Афонская жизнь

Жизнь на Святой Горе может показаться странной и непонятной, так как отличается от всего привычного в этом мире. Все здесь следует одной высшей цели — удалению от мирского и суетного и соединению с Богом.

Монахи

Монахи Святой Горы являются гражданами греческого государства. Монахи иностранцы, прибывшие сюда из других стран и являющихся иностранными подданными, автоматически получают греческое гражданство. Все монахи освобождаются от военной службы.

Стать монахом может каждый православный христианин, которому уже исполнилось 18 лет. Для этого ему нужно прийти в монастырь, который он выбрал и предстать перед игуменом, чтобы заявить о своем добровольном желании посвятить себя монашеской жизни.

В особножительных монастырях можно предстать перед наблюдателем или управляющим монастыря, в таком случае молодой человек становится послушником не самого монастыря, а его управляющего. Также можно заявить о своем решении старцу какого-либо зависимого учреждения. В любом случае, с этого момента человек становится послушником. Срок послушания согласно древним традициям должен составлять 3 года, но сегодня ограничен двумя годами или одним годом. Послушник носит подрясник с кожаным ремнем и выполняет назначенные ему работы. Главная задача старца или управляющего монастырем — это подготовка послушника к общей жизни монахов и посвящению себя Богу.

После окончания срока послушания, если послушник тверд в своем решении и будет сочтен достойным своим духовным руководителем, священнослужитель зовёт его в храм монастыря или зависимого учреждения, произносит молитву и остригает волосы. Такие монахи называются рясофоры и представляют собой первую степень монашества. Они всё ещё могут вернуться к Мирской жизни без особых последствий. Желающие могут продолжить свой духовный путь и получить официальное благословение малой схимы. Рясофорный монах вступает в царские врата, где предстаёт перед игуменом и заявляет о своем желании продолжить монашеский путь. Он дает обет безбрачия, бедности и послушания, после чего проходит еще один обряд пострига. Теперь монах навсегда потерян для этого мира, в знак этого он теряет свою фамилию, как связь со своей семьей, и заменяет её на название монастыря, от своего личного имени монах оставляет только первую букву. 3 главных обета монаха тесно связаны с тремя главными добродетелями: безбрачием, послушанием, бедностью. Нарушение требования безбрачия карается потерей монашеского сана. Монах должен во всём слушаться старца и руководство монастыря, также он должен беспрекословно исполнять все их указания, в случае неподчинения назначаются соответствующие карательные меры. Обет бедности касается времени после прихода в монастырь, то есть если у монаха была ранее своя собственность, которая досталась ему по наследству или каким-либо другим способом, это правило на неё не распространяется, но предполагается что монах распорядиться своей собственностью в соответствии с христианскими принципами. Собственность, перешедшая к монаху после пострига, по его смерти отдается монастырю.

Постриг монаха сегодня имеет скорее символическое значение, но раньше монахи стриглись регулярно, а не стриженными оставались только монахи, наказанные за свое непослушание или монахи странники.

Третьей степенью монашества является Великая Схима, предназначенная для немногих, которые принимают её уже в преклонном возрасте, так как она предполагает самую строгую аскезу. Облачение схимника состоит из аналава (небольшой четырёхугольный плат из материи с изображением восьмиконечного православного креста на подножии) и куколя (монашеский головной покров, похожий на капюшон). Аналав сегодня носится всё реже, а головной убор постоянно — в храме и в трапезной.

Монахи, рукоположенные в церковный стан, не представляют собой какой-либо отдельной класс монашества. Рукоположение на Святой Горе могут получить только монахи святогорцы, после решения своего монастыря, но такой возможности лишены миряне и монахи с территорий за пределами Святой Горы. Рукоположение совершает епископ, которого приглашают сюда специально с этой целью.

Как живут монахи Афона

На Святой горе Афон существует несколько способов определения времени. Кинот, монастыри и зависимые от них учреждения следуют старому юлианскому календарю, В то время как патриархия приняла исправленный григорианский календарь около 60 лет назад.

Что касается времени на часах, монастыри Ватопед и Святого Пантелеймона, также как государственные службы и мирские, следуют привычному здесь распорядку дня, когда день начинается в полночь. Монастырь Иверон отсчитывает свои сутки с восходом солнца, в то время как другие 17 монастырей, также как и Кинот, следуют византийским часам, согласно которым день начинается с захода солнца. Конечно, эти монастыри должны переводить стрелки часов, теоретически, каждодневно, а также каждую неделю, чтобы начинать свой отчёт с восхода или заката.

Сутки жизни монаха на Афоне разделили на три части по 8 часов, первая часть посвящена молитве, 2 — работе и 3 — отдыху. Тем не менее, некоторая деятельность может занять больше 8 часов и являться одновременно молитвой, отдыхом и работой, как например изучение священных текстов. Время на принятие пищи, обычно, включено во время отдыха.

Ниже представлена программа монастырей 2 типов, переведённая на мирские часы.

Общежительные монастыри

Особножительные монастыри

Богослужение

Молитва монахов, также как и всех остальных православных христиан, различается на частную и общую.

Основой частной молитвы является упоминание имени Господа: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного». В общежительных монастырях молитва совершается всеми монахами, собравшимися для этого в главном храме, но беззвучно. В особножительных монастырях эта молитва может совершаться как в частном порядке, так и при общем собрании. В целом, монахи особножительных монастырей имеют большую свободу. Вне зависимости от того совершается эта молитва в храме или в келье, она окрыляет душу монаха, взмывающую в заоблачные выси, если она чиста. Это беззвучная, исихастская молитва.

В каждодневные совместные молитвы входят молитвы на рассвете, в обед, на закате, в полночь, а также часов: первого, третьего, шестого, девятого и молитвы на службе. Все они совершаются ночью, то есть в часы, когда миряне предаются отдыху. В праздничные дни программа меняется коренным образом, тогда еще большее количество времени уделяется молитве. В великие праздники, которых в году насчитывается около 50, на непрекращающуюся молитву отводится 15 часов, начиная с 8 вечера и заканчивая в 11 утра следующего дня.

Панихида совершается во всех монастырях во времена праздников или поминовения великих святых. Панегирик или праздничная служба совершается в память лиц или события, которому посвящён каждый монастырь, скит или келья Святой Горы, а также некоторым святым, которые монашествовали здесь. Существуют более 240 святогорских мучеников и святых.

Святогорская музыкальная традиция уходит своими корнями в далекое прошлое, и во многом обязана Иоанну Кукузелису, который послужил при дворе византийского императора и, разочаровавшись в мирской жизни, прибыл на Афон около 1300 года. Здесь по достоинству оценили его музыкальный талант, а он записал новые мелодии. Здесь, на Афоне, как ни в одном другом церковном центре, сохранилась настоящая Византийская музыка. Ей занимаются в некоторых кельях на окончании полуострова. Слушать хоровое пение монахов под византийские мелодии — это ни с чем несравнимое удовольствие.

Окружение монастырского храма, вся его конструкция, его выдержанное освещение, его священные фрески, а также монашеское восприятие жизни, находящееся вне времени, возносят монахов и посетителей мирян над всем земным.

Следует отметить, что монахи особо почитают пресвятую Богородицу. Каждый монастырь может рассказать какую-то свою легенду или предание о небывалой заботе, которую Она проявила в отношении храма, часовни или всей обители. Многие монастыри располагают Её чудотворными иконами. Сами монахи называют Святую Гору садом Богородицы и считают Её его царицей. Это единственная женщина, для которой есть место на Афоне.

Чтение

«Пиши, читай, пой, воздыхай; безмолвствуй, молись». Многие паломники удивляются и даже выражают эти удивления письменно в своих заметках, но на Афоне действительно много читают, некоторые с особой страстью, так как чтение является единственной заменой внешнему миру, от которого отказались монахи. Так или иначе, чтение — это продолжение молитвы, также как и писание. Когда монахи пишут, они молятся, также усердной молитве они предаются, когда занимаются каллиграфией. Следует отметить, что слово «писать» имеет мало общего с сочинительством, так как трудно представить, что все монахи являются отличными писателями. Безусловно, речь идёт о переписи книг.

Чтение предусмотрено даже в час трапезы. В таких случаях читается житие святых, панегирики и некоторые другие книги отцов церкви. Личные библиотеки монахов всегда украшают Священные Писания и труды святых отцов. Для монахов недостаточно использовать Священное Писание только в богослужении, также они изучают его и в частном порядке. Некоторые знают содержание Ветхого и Нового Завета наизусть. Монахи изучают также новейшие богословские и философские труды, и лишь немногие из них читают книги другого содержания. Тем не менее, художественную литературу также можно найти в местных библиотеках. Так как монашеская жизнь считается следующей стадией за мирской, то литература, имеющая отношения к миру, перестает представлять интерес для монаха, хотя ее чтения не запрещено.

Послушание

Никто не живет на Святой горе без того чтобы трудиться. Монахи аскеты в кельях заняты, как правило, сельским хозяйством, виноделием и другими работами, в то время как обитатели калив и исихастириев заняты ручным трудом, то есть производством, например, предметов резьбы по дереву. Некоторые кельи тесно связаны с искусством и достигли больших высот в музыке и живописи.

Служители монастырей исполняют работы, связанные со всеми аспектами жизни монастыря, а также с богослужением, содержанием реликвий, обслуживанием братства и паломников, возделыванием садов и уходом за деревьями. Следует отметить, что уменьшение числа монахов значительно препятствует выполнению необходимых работ, а увеличение числа посетителей в летние месяцы делает эту задачу еще более трудной. С этой целью монастыри с небольшим количеством монахов вынуждены нанимать на службу мирян, в основном для внешних работ. На сегодняшний день в общежительном монастыре предусмотрены следующие должности:

Без сомнения, малочисленные монастыри не имеют возможности назначить одного из монахов на каждую должность, поэтому, зачастую, одно лицо может исполнять сразу несколько функций. Похожие должности предусмотрены и в особножительных монастырях.

Питание

Строгая диета святогорца не отличается разнообразием, а ее основу составляют хлеб, оливковое масло, вино, оливки, овощи.

Монахи киновиальных монастырей и большого числа калив принимают пищу два раза в день утром и в обед только несколько дней в неделю; в понедельник, в среду и в пятницу предусмотрен один прием пищи в день. Во время поста монахи едят один раз в день на протяжении всех его дней, также стоит отметить, что пища готовится без употребления масла, которое разрешается только в субботу и воскресенье. Эти монахи никогда не едят мясо, а рыбу употребляют только в дни великих праздников. Пост монахов исихастов ещё более строгий. Монашеская диета предусматривает поддержание необходимых физических сил, но не чревоугодие. Монахи особножительных монастырей, келий и небольшого числа калив принимают пищу два раза в день, также придерживаюсь скромной диеты. Прием пищи в монастыре представляет собой священный обряд, продолжающий божественную литургию, именно поэтому трапезные были построены таким образом, чтобы их вход находился напротив входа в главный храм. Монахи входят в трапезную процессией, а главными обязательными атрибутами каждой трапезы являются: молитва, внимание и восприятие текстов, которые произносят чтец.

Гостеприимство

Все монастыри являются по своей сути благотворительными организациями или центрами филантропии. С начала своего создания церковь всегда проявляла заботу о страждущих.

Несмотря на то, что Святая Гора Афон находится вдалеке от мира, мир постоянно посылает туда своих представителей. Посетителей Святой горы можно разделить на несколько категорий: это те, кто прибывает сюда для духовного отдохновения, изучающие, любопытные и просто туристы.

Эти территории могут посетить миряне мужского пола и проживать в любом монастыре, если есть такая возможность, и оставаться на Афоне столько, сколько времени отвела на это Эпистасия (специальная комиссия), отметив свое решение в разрешении на пребывание (диамонитирион). Обычный срок пребывания на Святой Горе составляет 4 дня. Только православные христиане могут приехать сюда на постоянную работу. Список предлагаемых работ на Афоне не так велик: мастер, строитель, фермер, служащий, количество мест ограничено. По специальному разрешению патриархии или министерства иностранных дел возможно пребывание ученых в течение более длительного промежутка времени для исследования в библиотеках и архивах в храмах и других зданиях.

Несмотря на то, что на сегодняшний день монастыри не столь богаты, они готовы предоставить все необходимые средства для улучшения гостеприимства. В монастырях даже есть специальные здания, рассчитанные на гостей, которые называются «архондарик» и являются гостиницей. Именно здесь остановится паломник, где и тут же предложат угощение: бокальчик местного вина и какую-нибудь сладость. Здесь же, в монастыре, они будут принимать пищу и ночевать. Здесь с замка открывается вид на всё величие природы святой горы, раскинувшийся в дали моря, на бескрайнее небо.

Понятие гостеприимства — это нечто большее, чем просто стол и ночлег. Монахи проводят посетителей по зданиям, показывают святые мощи, сокровища монастырей и их библиотеки. Монахи отдают странникам самое ценное, что у них есть — свою любовь и заботу.

Афон – наследие Богородицы и пристанище современных монахов

Афон – Святая Гора и полуостров в Греческой Македонии на севере Восточной Греции и автономное монашеское государство Святой Горы со столицей в Карее. Самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в юрисдикции Константинопольского Патриархата – крупнейшее в мире средоточие православного монашества. Для православных всего мира – святое место, почитаемое как земной удел Богородицы, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

География и климат Афона

Афон – гористый полуостров, вдающийся в Греческий архипелаг. Высота горы 2033 метра. По легенде, в дохристианский период здесь в храмах обитали боги Зевс и Аполлон. Однажды древние великаны вступили в битву с ними. Афоном звали одного из титанов, который бросил в Посейдона большой камень. Великан промахнулся, а на месте упавшего в море камня образовалась высокая гора, которой и дали имя титана.

У полуострова 20 мысов, в скалистых берегах – бухты, куда прибывают суда с материка. Вглубь полуострова ведут шоссейные дороги. Здесь мягкая дождливая зима и жаркое лето. Снег выпадает редко и держится недолго. Источник питьевой воды – стекающие с гор ручьи.

Пейзаж Афона одухотворяет роскошная зелень: еловые, каштановые, дубовые леса, густой кустарник. На горных склонах – платаны и цитрусовые, яблони и груши, черешня и виноград, грецкие орехи и оливковые деревья. Исхоженные тропы, не изувеченные бетоном, покрывают желуди и каштаны, ниспадая вниз со столетних деревьев-исполинов.

Очаровывает ласковое море, вершины невысоких гор в сизой дымке, свисающие лианы и возвышающиеся куда ни глянь кресты монастырей, келий и скитов. Заботливое присутствие человека ничуть не нарушает природную гармонию.

Афон – удел Богородицы

Люди заселяли эти места с древних времен. Мягкий климат и удивительная природа привлекали отшельников к уединенному жительству. По преданию, в 48 году Богородица отправилась на Кипр, но корабль, попав в бурю, прибился к берегам Афона. Дева Мария, восхищенная красотой места, попросила у Бога Афон себе в удел и получила ответ: «Да будет место сие уделом твоим и раем, и гаванью спасения желающих спастись». Поэтому Афон называют уделом и садом Богородицы.

После проповедей Богородицы местные жители – язычники – приняли христианство. Перед отправкой из Афона на Кипр Божья Матерь произнесла: «Сие место будет мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего. Благодать Божья да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением, и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего.

Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я же буду заступница места сего и теплая о нем ходатаица перед Богом»!

3 сентября 1903 года в Понтелеимонском монастыре на Афоне инок Гавриил запечатлел раздачу милостыни убогим монахам и странникам: планировалась прекращение раздач. После проявления негатива на фото оказалась не процедура раздачи, а лик Богоматери. Милостыню продолжили раздавать.

Монашеское государство

Статус автономной республики Афон получил в 972 году во время правления Византии. Столица монашеской республики – Карье. Верховная власть принадлежит Святому Киноту, состоящему из представителей 20 афонских монастырей. На Афоне представлена и светская власть: губернатор, полицейские, почтовые служащие, торговцы и ремесленники, медицинский персонал и работники банка.

Губернатор, назначенный Министром иностранных дел Греции, отвечает за безопасность и порядок на Афоне. Афон – частное владение, территория Горы разделена на 20 частей между расположенными тут монастырями.

В Уставе Афона закреплен известный обычай – запрет на посещение Горы женщинам и самкам животных. Исключение монахи сделали для кур, несущих яйца, и кошек, которые ловят грызунов. За проникновение на территорию Афона женщинам предусмотрена уголовная ответственность – 8-12 месяцев лишения свободы.

По завету Божьей Матери ни одна женщина, кроме Нее, не может ступать на землю Афона. По преданию, в 422 году дочь Феодосия Великого, Плакидия, посетила Святую Гору, но войти в монастырь ей помешал нежный и укоряющий глас Божьей Матери.

Правила посещения Святой Горы для мужчин также строгие. Здесь запрещается надевать яркую одежду и купаться, загорать, сквернословить, курить и громко разговаривать. Видео и фотосъемки также запрещены. Для посещения мужчины получают специальное разрешение. Запрещен въезд на Святую Гору сектантам и язычникам.

Планировать посещение Афона и отправлять запрос на получение разрешения необходимо за полгода до визита в Грецию. Разрешение на посещение Святой Горы приходит за несколько недель до указанной даты на электронную почту и телефон туриста. Паломники могут взять с собой детей или внуков мужского пола, достигших школьного возраста. 9 сентября 2007 года Афон посетил Президент России Владимир Путин. 28 мая 2016 года во время второго посещения вместе с ним на Афоне побывал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

За безопасность паломников никто не отвечает. Здесь водятся ядовитые змеи и скорпионы. Опасна дорога к монахам – отшельникам: вдоль отвесной скалы – узкая тропа на высоте 100 метров. Держась за прибитые к скале цепи, пробираться к отшельникам решаются не все.

На Афоне используется юлианский календарь, в том числе и в административных документах. Новые сутки здесь начинаются с заходом солнца. Время на Афоне отличается от греческого летом на 3 часа, на 7 – зимой. До восхода солнца, когда проснутся люди в миру, на Афоне служится 300 Литургий.

Жизнь монахов на Афоне

Образ жизни монахов на Афоне неизменен со времен Византийской империи. В XIV – золотом веке Афона – в 20 больших монастырях и мелких «скитах» (тех же монастырях, напоминавших небольшую деревню) обитало 40 000 монахов. По промыслу Божию – на Святой Горе все представители православных народов.

В 1910 году на Афоне было 5000 русских монахов. В то время из бюджета русского правительства ежегодно выделялось 100 тысяч на содержание афонских монастырей. В 1917 году субсидию отменили большевики, В 2001 году население Афона – 2262 человека (теперь – 1800), для сравнения – в 1917 году 10500 человек.

На Афоне хранится 8 чудотворных икон Божьей Матери и главная реликвия – пояс Богородицы, поэтому афонских монахов называют «святопоясниками». На Афоне 20 монастырей, создание новых запрещено. Здесь разбросано 12 скитов и келий – крупных поселений монахов с возделываемыми участками земли. Кафисмы – одиночные поселения монахов близ монастыря и исихастерии – жилища тех, кто стремится к полному уединению, иногда в пещере.

В IV веке здесь появились «исихасты» – «молчащие», люди, покинувшие суетный мир и бежавшие от страстей. Они уходили в глубину полуострова, стремясь к уединению. Самые аскетичные монахи и теперь живут в юго-западной части Афона, в труднодоступных местах. Первый греческий исиахист Петр Святогорец, проживший в афонской пещере 53 года, где его поддерживала Богородица от бесовских нападений, прославил Афон. Монахи день и ночь молятся о спасении человечества.

Монахи не едят мяса, лишь изредка – рыбу. Они питаются овощами, фруктами, оливками, медом.5 раз в неделю трапезничают 2 раза в сутки, в среду и пятницу – по 1 разу. Монахи готовят еду, выращивают овощи, собирают фрукты и орехи, заготавливают на зиму дрова. У каждого монаха – не меньше трех послушаний: мастерят деревянную мебель, посуду, кресты, четки, шьют церковное облачение.

Основной доход – пожертвования паломников, русские – самые щедрые. Жизнь на Афоне течет размеренно и планомерно. Здесь разговаривают шепотом: все прогружены в молитву. Один раз в день на полуостров прибывает паром с паломниками и грузом, монахи поддерживают связь с родными, отправляют рукописные письма. За 1 раз полуостров посещают 120 человек.

Монастыри Афона

Первые монашеские скиты возникли на Афоне в VIII веке. В 1313 году, когда Византийская империя утратила могущество, монашеская община на Афоне из 180 православных монастырей смогла сохранить 25. Сегодня на Афоне населены 20 монастырей, 17– греческие, остальные – русский, болгарский и сербский. Афонские монастыри самоуправляющиеся.

Это средневековые крепости с толстыми и неприступными стенами, построенные для защиты от пиратов. В верхней части стен – балконы и окна, за ними – монашеские и гостевые кельи.

На Афоне утверждена строгая иерархия монастырей: На первом месте – Великая Лавра, на двадцатом – монастырь Констамонит. В храмах хранятся иконы, одеяния святых, священные реликвии и мощи.

Великая Лавра – первый крупный монастырь на Афоне основал в 963 году святой Афанасий Афонский, основоположник монашеского уклада жизни на Святой Горе. Монастырь построен у основания афонской вершины, мощные стены защищали от нападения пиратов.

Здесь хранится икона Кукузелисса, посох и крест создателя Лавры, реликвии Василия Великого и Андрея Первозванного, икона Экономисия. Здесь расположен Соборный храм, стены трапезной украшены картинами философов Древней Греции. Лавра объединяет 17 храмов.

Ватопед объединяет 31 храм и 5 часовен. Собор украшает византийская настенная живопись. В монастыре 8 чудотворных образов и пояс Богоматери, удивительные по красоте церковные одеяния и иконы. В храме Божьей Матери «Утешение» посвящают в монахи. В соборе – богатая библиотека, в ризнице – старинные одеяния и церковные сосуды. В монастыре обитают 50 монахов.

Иверон – Иверский мужской православный монастырь принадлежал Грузии. В XIV столетии перешел во владение Греции. Главное достояние – икона Божьей Матери «Вратарница», Иверская икона Божьей Матери. Ценный символ Иверона – подсвечник для 7 свечей, изготовленный из серебра и расположенный за престолом. В храме – императорское одеяние, святые сосуды и Евангелие V столетия, написанное на пергаменте. На территории монастыря живет 30 монахов.

Монастырь Хиландар – собственность Сербской православной церкви, основан в XII веке. Важная реликвия храма – 5 чудотворных икон Богородицы. Монастырь объединяет 13 храмов и часовен, 1 подворье. В библиотеке монастыря 800 славянских и 180 греческих рукописей, а также 20 тысяч печатных книг. На территории монастыря – 60 монахов Сербии. Отсюда по просьбе бесплодных супругов высылают веточку виноградной лозы, которая исцеляет их.

Дионисиат – монастырь, в котором всегда темно: окна храма закрывают ближние дома. Дионисиат объединяет 14 часовен и храмов, келии и ферму. В часовне Божьей Матери Акафиста хранится икона «Приветствие Бргородицы», изготовленная из мастики и воска. Главный праздник в монастыре – Рождество Иоанна Предтечи. Обитель получила название по имени основателя – преподобного Дионисия. Здесь хранятся мощи Иоанна Предтечи. В монашеской общине живут 50 человек.

Монастырь Симонопетр расположен на высоте 200 метров над морем на обрыве скалы. Построил его святой Симон в XIII веке. В монастыре хранятся святыни: часть Животворящего креста Господня, левая рука святой Марии Магдалины, лик святого Павла, лик святого мученика Сергия, на котором виден шрам от удара во время мученической смерти. В пределах монастыря 12 храмов. Главный праздник – Рождество Христово.

Монастырь святого Павла отделан мрамором и расположен на высоте 148 метров над уровнем моря, основан в VIII веке игуменом Павлом. В 1470 году дочь царя Сербии, Мара, преподнесла обители Дары волхвов, которые хранились в Константинополе, пока город не захватили турки. Здесь хранится икона Божьей Матери Феодоровская, которую в период иконоборчества бросали в костер, но она не сгорела. Главный праздник монастыря – Сретенье Господне.

Монастырь Григориат в XIV веке построил монах Григорий с учеником. Священнослужители самостоятельно обеспечивают проживание здесь 70 монахов. Главный праздник в монастыре – день святого Николая 19 декабря.

Эсфигмен, построенный в V веке, многие годы поддерживал русский царь Алексей Романов. Основной праздник в монастыре – Вознесение Господне. В общине живут 65 монахов.

Свято-Пантелеимонов монастырь, в котором проживают 50 монахов, выходцев из России, несколько раз разрушал пожар. Расположен монастырь на берегу моря, основан в 1016 году. На территории обители многочисленные постройки с красивыми куполами. Службы в монастыре проходят на славянском и греческом языке, в трапезной помещаются 800 монахов.

В монастыре – двухэтажная библиотека с церковными писаниями на греческом и славянском языке, миниатюрное Евангелие в изумительном оформлении, книжные издания разных народностей. В монастыре хранятся мощи святого Пантелеимона, стопа апостола Андрея Первозванного, части Животворящего Креста, редкие иконы. Престольный праздник – день Пантелеимона 9 августа.

Храм Констамонит, построенный Константинов Великим в лесу, «задушили» турецкие налоги, только в 1705 году монастырь возродил деятельность. Главные святыни: образ святого Стефана, икона Богоматери «Антифонетрия», литургические сосуды и церковные одеяния. Основной праздник – день Апостола первомученика и архидиакона Стефана, 9 января. В храме – 30 монахов.

Монастырь Пантократор – неподалеку от развалин древних поселений. Основатели – братья Алексей и Иоанн. Вклад в развитие монастыря внесла Екатерина Великая. Здесь хранится икона Богоматери Герондисса. В храме – мощи Феодора Стратилата, часть Животворящего Креста, часть щита Святого Меркурия. Монастырь объединяет 14 соборов, на территории монастыря проживают 15 монахов. Основной праздник – Преображение Господне 6 августа.

Ксиропотам расположен в самой живописной части полуострова среди каштановых лесов. В начале XVII века Ксиропотам стер с лица земли пожар. Турецкий султан Селим отреставрировал монастырь. Здесь хранится крупная часть Господня Креста, в которой видно отверстие от гвоздя. В монастыре живет 60 монахов.

Зограф – Болгарский монастырь, построенный у основания лесистого холма братьями – монахами, которые заспорили, в честь кого открыть храм: Девы Марии, Святого Николая или Святого Георгия. Не договорившись, братья оставили в храме иконную доску, на которой утром обнаружили икону святого Георгия. Обитель хранит Акафистную икону Божьей Матери и фрагменты Животворящего Креста, нерукотворный образ святого Георгия. В монастыре живут 10 монахов, выходцев из Болгарии. Главный праздник храма – день великомученика Георгия.

Дохиар построен в X веке святым Евфимием, сподвижником Афонасия Афонского. Монастырь объединяет 15 часовен и домовых церквей. В Карее – монастырская келия всех Святых. Главный праздник – Собор архангела Михаила.

Каракал – монастырь, основанный в XI веке старцем по имени Каракал. Монастырь отличается особенной красотой. В XIII веке церковь опустошили пираты, восстановлен монастырь в XVI веке. В состав Каракала входит храм святого Николая и 7 соборов с 18 кельями. Реликвии – изумительной красоты литургические сосуды и церковные одеяния. Основной праздник – день святых апостолов Петра и Павла.

Филорей построен святым Филореем в конце X столетия. Вокруг монастыря – каштаны, огороды и сады. В состав входит 9 церквей. Священный Кинот взял монастырь под свое руководство: сильный пожар разрушил экономику монастыря. Здесь живет 60 священнослужителей. Престольный праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы.

Ставроникита – самый маленький монастырь на Афоне. Собор горел 4 раза. Здесь хранится Псалтирь XII века, текст которой нанесен на пергамент золотом. В монастыре живет 30 монахов. Главный праздник – день Святого Николая 19 декабря.

Ксенофонт – самый большой монастырь на Святой Горе, здесь же – часовни, кельи, скит, каливы. Церковь – возле основания холма. Собор насчитывает 60 монахов. Главный праздник – день великомученика Георгия Победоносца.

Соборный храм столицы Афона – Кареи – Успенья Пресвятой Богородицы. Здесь хранятся чудотворные иконы «Достойно есть», «Млекопитательница» и образ Спасителя. На вершине Святой Горы – храм Преображения Господня. К храму поднимаются пешком со специальными палками. На подъем уходит 6-8 часов.

Афон в Греции – особое место с атмосферой умиротворения и природной красоты, место, где можно найти ответы на самые сложные и сокровенные вопросы.

Видео: Тысяча лет на Афоне

Скрытая жизнь афонских старцев

Большую часть времени они проводят в уединении и неустанных молитвах в одном из двух десятков отдаленных друг от друга монастырей, в ските (их на Афоне двенадцать) или в одной из сотен келий. По преданию, Пресвятая Богородица, приняв благодать Святого Духа, отправилась на Кипр, но корабль попал в бурю и прибился к Афону. После ее проповедей местные язычники уверовали в Иисуса и приняли христианство. И хотя с тех пор Пресвятая Богородица считается покровительницей афонской монашеской общины, женщинам въезд сюда запрещен. Впрочем, дело, как объясняет один из монахов, не в каком-то злом умысле, а в слабости человеческой природы: «Стоит появиться здесь женщинам, и две трети из нас уйдут с ними и обзаведутся семьями». Отказавшись от родных и удалившись от суетного мира, монах обретает новую семью, которая состоит из настоятеля монастыря и старца, с которым он делит келью. Тот становится его духовником и, как признался один из насельников Афона, «помогает выстроить собственные отношения с Христом». Уход из жизни духовника может стать серьезным испытанием для молодого монаха. Как, впрочем, и решение новообращенного вернуться обратно в мир – для старца. «Один ушел в прошлом году, и даже моего мнения не спросил. Так что, может, это и к лучшему, что он ушел», – грустно признался старец из монастыря Зограф. Самые древние пристанища монахов (от древнегреческого n – «одинокий») стали появляться в египетской пустыне в IV веке. Затем они распространились на Ближний Восток и Европу. Первые же свидетельства о монашеских поселениях на Афоне относятся к VII–VIII векам, а в IX веке здешнее монашеское братство по булле византийского императора Василия I получило полуостров в свое владение.

У нового поколения афонских монахов – высшее образование, ноутбуки и мало опыта по разведению цыплят. А вчерашних мулов заменяют внедорожники. Две мировые войны прошлого века сильно сократили число обитателей афонских монастырей. Но за последние двадцать лет на Афон потянулись молодые люди – многие из стран бывшего соцлагеря и нередко с высшим образованием. В результате число монахов и послушников на Афоне сегодня достигло почти двух тысяч. Одновременно после вступления Греции в Евросоюз в 1981 году на полуостров стали направляться средства ЕС для восстановления и поддержания храмов. «Здесь собраны две тысячи судеб, и у каждого из нас свой путь к Богу», – говорит отец Максимос. Его собственный путь к аскезе начался в нью-йоркском Лонг-Айленде, где в юные годы он увлекался альтернативной музыкой, затем будущий отец Максимос преподавал теологию в Гарварде, а потом бросил все, чтобы «быть ближе к Богу». Другой монах убежал из дома совсем мальчишкой, а когда за ним приехал старший брат из Афин, отказался возвращаться, пригрозив повторным побегом. Еще один, сын бакалейщика, прибыл из Питсберга, ввергнув в шок родителей своим решением уйти в монастырь. Но после двух лет жизни в суровых условиях православной афонской обители он еще не сделал окончательного выбора: «Кто знает, какие у Бога планы на мой счет». Если послушник слишком долго готовится к принятию пострига, то его духовник может даже отправить его домой. Ну а если он решает, что послушник готов принять сан, то выбривает на его голове маленький крест и нарекает именем святого – так рождается новый монах. Однако жизнь с уходом в монастырь вовсе не заканчивается. Ведь и под черной рясой монахи остаются теми, кем их создал Бог – людьми из плоти и крови. Хиппи из Австралии с мирским именем Питер стал не только отцом Иеротеосом, но и профессиональным баритоном хора Иверского монастыря. Отец Анастасиос почувствовал на Афоне тягу к живописи и теперь выставляет свои работы даже в далеких Хельсинки и Гранаде. Отец Эпифаниос взялся за восстановление древних виноградников скита Милопотам и сегодня поставляет в четыре страны первоклассное вино, производимое на современно оборудованном винном заводе. Кроме того, он издал на трех языках кулинарную книгу блюд монастырской кухни. Характеры людей тоже принципиально не меняются. Одни – натуры независимые, предпочитающие жизни в общине уединенную келью на природе. Другие, как и в миру, эгоистичны или мелочны. Третьи творят добро и ищут, где оно востребовано более всего. Как отец Макариос из кельи Маруда близ города Карье, готовый поделиться с любым своей сменной одеждой, жильем и выдаваемыми ему на карманные расходы деньгами. «Истинная вера, – говорит этот 58-летний монах с удивительно живыми зелеными глазами, – дает свободу. И любовь». Монастыри Афона тоже разные. Один из крупнейших на острове – Ватопед – славится своими византийскими сокровищами и реализованными талантами насельников. Среди них есть даже практикующий дирижер. А вот братия Констамонита живет по старинке: занимается сельским хозяйством, отказалась от электричества и дотаций Евросоюза. «Невозможно быть аскетом при всех этих штучках, которые облегчают жизнь», – замечает один из здешних старцев. Есть на Афоне и свои бунтари. Это – насельники монастыря Эсфигмен. На протяжении веков он страдал то от пиратов, то от пожаров и набегов турок. А теперь стал жертвой собственного радикализма. Эсфигменская братия отказалась подчиняться Константинопольскому патриархату, под юрисдикцией которого находятся монастыри Афона, из-за начатого Патриархом диалога с католиками. Монахи даже вывесили над монастырем черный флаг с девизом «Православие или смерть». За свое бунтарство их изгнали из правления Афона – Кинота – и из общины. Дело доходило даже до стычек с полицией, которая пыталась их выдворить из Эсфигмена. Сегодня мятежники все еще живут в изоляции за счет пожертвований со стороны сочувствующих из внешнего мира. «Мы уповаем в нашей борьбе лишь на Христа и Богородицу», – говорит настоятель-отступник мятежного монастыря. Любое пересечение границ Афона монахи называют «выходом в мир». Хотя на самом деле полуостров, конечно, остается частью Большой земли: здесь трудится много мирян – примерно столько же, сколько живет монахов. Гора Афон с 1924 года входит в состав Греции, а ее неофициальной столицей считается Карье. Там заседает «правительство» общины, в котором есть представители от всех монастырей. Оно рассматривает и выносит решения как по важным вопросам (таким, например, как отношения с Евросоюзом), так и мелким, кому, скажем, дать помещение под сувенирную лавку. Любая перемена на Афоне, считает община, серьезный риск и вызов сложившемуся здесь укладу, так что все надо тщательно взвесить. А поскольку Афон – часть Греции, то есть здесь и гражданский губернатор, чиновники и даже полиция. Все – мужчины, разумеется. Много в Карье паломников, делающих покупки в местных сувенирных лавках, где торгуют крестиками, четками, свечами и даже местной водкой узо. Чтобы попасть на Афон, им надо получить предварительное, не меньше чем за месяц, специальное разрешение (диамонитирион) в представительстве одного из афонских монастырей в своей стране или уже в Салониках. Оно выдается на строго определенное время ограниченному числу паломников: за раз полуостров могут посетить не больше 120 человек. Уладив все формальности, через порт Дафни, где находятся таможенный, почтовый и полицейский участки, паломники попадают на полуостров. Афонская община выжила лишь благодаря тому, что научилась приспосабливаться к переменам в окружающем мире, хотя и неохотно. Преподобный Афанасий, основавший Великую Лавру на Афоне в 963 году, сначала навлек на себя гнев отшельников тем, что его детище отличалось непривычным здесь великолепием архитектуры и богатством отделки. В штыки принимали монахи и прокладку дорог, появление автобусов, затем – электричества и сотовых телефонов. Последняя головная боль – Интернет. Но некоторые монастыри стали потихоньку выходить в киберпространство: заказывать запчасти к машинам, получать юридическую консультацию. Впрочем, и эти робкие попытки приветствуют не все. «Связь с внешним миром чрезвычайно опасна, – считает один из монахов. – Большинство насельников не знают даже о теракте 11 сентября». Но внешний мир продолжает наступать. У нового поколения афонских монахов – высшее образование, ноутбуки и мало опыта по разведению цыплят. Вчерашних мулов заменяют внедорожники. Есть вызовы и посерьезнее, например, говорят, что Евросоюз будет давать деньги Афону лишь после снятия запрета на посещение полуострова женщинами. Если дело и дальше так пойдет, то монашеское братство горы Афон ждут серьезные испытания.

В водах Эгейского моря на востоке Греции расположился полуостров. Самая высокая его точка, Святая Гора Афон, считается символом православного монашества. На полуострове находится 20 монастырских обителей, живущих по своим законам. Новый день здесь начинается с заходом солнца, а женщинам до сих пор запрещают появляться на священной земле.

История Афонской горы

Афонский полуостров имеет многовековую историю. Эта земля хранит секрет падения античных городов, видела не одну войну, была свидетелем рождения и расцвета монашества.

Происхождение названия

Первое упоминание названия Святая Гора приходится на 12-й век, когда в 1144 году император Алексей Комнин отправил грамоту монастырю Великая Лавра. До этого в Уставе монастырей Афон назывался Орос.

В более древние времена полуостров имел еще два других названия:

  1. Акти. На древнегреческом означает «утес» и характеризует местность.
  2. Афон. Это название дано в честь гиганта. Согласно греческой легенде, полуостров образовался на месте камня, который гигант Афон бросил в Посейдона.

Древность и античность

Заселение людьми полуострова, где находится Святая Гора Афон, началось за сотни лет до нашей эры. Для моряков, плывущих мимо Греции на Восток, полуостров выступал маяком. Горный рельеф этого региона, климат и природа способствовали изолированному от других способу жизни греческих племен.

Удивительно, но к моменту зарождения монашества на Афоне гора пустовала. Ученые до сих пор не могут объяснить, как пришли в упадок древние города, а также указать места их нахождения на полуострове.

Времена правления Александра Македонского

Во времена Александра Македонского существовала идея превратить Афон в статую. Дейнократ предложил подобным образом увековечить победы царя в войне с Персией. Гора приобрела бы вид мужчины, прообразом которого стал бы правитель. В его левой руке должен был находиться город, а в правой — чаша. Чаша собирала бы воду из горных рек, а вода из нее попадала бы в море. Македонский не одобрил эту идею, и гора осталась нетронутой.

Период расцвета Афона

Расцвет монашества на Афоне приходится на период правления Византии. В 883-м году византийский император Василий Македонянин закрепил своим указом право проживания на полуострове исключительно за монахами.

В 9-м веке гора считалась центром монашеской жизни Востока.

В ее границах сосуществовали три равноправных формы монашества:

  • отшельническая;
  • скитская;
  • общежительная.

Дальнейшая судьба

На протяжении веков происходило множество изменений в положении Афона.

Главные события:

  1. В 13-м веке территория Греции была завоевана латинянами. Многие монастыри стали дворянскими поместьями. После принятия Лионской унии афонцам, которые воспротивились объединению с латинянами, пытались навязать объединение церквей силой. Монахам пришлось пережить ссылки, заточения и пытки.
  2. Затем, в начале 14-го века, полуостров атаковали каталонцы. Они разрушали обители, убивали монахов и мирных жителей.
  3. В 15-м веке пала Византия, и Святая Гора оказалась в руках Османской империи. Монастыри потеряли независимость и свои владения.
  4. В 18-м веке на Афоне зародилось коливадское движение, целью которого было возобновление традиционной духовной жизни. Этот период также стал временем греческого просвещения. Были основаны Афонская академия и типография при Великой Лавре.
  5. В начале 19-го века Афон стал базой для турецкой армии. Многотысячное войско нанесло серьезный ущерб постройкам. Многие монахи были вынуждены оставлять обители. Они забирали иконы, рукописи и реликвии и вывозили их за пределы полуострова. Монахи смогли вернуться после окончательного ухода турков с Афона.

Принятие в состав Греции

После освобождения Афона его дальнейшая судьба была неясна.

В 1913 году прошла конференция в Лондоне, где было предложено три пути:

  • независимость во главе со Вселенским патриархом;
  • зависимость от Румынии;
  • подчинение одной из Поместных Православных Церквей.

Ни один из вариантов не подходил монахам, поэтому было созвано срочное собрание глав монастырей. Священный Кинот объявил, что признает власть только греческого короля. Греция законодательно признала в 1926-м году «Уставную Хартию Святой Горы Афонской», которая была подписана представителями 19 монастырей. Хартию не подписал только представитель Пантелеймоновского монастыря, где сосредоточено наибольшее русское афонское общество, которое, по всей видимости, поддерживало идею России о независимости. Так закрепился греческий суверенитет над Афоном.

Современный статус и положение

Сейчас монашество переживает возрождение. После 1971-го года, когда было зафиксировано минимальное количество монахов, усилился приток последователей.

Жизнь монаха выбирают люди разного социального положения и различных профессий. Многие считают, что большое влияние на новопришедших оказывают афонские старцы — духовные наставники. Именно они обучают молодые поколения традициям Афона.

Стоит также отметить повышение туристического интереса относительно Афона после включения горы в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Месторасположение святыни

Афонский полуостров площадью около 336 км2 является частью греческого полуострова Халкидики. Он растянулся на 60 км с севера на юг, а в самой широкой части полуостров достигает 19 км.

Климатические и природные условия

Погода на Афоне — жаркая летом и дождливая зимой, иногда падает снег, но надолго он не остается. Средиземноморский климат позволяет выращивать цитрусовые, яблони, груши, черешни и грецкие орехи. Нередко здесь встречаются плантации винограда и оливковых деревьев.

Полуостров укрыт еловыми, каштановыми и дубовыми лесами. Бедным растительностью считается только район пика горы Афон и рядом находящихся скал.

Как добраться

Путь к Афону лежит только по морю. Купив билет на корабль, можно доплыть в бухту Дафни. Она связана с административным центром Афона — Карье.

Часто паломники, желая сократить время в море, выбирают путь через Уранополис, до которого можно добраться по суше. Из этого города проложен самый короткий морской путь до Дафни.

Монашество на Афоне

Афон является крупнейшим в мире сосредоточением православных монахов. Для православных верующих это место — одно из святых, оно считается земным уделом Богородицы.

Монахи считают Пресвятую Богородицу защитницей и покровительницей. В стенах храмов сохраняют около 60 чудотворных икон Богородицы. Монастыри, скиты, кельи посвящены ее Благовещению, Рождеству и Успению.

Зарождение монашеской жизни

Первые монахи начали появляться на Святой Горе после принятия христианства в Греции. Массовое переселение монахов на Афон началось в ранний период византийского правления.

Распространение на полуострове монашества связывают с такими факторами:

  1. Земли Святой Горы были не заселены, а рельеф местности способствовал уединению.
  2. Во время войн территорию Византии занимали народы, исповедующие другую религию. Проживающие в тех землях монахи были вынуждены оставлять монастырские центры и искать другие места для жительства.
  3. В период иконоборчества византийские власти были враждебно настроены по отношению к монахам.

Известные афонские монахи

Говоря о известных монахах Афона, начать стоит с Петра Афонского и Евфимия Нового. Они известны тем, что стали первыми насельниками Афона. Петр Афонский является первым известным святым на Афоне. Первое упоминание о его отшельничестве на горе относят к середине 10-го века. С именем Евфимия Нового связывают значительное увеличение количества монахов на Афоне, для которых он был духовным наставником.

Дальше на полуострове появился, пожалуй, самый известный монах — Афанасий Афонский. С его именем связывают зарождение общежительного монашества на горе и основание Великой Лавры, главного в современной иерархии монастыря.

Также стоит вспомнить Иоанна и Евфимия Святогорцев, первых грузинских монахов, основавших Иверский монастырь, и Савву Сербского, основавшего первый сербский монастырь Хиландар.

Еще одним известным монахом, чье имя связано с развитием исихазма на Афоне, является Григорий Палама. Он первым стал обучать исихастов духовной практике, до этого афонские монахи приобретали духовный опыт без наставников.

Современное положение

Жизнь монаха на горе полностью посвящена православной церкви. Стать частью афонской братии может любой совершеннолетний православный христианин. Большую часть времени монахи проводят в молитвах и богослужении. Помимо молитв все монахи выполняют послушания — труд на пользу всего монастыря. Их количество зависит от числа монахов в обители, а вид работ — от умений конкретного монаха.

Во внутренней жизни Афона усугубляется конфликт между двумя наибольшими афонскими общинами: греческой и русской. Численность русских монахов в последние годы значительно выросла. Греки склонны видеть в этом угрозу эллинизму. Русские монахи говорят о притеснениях со стороны греков, которые проявляются в том, что им стараются не продавать землю, келлии и каливы, а также значительно завышают на них цены.

Стоит еще упомянуть препятствие, связанное с визой. Перед тем как принять постриг, нужно пробыть на Афоне от 1 до 3 лет послушником. Для этого необходимо многократно обновлять визу, что не всегда просто. Тем, кто принял постриг еще в России, нужно подготовить большое количество документов. Для европейцев таких препятствий нет.

В начале 2019-го года появилась ложная информация о расколе Афона. Слухи появились из-за разного мнения монастырей по поводу действий Константинопольского патриархата относительно Православной Церкви Украины. Ранее патриархом Варфоломеем был выдан томос об автокефалии Украинской Церкви.

На заседании Священного Кинота 28 января 5 из 20 представителей монастырей выразили поддержку инициативе Константинопольского патриарха отправить делегацию на интронизацию главы новой церкви. После заседания Священный Кинот принял решение не отправлять делегацию в Киев и не вмешиваться в церковный конфликт в Украине, предоставив решение вопроса Патриархии и представителям Поместных Православных Церквей.

Афон как очаг исихазма

Гора в 14-м веке стала центром развития двух направлений исихазма: отшельничества и общежительного монашества.

Зарождение течения

Зарождение исихазма в первую очередь связано с монашеством. Впервые он упоминается как духовное течение в 4-м веке у египетских монахов. Течение предполагало жизнь в отшельничестве и безмолвии. Первые монахи удалялись от людей, изредка жили в затворе.

Дальнейшее развитие учения связано с греческими святогорскими монахами и Иисусовой молитвой. Распространилась практика благодаря трудам Григория Паламы в 14-м веке.

Суть и идеи

Говоря об исихазме, чаще имеют в виду именно духовную практику в монашестве, которая открывает возможность ощутить Бога не только духовно, но и телесно. Ее цель — посредством молитвы и смирения увидеть Нетварный Свет, который является проявлением Божественной Силы. Хотя на самом деле у термина «исихазм» есть еще одно значение — так называют философскую теорию.

Центральная идея практики исихастов — это контроль мыслей (помыслов). Монахи верят, что так получится очистить ум и сердце, что поможет приблизиться к Господу.

Направления исихазма

Практика исихазма у православных монахов развивалась в нескольких направлениях.

Всего выделяют три:

  • отшельничество;
  • духовные практики;
  • учение Григория Паламы.

Такое направление, как отшельничество, возникло с первыми монахами и представляет собой жизнь в безмолвии.

Говоря о духовных практиках, имеют в виду многократное повторение Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.» Посредством постоянного призывания Имени Божия монахи добивались ухода вражеских (диавольских, то есть всеваемых в ум от врага спасения души — диавола) помыслов.

Третье направление связано с жизнью и трудами святителя Григория Паламы о восхождении человеческого духа к Божеству через самонаблюдение и самосовершенствование.

Исихазм в православии

Практика исихазма у православных монахов строится на последовательном выполнении шести действий.

Этапы совершенствования в православном исихазме:

  1. Поскольку цель духовной практики — это созерцание Бога, а исходя из убеждений монахов, способен на это лишь человек, чистый сердцем, то основу исихазма составляет очищение сердца.
  2. Затем следует уединение. Монахи уверены, что в одиночестве способны достичь большей концентрации.
  3. Третий этап называют «умным деланием». С помощью внутреннего созерцания и дыхательных упражнений монахи достигают момента объединения сердца и ума.
  4. После этого начинается этап постоянного повторения Иисусовой молитвы.
  5. Дальше наступает безмолвие. Таким образом монах сосредотачивается на сердце и создает вокруг себя тишину.
  6. В конце появляется Фаворский Свет, он говорит об общении с Господом.

Отделение от философии

Исихазм в философии представлен теорией, которая отождествляет сущность человека с микрокосмосом, в котором отображена вся Вселенная.

В православной практике идея заключается в духовном изменении себя, которое позволит увидеть Бога. Совершая грехи, люди скрывают образ Господа, живущий в них, но к нему можно приблизится, очистив душу. Бог проявляет себя в мудрости, любви, смирении.

Монастыри Священной Горы

Территория полуострова разделена между 20 монастырями. Статус монастыря свидетельствует о наличии прав собственности на землю и возможности участия в органах самоуправления.

Кроме монастырей на полуострове также расположены скиты, келии, каливы, которые принадлежат одному из монастырей. Количество монастырей и других зависимых монашеских учреждений неизменно, так как создание новых запрещено.

Великая Лавра

Великая Лавра — это первый афонский монастырь, он появился в Греции в 963-м году. Его основал Афанасий Афонский на месте античного города Акрофоон у подножья горы на юго-востоке полуострова.

Соборный храм Лавры (кафоликон) освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 16-м веке он был расписан одним из лучших живописцев — Феофаном Критским. В одном из двух его приделов сохраняются мощи преподобного Афанасия.

В монастыре хранится 4 чудотворных иконы Божьей Матери, а его библиотека считается самой богатой и насчитывает порядка 3000 рукописей и 100000 печатных книг, 50 из них сохранились здесь в единственном экземпляре.

Ватопед

Современный вид Ватопед приобрел в 19-м веке. Самая старую часть комплекса относят к византийскому периоду. Находится монастырь в бухте на северо-восточном берегу полуострова на месте старого городка Дион.

Кафоликон монастыря был сооружен в 10-м веке и освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В одном из 16 параклисов (церквей) сохранилась самая древняя фреска Григория Паламы. Также обители принадлежит старейшая колокольня Афона.

Величайшей святыней Ватопедской обители является Пояс Пресвятой Богородицы, имеющий благодать исцеления рака и бесплодия у женщин.

В монастыре хранится 7 чудотворных икон Божьей Матери:

  • «Алтарница», или «Ктиторская»;
  • «Всецарица»;
  • «Отрада», или «Утешение»;
  • «Елеоточивая», или «Келарница»;
  • «Закланная»;
  • «Предвозвестительница», или «Живоприятная»;
  • «Простреленная».

Одной из ценнейших рукописей библиотеки считается «География» Клавдия Птолемея, датируемая 11-м веком. Здесь также находится наибольшая коллекция музыкальных манускриптов — около 350.

Зограф

Болгарский мужской монастырь расположен в ущелье в 3 км от моря в юго-западной части полуострова. Большая часть построек сделана в 18-19-м веках. Самая старая башня, сохранившаяся до нашего времени, была возведена в 1517-м году.

Кафоликон построили в центре двора в 1801-м году и освятили во имя великомученика Георгия Победоносца. Он был расписан в середине 19-го века. В соборе хранятся мощи святых и 3 чудотворных иконы Георгия Победоносца.

В библиотеке монастыря хранится второе по количеству и значению собрание славянских рукописей.

Святого Павла

Монастырь расположен на западном склоне Афона. Основан он был в конце 9-го века святым Павлом Ксиропотамским. Поскольку территория монастыря ограничена отвесной скалой и двумя реками, он рос в высоту, а не в ширину. Современный вид приобрел в 19-20-м веках. Самые ранние сохранившиеся постройки относят к 15-му веку.

Кафоликон занял центр просторного двора. Он построен в 1844-м году и посвящен Сретению Господню. Библиотека насчитывает 494 рукописи и 12 тысяч книг.

В часовне святого Георгия сохранились элементы фрески Критской школы, датируемые 1555-м годом. Самыми ценными реликвиями, сохраняемыми в стенах монастыря, являются Дары волхвов младенцу Христу.

Святого Пантелеймона

Монастырь расположен на берегу залива и традиционно считается «русским Афоном», хотя таковым его можно считать только с 19-го века. В архитектурном плане в отличается от других монастырей тем, что не напоминает крепость.

Строительство кафоликона завершилось в 1821-м году. Освятили его во имя святого великомученика Пантелеймона. С 1875-го года песнопения в храме ведутся на греческом и церковнословянском.

В храме хранится часть камня, отваленного от Гроба Господня. Библиотека, расположенная в двухэтажном здании, насчитывает около 2000 рукописей на греческом и славянских языках и более 20000 печатных изданий.

Иверский

В очертаниях античного города Клеоны был основан монастырь грузинским монахом Иоанном Иверским. Иверский монастырь начал формироваться на территории Лавры Климента в бухте на северо-востоке полуострова.

Главный храм был достроен в 983-м году, он считается одним из старейших на Афоне. Это единственный монастырь, который использует не византийское время, — сутки здесь начинаются не с заходом солнца, а с его восходом. Монастырь обладает наибольшим количеством святых мощей на Афоне.

Эсфигмен

Эсфигмен — это самый северный монастырь, он расположился на морском побережье. Спрятавшись между двух возвышенностей, Эсфигмен, благодаря мощным стенам и высоким башням, больше напоминает средневековую крепость, а не монастырь.

Во внутреннем дворе обители растет множество кипарисов и олив. Соборный храм был построен в 1810-м году на основании более древнего храма и освящен в честь Вознесения Господня. В обители хранится мозаичная икона Спасителя VII-го века.

Пантократор

Монастырь расположен на северо-восточном склоне Афона. Его строительство началось в 1361-м году неподалеку от развалин древнего города.

Его двор состоит из двух частей: в меньшей находятся гостиные кельи, комнаты для рабочих, башня с часовней и ризницей; в большей части расположены соборный храм, трапезная и колокольня.

Пантократор владеет самой большой коллекцией икон среди монастырей Афона. Библиотека богата рукописями и старинными книгами, самой ценной считают «Евангелие Каливита».

Хиландар

Первые упоминания о существовании храма относят еще к 10-му веку. Но та обитель пришла в запустение. Современный монастырь был основан в 1198-м году и располагается на северо-востоке полуострова.

Его кафоликон, построенный в 13-м веке, посвящен празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. В его библиотеке, которой удалось уцелеть в пожаре 2004-го года, хранится порядка 1000 рукописей на греческом и славянских языках и 20000 книг, а также огромная коллекция старинных документов.

Из реликвий выделяют четыре чудотворные иконы и резные драгоценные камни с изображениями Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

Дионисиат

Монастырь расположен на крутой скале юго-западного побережья Афона. Строительство обители началось в 1364-м году, а ее основателем считают Дионисия Афонского. Все постройки монастырского комплекса расположены вплотную друг к другу, это обусловлено размещением на тесной скале.

Кафоликон был построен в 16-м веке в честь Рождества святого Иоанна Крестителя. Обитель обладает большим количеством аналойных икон. В библиотеке Дионисиата собрано 804 рукописи, самую древнюю из них относят к 9-му веку, и больше 10000 печатных изданий.

Ксиропотам

Ксиропотам находится на западном склоне Афона и считается одним из древнейших монастырей. Его название означает сухой поток. Назван он так из-за оврага с ручьем, который пересыхает в жару.

Кафоликон был сооружен по образцу святогорских храмов в 1763-м году и посвящен Сорока мученикам Севастийским. В стенах храмового комплекса хранится большое количество мощей святых. Здесь находится самая большая часть Животворящего Креста Господня. В библиотеке монастыря — 409 рукописей и 5000 книг.

Дохиар

Этот мужской монастырь расположился на южном склоне горы в нескольких десятках метров от морского берега.

Кафоликон был возведен на основании более древнего храма. Он освящен в честь архангелов Михаила и Гавриила. В монастыре хранятся мощи святых и частица Животворящего Креста. В трапезной сохранились изображения первых настоятелей. Библиотека обители владеет 620 рукописями, самая древняя из которых относится к 9-му веку.

Другие монашеские обители Афона

Кроме описанных монастырей на святой горе находится еще 8 греческих обителей.

На восточном побережье Афона:

  • Филофей;
  • Каракалл;
  • Ставроникита.

На западной стороне полуострова:

  • Григориат;
  • Констамонит;
  • Симонопетр.

Все они являются общежительными. Все, кроме Григориата, были основаны в период до 12-го века. Из всех монастырей Афона выделяется Ксенофонт, он уникален тем, что обладает двумя кафоликонами.

Паломничество к святому месту

Афонскую гору посещают тысячи паломников каждый год. Их количество особенно возрастает на Пасху и Рождество. В последнее время к Афону выявляют не только паломнический, но и туристический интерес. Перед путешествием к святыням следует узнать о нескольких нюансах.

Возможности и правила посещения

Попасть на Афон самостоятельно или в составе экскурсионной группы могут только мужчины. Желающий побывать на Афоне должен получить специальный документ — диамонитирион.

Этот документ бывает двух видов:

  • общий диамонитирион позволяет находится в священном месте 4 дня и останавливаться в любом из монастырей;
  • индивидуальный диамонитирион выдается одним из монастырей и позволяет находится на горе неограниченное время, при этом ночевать паломник должен в монастыре, который выдал диамонитирион.

Отправляясь в путешествие, следует знать, что в святыне действует ряд правил: не позволено носить одежду выше колена, сквернословить или громко разговаривать. Поскольку Афон — не место для отдыха, здесь также запрещено загорать или купаться на пляжах, делать фотографии или записывать видео.

Женщинам, а также любым существам женского пола, вход на Афон запрещен. Такое ограничение закреплено в 186-й статье Устава Афона и связано с древним преданием. История гласит, что Пресвятая Богородица, держа путь на Кипр, попала в шторм, и ее корабль прибило к берегу Афона. Поразившись красотам этого места, Она пожелала, чтоб гора стала Ее земным уделом. Так оно и произошло. По Ее завету, ни одна женщина, кроме нее, не может ступать на эти земли. Этот запрет действует по сей день. В законодательстве Греции даже предусмотрено тюремное заключение за его нарушение.

Маршрут и стоимость экскурсии

Туристические агентства предлагают различные туры — как индивидуальные, так и групповые.

Популярны у туристов туры с восхождением на Афон.

В их стоимость включают:

  • перелет в Уранополис (чаще всего из Москвы, из других городов — намного реже);
  • медицинскую страховку;
  • сопровождение по маршруту;
  • питание;
  • проживание.

Но за визу и диамонитирион придется заплатить отдельно. Стоимость поездки будет зависеть от конкретного тура — от 280 евро за однодневную поездку до 1200 евро за семидневное пребывание на Афоне.

Интересные факты о святыне

Афон, известный еще как гора монахов в Греции — единственная монашеская республика в мире, хотя официально эта территория принадлежит Греции.

На горе до сих пор используется византийское время.

У Афона есть собственный флаг. На нем изображен двухголовый черный орел на золотистом фоне.

Афонских монахов иногда называют «святопоясниками». Это связано с одной из реликвий, хранящейся в афонском монастыре Ватопед — Поясом Богородицы.

Видео

Из этого видеоролика можно узнать о жизни монахов на Афоне.

Как живут афонские монахи

Активные темы

  • День рождения джинсов (9)

    trofim1 Инкубатор 06:23

  • Про каталитическую грелку ГК-1. (61)

    0beron Инкубатор 06:23

  • Теряя свою веру (694)

    ФэтФрумос Картинки 06:23

  • В Кремле обсудили проведение парада и голосования по Конституции… (35)

    manowario Инкубатор 06:23

  • Конкурс короткого креатива №22 «Кот в Мешке» (725)

    UrsusPrime Креативы 06:22

  • Гордон объяснил интервью с Поклонской и Стрелковым заданием спец… (39)

    Bonmotist Инкубатор 06:22

  • Власти подготовили план восстановления экономики из трех этапов (2)

    Краказямба Инкубатор 06:22

  • Жара в тульской больнице (168)

    WapStyle Картинки 06:22

  • Актёры фильма «Мумия» тогда и сейчас (78)

    absteenent Картинки 06:22

  • У Виктории Бони похоже окончательно отъехала кукуха (57)

    igorgri Инкубатор 06:22

  • Помогают ли желтые очки для поездок ночью? (55)

    Raspatel Инкубатор 06:21

  • Медведев: все беды России от службы занятости (80)

    Kirpi Инкубатор 06:20

  • Стычка мотоциклиста и автомобилиста закончилась массовым избиени… (285)

    SAOjga Видео 06:20

  • В Рязани полиция застала члена генсовета «Единой России» на стен… (22)

    татбел Инкубатор 06:20

  • Вопрос… (11)

    mokume Инкубатор 06:20

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *