встречает нового Пастыря — Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.

Служение Патриарха Алексия Второго

Цель Патриаршего служения новый Предстоятель РПЦ видит в объединении всех славянских церквей и широком общественном служении.

Его святейшее служение началось с обретения мощей и перенос их на новое место святых:

  • Серафима Саровского;
  • святителя Иоасафа Белгородского;
  • Патриарха Тихона:
  • святителя Филарета Московского;
  • преподобного Максима Грека;
  • святителя Александра Свирского.

С благословением на Патриарший престол Алексия Второго Православная Церковь вступила в новый период своего развития. Деятельность Святейшего Патриарха затрагивает все сферы жизни в России и постсоветском пространстве. Он участвует в подготовке встречи нового тысячелетия и 2000-летия христианства, проводит конференции и миротворческие форумы.

Служение Алексия ІІ в храме Христа Спасителя, Москва

Помимо посещения церкви и монастыри в русской епархии и за границей, Святейший Алексий ІІ возглавляет выпуск «Православной энциклопедии», благотворительный фонд примирения и согласия, участвует в попечительном совете военного фонда.

Многие страны мира публикуют его работы на самые разнообразные темы, как богословские, так исторические и миротворческие.

Пять раз он был председателем заседания Священного синода. В открытии духовных семинарий, академий, церковноприходских школ Патриарх видел необходимость формирования нового поколения священнослужителей для укрепления православной веры на Руси.

Важно! Придерживаясь принципа невмешательства власти и Церкви, патриарх выступал за новые взаимоотношения между ними на основах душеспасительства.

Благодаря кропотливой работе Святейшего Алексия Второго Церкви вернули возможность проводить благотворительную работу, помогая нищим и малоимущим, открывать больницы и приюты. Множество монастырей приобрели статус национальных памятников, что дало им право начать новую жизнь.

Патриарх Алексий на государственном уровне доказывал, что невозможно возрождение нравственности вне Церкви, и духовная культура может возрастать в тесном сотрудничестве со светской. Как миротворец, святой отец едет на Балканы и Северный Кавказ, его видят на Ближнем Востоке и Южной Осетии. Возникают новые епархии и центры духовного руководства, в отдаленные районы приходит оживленная церковная жизнь.

Трудно найти сферу человеческой и церковной деятельности, в которой не оставил бы своего наследия Светлейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, сохранивший до конца своих дней простоту, терпение, смирение и доступность для всех людей.

Светлая кончина и место захоронения

Весть о смерти Патриарха 3 декабря 2008 года для людей всего мира была подобна грому среди ясного неба. Еще недавно бодрый владыка ездил по отдаленным епархиям, готовился к празднованию Рождества, как вдруг ужасная новость с трудом укладывалась в сознании.

Могила Патриарха Алексия II в Богоявленском кафедральном соборе, Елохов

Поползли слухи об убийстве, но они так и остались слухами, ибо приближенные священнослужители знали, что Алексий Второй перенес несколько инфарктов, смерть наступила в результате инсульта.

Похороны пятнадцатого Патриарха Русской православной церкви превратились в многодневное прощание, которое завершилось похоронной процессией в Богоявленском Елоховском соборе.

Алексий Второй пока не причислен к лику святых, но паломники отмечают чудеса, происходящие после молитвы на могиле святителя.

Человек, занимавший высокий церковный сан в Церкви, в памяти потомков остается примером Иисусовой чистоты и любви к людям, он, как заботливый отец, всегда старался помочь нуждающимся, отвечая на тысячи писем ежегодно.

Паломники постоянным потом идут и поныне к могиле святого отца, чтобы в простоте молитв попросить совета и поддержку у того, кто навеки остался Архипастырем, святейшим Алексием.

Документальный фильм о Патриархе Московском и всея Руси Алексие II

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *