Афанасий великий

Святитель Афана́сий Великий, архиепископ Александрийский

Кондак 1

Избрании от Небеснаго Пастыреначальника отцы наша, пресветлая двоице святителие Афанасие и Кирилле, великаго Александрийскаго града первопрестольницы, оружием креста и молитвы враги Церкве Христовы победившии, песньми духовными восхваляем вас, святых заступников наших. Вы же яко имущии дерзновение ко Господу, молитеся за Церковь Православную, за град ваш и вся люди с любовию зовущия:

Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Икос 1

Ангели земнии и человецы небеснии явистеся, святителие Афанасие и Кирилле, егда озарившеся светом истиннаго богопознания, яко два светила просвещали есте по преемству друг другу на престоле патриаршем всю землю и яко велиции иерарси и учителие наши заградили есте еретиков злославных учение, благочестием напояюще верных. Темже и мы, истинною верою Христовою утвержденнии, воспеваем вам, защитникам Церкве Православныя, сице:

Радуйтеся, прелести мира сего отвергшии.

Радуйтеся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающии хранители.

Радуйтеся, Единаго Христа всем сердцем возлюбившии.

Радуйтеся, волю свою воли Божией покорившии.

Радуйтеся, образ истинныя веры в себе показавшии.

Радуйтеся, мужественно иго Христово на себе возложившии.

Радуйтеся, божественныя премудрости исполненнии.

Радуйтеся, Духа Пресвятаго сосуди избраннии.

Радуйтеся, вернии делатели винограда Христова.

Радуйтеся, Церкве Православныя украшение.

Радуйтеся, архипастыри святыя Александрийския Церкве.

Радуйтеся, вечныя радости наследницы.

Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 2

Видя Сердцеведец Господь твердое твое изволение, мудрость и благочестие, поставляет тя, отче Афанасие, на свещнице Церкве Александрийския, да свет святаго Евангелиа возсияет во странах Востока и просвещеннии тобою людие воспевают Богу хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом светлым и сердцем чистым изволению Божию повинувшеся, иго Христово благое вземше, по стопам апостолов последовали есте на нивы духовныя, отцы наши Афанасие и Кирилле, обильно сеюще слово Божие, просвещающе паству свою благодатию и в вере истинней утверждающе многих. Темже и мы, вашими богомудрыми ученьми просвещаемии, взываем сице:

Радуйтеся, издетска Богом благословеннии.

Радуйтеся, в истинней простоте и безмолвии пожившии.

Радуйтеся, от юности себе Богу посвятившии.

Радуйтеся, еще во отрочестве любовию к слову Божию напоеннии.

Радуйтеся, житие иноческое возлюбившии.

Радуйтеся, Господеви верно послужившии.

Радуйтеся, благодать священства достойно восприявшии.

Радуйтеся, безкровную жертву о людех приносившии.

Радуйтеся, пастыри и учители Церкве премудрии.

Радуйтеся, апостолов достойнии преемницы.

Радуйтеся, неумолкающии глашатаи истиннаго благочестия.

Радуйтеся, града Александрии щите и ограждение.

Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 3

Силою разума своего, просвещеннаго благодатию, Троицу Единосущную: Отца Безначальнаго, Сына же воплощеннаго и Духа Всесвятаго проповедал еси, блаженне Кирилле, явив же ся Богородицы поборник и защитник от еретических учений. Мы же тя, яко божественнаго тайнописца Пребожественныя Троицы прославляем и твоим учением осиявшеся, воспеваем прославльшему тя Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще ревность велию по Бозе, оружием Креста Христова вооружившеся и меч слова Божия восприимше, яко добропобеднии воини Отца Небеснаго противустали есте врагу спасения диаволу, отцы всеблаженнии Афанасие и Кирилле, плевелы еретических учений скоро посекающе, душы заблуждших чад Божиих спасающе, верныя же во благочестии и вере православием укрепляюще. Темже и нас предстательством вашим просветите, любовию поющих тако:

Радуйтеся, в постничестве и воздержании великим пустынножителем поревновавшии.

Радуйтеся, примером вашея жизни обратившии многих ко Господу.

Радуйтеся, Евангельския истины благовестители.

Радуйтеся, наставницы наши во исповедании православныя веры.

Радуйтеся, Живоначальныя Троицы почитатели.

Радуйтеся, яко Серафими огнем любве ко Господу горящии.

Радуйтеся, искоренители еретическаго служения.

Радуйтеся, прославившии истиннаго Бога во Святей Троице покланяемаго.

Радуйтеся, безбожных и нечестивых обличители.

Радуйтеся, паствы вашея добрии хранители.

Радуйтеся, яко вами святая вера прославляется.

Радуйтеся, яко и мы грешнии имя ваше с верою призываем.

Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 4

Бурю злобы и ненависти воздвиже диавол, ища арианским зловерием погубити Церковь Христову чрез соблазненных им. Ты же, отче Афанасие, слово спасения в Никеи на Первем Вселенстем Соборе велегласно возгласил еси, Ариева мнения вся упразднил еси, и Святыя Троицы державу во всем мире проповедал еси. Темже во вся концы земли истинную веру благовествовал еси, верныя же научая Богу, Содетелю всех, с любовию воспевати: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше, святители Афанасие и Кирилле, глас Христов, к подвигу стояния за веру даже до смерти призывающий, Пастыреначальнику Христу последовасте, покоя не имуще ради неусыпных трудов во спасение паствы от волков, расхищающих ю, и подвиг сей чрез все житие ваше понесше, ныне вечный покой в райских обителех обретосте. Мы же очи сердец наших возводяще ко Господу, по долгу любве прославляем память вашу, со умилением зовуще сице:

Радуйтеся, Троицы Святыя вернии служители.

Радуйтеся, истины Христовы пламеннии ревнители.

Радуйтеся, еретическая учения безумнаго Ария мужественно обличившии.

Радуйтеся, поборницы правыя веры непоколебимии.

Радуйтеся, богомудрыми словесы уста заблуждших заградившии.

Радуйтеся, Церковь Христову от лжеучений сохраняющии.

Радуйтеся, пастыри, волков от стада Христова отгоняющии.

Радуйтеся, душу свою за чад духовных положите готовии.

Радуйтеся, сокровищницы богословия преизобильнии.

Радуйтеся, насадители истиннаго благочестия.

Радуйтеся, богоблаженнии исповедницы православныя веры.

Радуйтеся, ко спасению верным путеводители.

Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 5

Боготечная звезда, возсиявшая во Александрии, явился еси, святителю Кирилле, просвещаемый от Солнца Правды Христа Бога, своим немерцающим светом озаряющий страны Востока и якоже звезда Вифлеемская, верный путь ко Христу показал еси, да просвещеннии тобою людие воспоют Ему благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще чада Церкве Александрийския евангельское благовестие ваше и стояние до смерти за Церковь Христову и правду Божию, обращахуся от еретических заблуждений к истинней вере. Вы же, яко пастыри добрии, с любовию приимали есте ищущих спасения, Господа всем сердцем благодаряще за милость Его к кающымся. Сего ради радостными песнопеньми восхваляем вас, отцы святии, и глаголем:

Радуйтеся, молитвенницы, Духом Божиим озареннии.

Радуйтеся, светильницы, просвещающии души наша.

Радуйтеся, разум свой в послушание веры предавшии.

Радуйтеся, право славити Бога нам завещавшии.

Радуйтеся, благодатию Христовою еретическая мудрования побеждавшии.

Радуйтеся, верных от ересей оградившии.

Радуйтеся, диавола и слуг его обличившии.

Радуйтеся, преславнии верующих заступницы.

Радуйтеся, ревностию по вере пророку Божию Илии уподобившиися.

Радуйтеся, яко пророк Даниил и трие отроцы мужественно Бога прославившии.

Радуйтеся, чрез все житие на ниве Господней потрудившиися.

Радуйтеся, и по смерти от паствы своея любовию не отлучившиися.

Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 6

Проповедник истиннаго учения о Христе и Пречистей Его Матере миру явился еси, святителю отче Афанасие, силою благодатнаго слова твоего и богодухновенных писаний лесть богохульную Ария посрамил еси и многия беды от врагов Православия претерпел еси: изгнание неправедное от престола Александрийска, темничное заключение и гонения. Сего ради вси зряще тя, яко пастыря добраго, душу свою за овцы полагающаго, возопиим Богу прославляющему святыя Своя: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияли есте яко светила на небе церковнем, святители Афанасие и Кирилле, подвигом жития вашего показующе всем верным путь к незаходимому Свету Христу. Темже молим вас, помозите тму неверия и развращения в мире Божием разгнати, да вси любящии и чтущии Бога в духе и истине, взывают вам сице:

Радуйтеся, весь мир словесы вашими озарившии.

Радуйтеся, податели света Христова народом православным.

Радуйтеся, звезды светлыя, освещающия нас в нощи греховней.

Радуйтеся, Церкве Христовы незаходимое сияние.

Радуйтеся, истинныя веры ревнители.

Радуйтеся, яко во всех странах Востока изыде вещание учения вашего.

Радуйтеся, во изгнании и гонении от еретиков Бога благодарившии.

Радуйтеся, поношения многая от них мужественно претерпевшии.

Радуйтеся, поборницы веры во Христа неустрашимии.

Радуйтеся, всех, за истину гонимых, прибежище.

Радуйтеся, всем нам отцы духовнии и наставницы благочестия.

Радуйтеся, путеводители наши во Отечество Небесное.

Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 7

Хотяще изгнати тя с престола Церкве Александрийския, еретицы оклеветаша тя, святителю отче Кирилле, пред царем Феодосием. Егда же сей добрее твое житие уведе, абие посрами клеветавших и соборище их еретическое разгна, еретика же Нестория с патриаршаго престола Царьграда сверже, тя же постави главою Вселенскаго Собора во Ефесе. Ты же, отче святый, ересь Нестория на Соборе посрамив, Богородицу и Матерь Света возвеличил еси и Бога прославил еси, воспевая Ему благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго винограда Христова вашими труды насажденнаго достойнии делатели и хранители явистеся, отцы святии, и яко вернии раби Христовы, в радость Господа Своего вшедшии, на Небесех ныне ликовствуете и молитвами своими утверждаете веру нашу, ко спасению ходатаиствующе пред Богом за нас грешных, да благодарне воспеваем сице:

Радуйтеся, ересей Ария и Нестория обличители.

Радуйтеся, защитницы наши от зловредных мудрований.

Радуйтеся, наставницы заблуждших от пути праваго.

Радуйтеся, яко светом боговедения просвещаете помраченныя умом.

Радуйтеся, струями благодати сердца многих напоившии.

Радуйтеся, неусыпнии стражи нашего спасения.

Радуйтеся, воини Христовы, еще в жизни от Него славою венчаннии.

Радуйтеся, яко подвиги и труды ваша вернии немолчно воспевают.

Радуйтеся, богатство духовное многим людем принесшии.

Радуйтеся, к пристанищу спасения их направившии.

Радуйтеся, научающии нас радоватися о Господе.

Радуйтеся, скорби наша в радость претворяющии.

Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 8

Странно и дивно воистинну есть видети, како новая буря прииде на Церковь Божию, егда царь Иулиан вся идольская капища отверзе, жертвы ложным богам творя. И паки на тя, святителю Афанасие, воста, яко врази веры Христовы рекоша царю: «Аще Афанасиа не погубиши, несть мощно христианство извести». Ты же, отче святый, прерочествовал еси, яко сей мятеж скоро разрушится и противоборствовал еси богоотступнику Иулиану, умоляюще Господа и Пречистую Его Матерь разрушити злое его на христиан умышление, да вси вернии благодарно поют Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Вси сынове российстии проповедуют благодатную помощь вашу, святители предивнии Афанасие и Кирилле, от лет бо древних отцы наша уведеша вас, яко заступников от нашествий иноплеменных и избавителей от моровых поветрий. Темже и мы, вернии чада Церкве Христовы в земли Российстей, приносим вам хваление сие наше:

Радуйтеся, в земли Российстей верными возлюбленнии.

Радуйтеся, Православия в стране нашей поборницы.

Радуйтеся, о любящих и чтущих вас предстатели.

Радуйтеся, податели света Христова народом православным.

Радуйтеся, многим двери в Царствие Небесное отверзшии.

Радуйтеся, о спасении рода христианскаго ходатаи.

Радуйтеся, праведным житием вашим вся окрестныя страны удивившии.

Радуйтеся, яко вси благочестивии людие о именах ваших веселятся.

Радуйтеся, любве Христовы истиннии хранители.

Радуйтеся, христианом всех времен в молитвах наставницы.

Радуйтеся, венцем терпения на земли венчаннии.

Радуйтеся, светом вечным на Небеси осияннии.

Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися славному житию твоему на земли, святителю отче Кирилле, ибо показа тя Господь твердаго заступника Православия. Ты бо повсюду Евангельския истины возвещал еси, верных утешая и тако сохранял еси их от еретических учений. Темже и ныне не оставляй нас, грешных, но всех чад Божиих в православии и единомыслии утверди, да в радости духовней воспоем Троице Святей благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещанныя превзошли есте силою богодухновенных словес и писаний ваших, святители богомудрии Афанасие и Кирилле, вы бо воплощенное Слово богословили есте, просвещающе души многих, верно показующе им путь ко спасению, по немуже сами неуклонно шествовали есте до блаженныя кончины вашея. Мы же радующеся, яко таковы имамы учители жизни духовныя и молитвенники, прославляем вас, отцы святии, глаголюще:

Радуйтеся, пастыри добрии, о славе Господней ревновавшии.

Радуйтеся, дарованный вам талант приумножившии.

Радуйтеся, странницы земнии, во Отечество Небесное вшедшии.

Радуйтеся, с лики небесных сил ныне торжествующии.

Радуйтеся, светила, во тме заблуждения сущих озарившая.

Радуйтеся, сего ради велии во Царствии Божием нареченнии.

Радуйтеся, венцы исповедническими от Бога украшеннии.

Радуйтеся, в лице святителей великих славою многою превознесеннии.

Радуйтеся, богомудрии вселенныя учители.

Радуйтеся, со всеми угодники Божии о нас Господу молящиися.

Радуйтеся, яко вами прославляется вера христианская.

Радуйтеся, яко имена ваша написана суть на Небесех.

Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 10

Спасти хотя стадо Христово от погибели, святителю Афанасие, не убоялся еси прещений царских, ни клевет от еретиков, ни заключения темничнаго, но вся сия, яко доблий воин Христов претерпев, не преставал еси просвещати паству твою, моля ученики твоя твердо стояти во истинней вере, ниже козней вражиих устрашатися, но и в скорбех и напастех за вся благодарити Бога, поюще Ему песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена есте несокрушимая всем православным людем, двоице всехвальная и досточудная, святители Афанасие и Кирилле, ибо Небесе и земли Творец избра вас быти на земли твердии защитницы и непоколебимии столпи веры истинныя, и к лику великих святителей и учителей Церкве Христовы сопричте. Темже умолите благодати Божия сподобитися и в истине устояти всем нам, любящым вас и вопиющым таковая:

Радуйтеся, истину Христову пред людьми небоязненно вещавшии.

Радуйтеся, догматов церковных хранители.

Радуйтеся, божественная словеса в сердцах своих носившии.

Радуйтеся, богомудрыми писаньми вашими сокровище духовное нам оставившии.

Радуйтеся, душ наших от лести сатанинския защитницы.

Радуйтеся, яко молитвами вашими побеждаем козни диавольския.

Радуйтеся, душевных и телесных недугов наших целители.

Радуйтеся, напастьми обуреваемых тихое пристанище.

Радуйтеся, всякаго добра временнаго и вечнаго податели.

Радуйтеся, ходатаи наши пред престолом Судии Небеснаго.

Радуйтеся, яко чистым сердцем Бога ныне зрите.

Радуйтеся, яко и по отшествии в Небесныя обители попечения о нас не оставляете.

Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 11

Пение молебное наше, во храме пред чудотворною иконою вашею приносимое днесь, милостиво услышите, святители Христовы Афанасие и Кирилле, и требующым вашея благодатныя помощи будите предстатели и молитвенницы, вся благая им дарующе: недужным исцеление, скорбящым утешение, в напастех сущым избавление, да о вас радующеся и Бога славяще, воспоем Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарнии светильницы и чудотворцы явистеся, святители Божии Афанасие и Кирилле, от лет древних и до ныне Отечество наше не оставляющии: якоже бо глаголет о том древний летописец, во времена нашествия Батыева Велик Новград заступи Бог и вы, святители Христовы. Темже молим вас, отцы святии, прегрешений оставление даровати всем людем российским чтущым любовию святую память вашу и вопиющым тако:

Радуйтеся, яко во всех странах православных имена ваша прославляются.

Радуйтеся, яко и в земли Российстей церкви во имя ваше созидаются.

Радуйтеся, полчищам агарян путь на Великий Новград преградившии.

Радуйтеся, страны нашея великоименитии покровители.

Радуйтеся, град Москву храмом в вашу честь освятившии.

Радуйтеся, землю нашу и верных чад Церкве Русския возлюбившии.

Радуйтеся, яко сынове Российстии ходатайством вашим спасаются.

Радуйтеся, яко вси вернии молитвами вашими от бед и скорбей свобождаются.

Радуйтеся, в тяжких обстояниих и напастех надеждо наша и заступление.

Радуйтеся, всем нам в годину скорбей дивное утешение.

Радуйтеся, яко молитвами вашими Владыку всех умилостивляете.

Радуйтеся, яко вами красуется и укрепляется Церковь Христова.

Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 12

Благодать, данную вам от Бога ведуще, память вашу общую празднуем, святители Христовы Афанасие и Кирилле, и усердно к вашему честному образу притекающе, предстательством вашим, яко необоримою стеною ограждаемся, явистеся бо нам целители недугов, наставницы заблуждших и скории помощницы всем призывающым вас и воспевающым Христу Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще дивное ваше житие на земли и славу яже на Небеси, смиренно молим вас, святители Афанасие и Кирилле, силу свыше православным христианом на враги видимыя и невидимыя даровати; будите нам, отцы всеблаженнии, во всем благии помощницы, благословите нас миром и любовию, подайте нам твердую веру, чистоту жизни и страх Божий, да вси, душевний покой обретше, в радости воспоем вам тако:

Радуйся, Афанасие, безсмертию тезоименитый.

Радуйся, великий учителю Церкве Христовы.

Радуйся, Кирилле, суемудрия Несториева разорителю.

Радуйся, Александрийскаго престола славо и утверждение.

Радуйся, Афанасие, из Отечества твоего правды ради изгнанный.

Радуйся, в тайне любовию паствы твоея хранимый.

Радуйся, Кирилле, добре и верно за честь Пресвятыя Богородицы потрудивыйся.

Радуйся, яко исходу твоему Сама Пречистая Матерь Господа предстояще.

Радуйся, Афанасие, яко великий Антоний завеща тебе ризу свою.

Радуйся, яко мощи твоя во храме Святыя Софии Цареградския положени быша.

Радуйся, Кирилле, премудрости Божия проповедниче.

Радуйся, архиерею Бога Вышняго.

Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.

Кондак 13

О пастыри наши всехвальнии, святители Афанасие и Кирилле, приимите малое сие моление наше, от умиленнаго сердца вам приносимое, испросите нам у Христа Бога утверждение в вере истинней, еже ходити нам в заповедех Господних безпорочно, и к Царствию Небесному предстательством вашим приведите всех, да сподобимся радостно воспевати вкупе с вами победную песнь: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1 -й икос: «Избрании от Небеснаго Пастыреначальника… » и 1-й кондак: «Ангели земнии…»

Молитва святителям Афанасию и Кириллу Александрийским

О всесвятии отцы Афанасие и Кирилле, теплии наши заступницы, ересей потребители, благочестия защитители, недужным врачеве, в бедах помощницы и всем притекающым к вам теплии предстатели, помозите нам, грешным, в сем житии, и умолите Господа Бога даровати нам грехов оставление и Царствия Небеснаго наследие, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ТИМОФЕЙ I АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Тимофей I (+ 385), архиепископ Александрийский, святитель.

Память 13 февраля.

Был учеником святого Афанасия Великого и братом Петра Александрийского, после которого был избран на Александрийскую кафедру в 380 году. О жизни его известно очень мало. Он был участником II Вселенского Собора, проповедником единосущия Святой Троицы и защитником православного учения о Святом Духе. Святитель Тимофей преуспевал в борьбе с арианством и отличился благотворительностью.

Труды

Вследствие его учености разные епископы обращались к нему за разъяснением недоуменных вопросов. 18 его ответов на вопросы о причащении и о нравственной чистоте 2 правилом VI Вселенского Собора приобрели каноническую силу.

  • Александр (Милеант), еп. Буэнос-Айресский, общ. ред., Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша), (издание исправленное и дополненное) 2004, Свято-Троицкая Православная Миссия, «Канонические Ответы Святейшего Тимофея Александрийского»:

Также сохранилось его письмо к Диодору Тарсийскому, изданное Галландом в VII томе «Bibliotheca veterum patrum». Святителю Тимофею приписывают также «Жития честных монахов» — свод житий преподобных святых. В армянском переводе V века сохранились составленное им житие святого Афанасия и два слова о Пресвятой Деве.

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Александрийской Православной Церкви:
  • Статья Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:
  • Александр (Милеант), еп. Буэнос-Айресский, общ. ред., Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша), (издание исправленное и дополненное) 2004, Свято-Троицкая Православная Миссия, «Канонические Ответы Святейшего Тимофея Александрийского»:

Преподобная Афана́сия Эгинская, игумения

Пре­по­доб­ная Афа­на­сия бы­ла игу­ме­ни­ей мо­на­сты­ря на ост­ро­ве Эгине. Она ро­ди­лась в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье от су­пру­гов Ни­ки­ты и Ма­ри­ны. Уже в се­ми­лет­нем воз­расте де­воч­ка вы­учи­ла Псал­тирь, ко­то­рую чи­та­ла по­сто­ян­но с уми­ле­ни­ем. Од­на­жды во вре­мя ра­бо­ты за ткац­ким стан­ком свя­тая Афа­на­сия уви­де­ла спус­кав­шу­ю­ся к ней свер­ху си­я­ю­щую звез­ду, ко­то­рая, дой­дя до ее пер­сей и осве­тив ее всю, ис­чез­ла. С то­го вре­ме­ни от­ро­ко­ви­ца про­све­ти­лась ду­шой и твер­до ре­ши­ла ид­ти в мо­на­стырь.

Ко­гда свя­той Афа­на­сии ис­пол­ни­лось 16 лет, ро­ди­те­ли умо­ли­ли ее вый­ти за­муж. Де­вуш­ка по­ко­ри­лась, но про­жи­ла в бра­ке все­го лишь 16 дней: муж был взят на вой­ну и там убит.

Ов­до­вев, свя­тая Афа­на­сия ре­ши­ла ис­пол­нить свое дав­нее же­ла­ние. Но в то вре­мя вы­шел указ им­пе­ра­то­ра Ми­ха­и­ла Кос­но­языч­но­го (820–829), со­глас­но ко­то­ро­му мо­ло­дые вдо­вы долж­ны бы­ли всту­пать в брак с мо­ло­ды­ми во­и­на­ми. Свя­той Афа­на­сии при­шлось сно­ва вый­ти за­муж. В за­му­же­стве она ве­ла бла­го­че­сти­вую и доб­ро­де­тель­ную жизнь: тру­ди­лась по до­му, по­мо­га­ла боль­ным и нуж­да­ю­щим­ся, при­ни­ма­ла стран­ни­ков. В вос­крес­ные и празд­нич­ные дни пре­по­доб­ная при­гла­ша­ла к се­бе род­ных и зна­ко­мых и чи­та­ла им Свя­щен­ное Пи­са­ние. Под ее вли­я­ни­ем муж ее ушел в мо­на­стырь и дал жене раз­ре­ше­ние на по­стриг.

Свя­тая раз­да­ла иму­ще­ство, при­ня­ла ино­че­ство и вме­сте с бла­го­го­вей­ны­ми же­на­ми уда­ли­лась в уеди­нен­ное ме­сто. Через неко­то­рое вре­мя сест­ры умо­ли­ли пре­по­доб­ную Афа­на­сию стать игу­ме­ни­ей их неболь­шой об­щи­ны. Свя­тая смот­ре­ла на свое игу­мен­ство как на осо­бое слу­же­ние Бо­гу и сест­рам. Она по­да­ва­ла при­мер кро­то­сти и сми­ре­ния. Все по­греш­но­сти се­стер ис­прав­ля­ла с лю­бо­вью, без гне­ва.

Хо­тя свя­тая Афа­на­сия но­си­ла зва­ние игу­ме­нии, она счи­та­ла се­бя по­след­ней меж­ду сест­ра­ми и все­гда пом­ни­ла за­по­ведь Спа­си­те­ля: «Кто хо­чет меж­ду ва­ми быть пер­вым, да бу­дет вам ра­бом» (Мф.20:27). Пре­по­доб­ная ни­ко­гда не поз­во­ля­ла сест­рам при­слу­жи­вать се­бе, хо­тя бы да­же воз­лить на ру­ки во­ду.

Пре­по­доб­ная Афа­на­сия но­си­ла вла­ся­ни­цу, а по­верх нее одеж­ду из гру­бой ове­чьей шер­сти, спа­ла ма­ло, а боль­шую часть но­чи мо­ли­лась. Днем она ра­бо­та­ла вме­сте с сест­ра­ми. Пи­щу при­ни­ма­ла толь­ко ве­че­ром, ко­то­рая со­сто­я­ла из кус­ка хле­ба и во­ды. Мас­ло, сыр и ры­бу раз­ре­ша­ла се­бе толь­ко в Рож­де­ство Хри­сто­во и Свя­тую Пас­ху. В по­сты пи­та­лась раз в два дня лишь сы­рой зе­ле­нью. Че­ты­ре го­да про­жи­ла пре­по­доб­ная Афа­на­сия в этой оби­те­ли.

На ост­ро­ве Эгине жил один ста­рец-инок, пре­по­доб­ный Мат­фей, ко­то­рый ра­нее был игу­ме­ном. Он взял на се­бя ве­ли­кий по­двиг: каж­дую ночь про­чи­ты­вал Псал­тирь, при­со­еди­няя к чте­нию еще и мо­лит­вы. Спал свя­той си­дя и са­мое ма­лое вре­мя. При пе­нии псал­мов, чте­нии мо­литв и при­не­се­нии Бес­кров­ной Жерт­вы пре­по­доб­ный не мог удер­жи­вать­ся от слез. Но­сил он од­ну толь­ко острую вла­ся­ни­цу и ве­ли­ким воз­дер­жа­ни­ем и по­дви­га­ми со­вер­шен­но ис­су­шил плоть. Осо­бен­ную лю­бовь он имел к свя­то­му Иоан­ну Бо­го­сло­ву. Од­на­жды при со­вер­ше­нии Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии он удо­сто­ил­ся ви­деть апо­сто­ла, сто­яв­ше­го на пре­сто­ле. Пре­по­доб­ный сво­ей ман­ти­ей ис­це­лил рас­слаб­лен­но­го, крест­ным зна­ме­ни­ем ис­пра­вил пе­ре­ко­шен­ное по дей­ству диа­во­ла ли­цо од­но­го че­ло­ве­ка, из­го­нял бе­сов и со­тво­рил мно­го дру­гих чу­дес. Пре­по­доб­ный Мат­фей бла­го­сло­вил свя­тую Афа­на­сию уй­ти с сест­ра­ми в еще бо­лее уеди­нен­ное ме­сто. Она устро­и­ла оби­тель на пу­стын­ной го­ре то­го же ост­ро­ва вбли­зи древ­ней церк­ви пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на.

Пре­по­доб­ная Афа­на­сия удо­сто­и­лась от Бо­га да­ра ис­це­ле­ний. По­сле то­го, как она ис­це­ли­ла че­ло­ве­ка, у ко­то­ро­го бо­ле­ли гла­за, к ней ста­ло сте­кать­ся мно­же­ство на­ро­да, чтобы по­лу­чить ис­це­ле­ние от ду­шев­ных и те­лес­ных неду­гов. На обиль­ные при­но­ше­ния при­хо­див­ших в оби­тель пре­по­доб­ная по­стро­и­ла в оби­те­ли три церк­ви: во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, во имя свя­то­го про­ро­ка Иоан­на Пред­те­чи и во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца.

Рас­про­стра­нив­ша­я­ся сла­ва тя­го­ти­ла пре­по­доб­ную, и она взя­ла двух близ­ких ей по ду­ху се­стер (Ма­рию и Ев­прак­сию) и ушла тай­но в Кон­стан­ти­но­поль. Там, как про­стая мо­на­хи­ня, пре­по­доб­ная по­сту­пи­ла в один из мо­на­сты­рей, где про­жи­ла 7 лет.

Но ее свя­тая жизнь сно­ва при­влек­ла вни­ма­ние. Сест­ры Эгин­ско­го мо­на­сты­ря узна­ли, ку­да ушла их игу­ме­ния, и от­пра­ви­лись к ней, умо­ляя вер­нуть­ся. По­ви­ну­ясь Про­мыс­лу Бо­жию, пре­по­доб­ная воз­вра­ти­лась в со­здан­ный ею мо­на­стырь. Вско­ре по­сле то­го она удо­сто­и­лась ви­де­ния двух свет­лых му­жей, по­дав­ших ей хар­тию со сло­ва­ми: «Вот твоя сво­бо­да; возь­ми и воз­ве­се­лись».

Две­на­дцать дней до сво­ей кон­чи­ны пре­по­доб­ная Афа­на­сия пре­бы­ва­ла в непре­стан­ной мо­лит­ве. В ка­нун празд­ни­ка Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы она при­зва­ла се­стер и ска­за­ла, что смог­ла про­чи­тать Псал­тирь лишь до де­вят­на­дца­то­го псал­ма. Свя­тая про­си­ла до­чи­тать за нее Псал­тирь до кон­ца в церк­ви. Сест­ры по­шли в цер­ковь и там ис­пол­ни­ли ее прось­бу, а за­тем при­шли про­стить­ся с пре­по­доб­ной. Она бла­го­сло­ви­ла их и про­си­ла тор­же­ствен­но и ра­дост­но про­ве­сти празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, устро­ить тра­пе­зу для ни­щих и убо­гих, а по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии пре­дать по­гре­бе­нию ее те­ло. С эти­ми сло­ва­ми пре­по­доб­ная Афа­на­сия ото­шла ко Гос­по­ду († 14 ав­гу­ста 860 го­да).

В со­ро­ко­вой день за Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей две бла­го­че­сти­вые сест­ры удо­сто­и­лись ви­деть, как пред цар­ски­ми вра­та­ми яви­лась свя­тая Афа­на­сия. Два свет­лых му­жа укра­си­ли ее гла­ву вен­цом с кре­ста­ми, вру­чи­ли ей бли­ста­ю­щий по­сох и через цар­ские вра­та вве­ли в ал­тарь.

Пе­ред кон­чи­ной свя­тая Афа­на­сия за­ве­ща­ла кор­мить ни­щих в ее па­мять до 40-го дня. Сест­ры, од­на­ко, не ис­пол­ни­ли ее за­ве­та и ста­ви­ли по­ми­наль­ную тра­пе­зу толь­ко 9 дней. Свя­тая яви­лась неко­то­рым сест­рам и ска­за­ла: «На­прас­но вы не ис­пол­ни­ли мо­е­го за­ве­ща­ния – со­ро­ка­днев­ное по­ми­но­ве­ние усоп­ших в хра­ме и пи­та­ние ни­щих мно­го по­мо­га­ет греш­ным ду­шам, а от пра­вед­ных душ нис­по­сы­ла­ет­ся Небес­ная ми­лость вы­пол­ня­ю­щим по­ми­но­ве­ние». Явив­ша­я­ся во­ткну­ла свой по­сох в зем­лю и ста­ла неви­ди­мой. Остав­лен­ный жезл на дру­гой день про­рос и стал жи­вым де­рев­цем. Через год по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­ной к ее гроб­ни­це при­ве­ли бес­но­ва­тую жен­щи­ну. Ко­гда рас­ко­па­ли зем­лю, то по­чув­ство­ва­ли бла­го­уха­ние и вы­ну­ли гроб. При­кос­нув­шись к нему, бес­но­ва­тая тот­час ис­це­ли­лась. То­гда от­кры­ли крыш­ку гро­ба и уви­де­ли нетлен­ное те­ло пре­по­доб­ной, ко­то­рое ис­то­ча­ло ми­ро. Пре­по­доб­ная Афа­на­сия бы­ла слов­но уснув­шая: ли­цо ее си­я­ло бла­го­ле­пи­ем, все те­ло со­хра­ни­лось нетлен­ным и мяг­ким, да­же ру­ки сги­ба­лись. Свя­щен­ни­ки ре­ши­ли по­ста­вить те­ло пре­по­доб­ной в церк­ви. Ко­гда те­ло пе­ре­ло­жи­ли в но­вый ков­чег, ино­ки­ни сня­ли со свя­тых мо­щей вла­ся­ни­цу и хо­те­ли об­лечь их в шел­ко­вые одеж­ды. Но ру­ки пре­по­доб­ной Афа­на­сии так плот­но при­жа­лись к гру­ди, что ино­ки­ни не смог­ли одеть ее в шел­ко­вую одеж­ду. Так свя­тая и по смер­ти яви­ла свою лю­бовь к ни­ще­те. То­гда од­на из се­стер, пре­кло­нив ко­ле­ни, ста­ла мо­лить­ся к пре­по­доб­ной, го­во­ря: «Гос­по­жа на­ша, как бес­пре­ко­слов­но ты слу­ша­лась нас, ко­гда жи­ла с на­ми, так и сей­час бла­го­во­ли по­слу­шать­ся нас и об­лечь­ся в эти одеж­ды, наш сми­рен­ный дар, при­не­сен­ный те­бе». Пре­по­доб­ная Афа­на­сия, слов­но жи­вая, при­под­ня­лась и про­тя­ну­ла ру­ки к одеж­де.

По­ло­жен­ные в устро­ен­ную ра­ку свя­тые мо­щи пре­по­доб­ной Афа­на­сии ста­ли ис­точ­ни­ком бла­го­дат­ных ис­це­ле­ний.

См. так­же: «Жи­тие пре­по­доб­ной ма­те­ри на­шей Афа­на­сии» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го; «Св. Афанасия Эгинская».

святитель Афанасий Великий

Дни памяти: 18(31) января , 2(15) мая

Детство. Юность

Афанасий Александрийский почитается Церковью как выдающийся церковный писатель, великий святитель, борец за чистоту Православного вероучения.

Нам с достоверностью неизвестно ни о родителях Афанасия, ни о дате его рождения, ни о детских годах.

Если следовать некоторым данным, он ещё в малолетство крестил своих сверстников, как бы играя. Однако местный епископ, узнав о случившемся и рассудив, счёл эти Крещения имеющими силу. Насколько данное предание соответствует действительности, сказать сложно. Во всяком случае оснований однозначно принимать его за истину нет.

Известно, что детство святителя затронуло эпоху кровавых гонений на христиан. Может быть он или его родители (если они были христианами) ощутили последствия Диоклетианова гонения на себе.

Обширный кругозор общих знаний и знаний относительно предметов христианской веры и нравственности дают основания считать, что в юности Афанасий получил превосходное светское образование, и был наставлен в истинах Священного Писания и Предания.

Он достаточно рано приобщился к клиру Александрийской Церкви. В течении шести лет исполнял обязанности чтеца, а затем был возведен в диаконское достоинство. Этот период его жизни совпал с распространением одной из самых опасных и разрушительных ересей — арианством.

Афанасий был близок духовно Александрийскому епископу Александру, и когда тот отправился на Первый Вселенский Собор, он взял Афанасия с собой.

Епископская деятельность

По смерти епископа Александра, наступившей, по разным оценкам, в 326 или 328 году, осиротевшую Александрийскую кафедру занял Афанасий. К тому времени он был известен как человек твердой веры.

Его идейные противники, ариане, впоследствии утверждали, будто он был избран с нарушением канонических правил, меньшинством голосов, но это было не так. Ложь и клевета в отношении Афанасия служили одними из самых распространенных приемов, используемых против него еретиками. В дальнейшем они выдвигали обвинения, одно нелепее другого.

Помимо трудностей, связанных с борьбой с арианством, святителю приходилось сталкиваться и со следствиями мелитианского раскола.

Спустя некоторое время после I Вселенского Собора арианстующие иерархи, прибегнув к лицемерному смирению и формально выраженному согласию с учением Вселенской Церкви, нашли подход к императору Константину и добились у него разрешения возвратиться из ссылок.

Евсевий Никомидийский, воспользовавшись ситуацией, призвал Афанасия Александрийского принять в общение родоначальника ереси — нечестивого богохульника и еретика, Ария. Святитель, как и следовало ожидать, ответил отказом, хорошо понимая, что слова ариан о согласии с Церковью — только слова.

Тогда евсевиане вступили против него в открытую борьбу. Для этой борьбы они объединились с мелитианами. Сознавая, что бороться с ортодоксальным святителем на почве богословия бессмысленно, так как это вскрыло бы подлинное отношение ариан к Никейскому Символу Веры, они сосредоточили усилия на дискредитации его личности.

Для этого они прибегли к надуманным и весьма экзотическим обвинениям: в незаконном обременении Афанасием египтян льняным налогом; поставках золота заговорщику и мятежнику Феломену; безнравственном, аморальном поведении; бесчинстве (будто бы по приказанию Афанасия был избит пресвитер Исхира, опрокинут престол в храме, разбита Чаша, сожжены книги).

В результате нападок Афанасий был вынужден лично встретиться с императором, что он и сделал. Вопреки желанию еретиков, ему удалось оправдаться и вскрыть всю нелепость этих огульных обвинений.

Однако враги Афанасия не торопились отказываться от ненависти и борьбы. На сей раз они прибегли к более изощренному обвинению: распространили слух, довольно странный, будто Афанасий злодейски убил епископа Арсения. В качестве доказательства они демонстрировали руку «убитого» архиерея. И это не взирая на то, что в действительности епископ Арсений был жив и скрывался в одном отдаленном монастыре.

Осуждение и преследования

Несмотря на очевидность лживости обвинений, тень на Александрийского святителя была брошена. Вскоре враги добились у императора вызова Афанасия на Собор в Тире, от которого, учитывая настрой большинства предполагавшихся участников, нельзя было ожидать ничего хорошего. Так и произошло. Афанасий Александрийский был низложен с кафедры и осужден на изгнание.

Между тем, в ноябре 335 года он был торжественно встречен в Тире. Из изгнания он писал к своей пастве, а верующие, в свою очередь, не оставляли попыток добиться возвращения любимого святителя.

В 336 году при загадочных обстоятельствах умер Арий, что расценивалось верующими как суд Божьей Правды, а в 337 году последовала смерть императора Константина.

Возвращение из ссылки

После этих событий Афанасий был возвращен из ссылки на Александрийскую кафедру, старанием Константина младшего. На пути он имел встречу с императором Констанцием. Жители Александрии встретили его с радостными криками.

Но ариане и мелетиане вновь воспламенились желанием низложить святителя. На сей раз против него выдвинули обвинение, что он взошёл на Александрийскую кафедру без специального решения Собора, единственно по разрешению императора.

Святой Афанасий собрал Собор, состоявший почти из 100 епископов. Это Собор отверг обвинения, однако арине не успокоились и продолжали интриговать.

Евсевиане, составившие Собор в Антиохии около 340 года, избрали на Александрийскую кафедру другого епископа, Григория Каппадокийца, который, затем, был возведен на архиерейский престол при помощи гражданской власти и военной силы.

Афанасий был вынужден скрыться. Первое время он прятался в окрестностях Александрии, а затем отправился в Рим, где на тамошнем Соборе 341 года был признан невиновным и оправдан. Здесь он провел около трех лет, не теряя связи со своей паствой.

В 343 году он отправился в Галлию, а оттуда — на Собор в Сердику. Собор подтвердил его невиновность. Однако вернуться он не мог, так как евсевиане, настроившие против него императора Констанция, добились запрета на его возвращение.

И лишь в 345 году, после смерти Григория Каппадокийца, Констанций, побуждаемый сторонниками Афанасия, согласился с его возвращением на Александрийскую кафедру. В октябре 346 года страдалец прибыл в Александрию.

Через несколько лет, а особенно после 353 года, в связи с изменением политической ситуации в стране, гонения повторились.
В 357 году Александрийская кафедра была передана арианствующему еретику Георгию Каппадокийцу.

Афанасий же вынужден был перейти на полулегальное положение. Императорские власти разыскивали его всюду, но ему удавалось менять места пребывания, путая след.

Ситуация исправилась после 361 года, со смертью императора Констанция и убийством Георгия Каппадокийца.

На следующий год святой Афанасий вновь вернулся на кафедру. Он приложил массу усилий, чтобы очистить церковь от последствий насилия ариан.

Между тем новый правитель, Юлиан, не желал видеть в Александрии столь сильного пастыря, и в 362 году Афанасий опять оставил этот город, опять стал скитальцем.

После смерти Юлиана на престол взошёл Иовиан. Афанасий был восстановлен в правах. Но вскоре Иовиан умер и на престол взошёл Валент, симпатизировавший арианам. Начались преследования Православных епископов.

Афанасий снова покинул Александрию и скрылся. Однако поднимаемые народом волнения привели к тому, что Валент разрешил ему вернуться и приказал оставить его в покое.

В 366 году Афанасий был торжественно встречен александрийцами.

Оставшиеся годы своей жизни он посвятил управлению паствой и утверждению Православия. Сердце святого остановилось 2-го мая (возможно, в ночь со 2-го на 3-е мая) 373 года.

Тропарь святителю Афанасию Великому, глас 3

Столп был еси православия, / Божественными догматы подтверждая Церковь, / священноначальниче Афанасие: / Отцу бо Сына Единосущна проповедав, / посрамил еси Ария. / Отче преподобне, / Христа Бога моли // даровати нам велию милость.

Кондак святителю Афанасию Великому, глас 2

Православия насадив учения, / злославия терния изсекл еси, / умножив семя веры одождением Духа, преподобне, // темже тя поем, Афанасие.

Тропарь святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4

Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не отстави милость Твою от нас, / но молитвами их // в мире управи живот наш.

Ин тропарь святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским, глас 3

Делы возсиявше православия, / все погасившие злославие, / победителие, победоносцы бысте, / благочестием вся обогативше, / Церковь вельми украсивше, / достойно обретосте Христа Бога, // дарующаго нам велию милость.

Кондак святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4

Священноначальницы величайшии благочестия / и доблии поборницы Церкве Христовы, / вся соблюдите, поющия: / спаси, Щедре, // верою чтущия Тя.

Кондак святителю Афанасию Александрийскому, глас 2

Православия насадив учения, / злославия терпение изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, // темже тя поем, Афанасие.

АФАНАСИЙ

(Андрей; † до 1575), митр. Московский и всея Руси. Род. в Переславле-Залесском, был женат, служил священником; его духовным отцом был прп. Даниил Переяславский († 1540), предсказавший, что Андрей будет духовником московского государя. В 1550 г. Андрей стал протопопом Благовещенского собора Московского Кремля и духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного. В 1552 г. во время казанского похода сопровождал Иоанна Грозного и совершал богослужения о даровании победы рус. оружию. На пути в Казань, во Владимире, получил исцеление у мощей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского. После взятия Казани участвовал в закладке ц. в честь Благовещения. В 1553 г. к протопопу Андрею обращался дьяк И. М. Висковатый со своими недоумениями об иконах. В 1554 г. протопоп Андрей крестил в Чудовом мон-ре царевича Иоанна Иоанновича (восприемником был митр. Московский свт. Макарий), в 1555 г. присутствовал при хиротонии первого архиеп. Казанского свт. Гурия (Руготина). В том же году в Москву был перенесен с Вятки чудотворный образ свт. Николая Великорецкого, к-рый «поновляли» митр. Макарий и протопоп Андрей. В 1561 г. протопоп Андрей сделал вклад в Троице-Сергиев мон-рь (его род записан в монастырском пергаменном синодике). В 1562 г. принял монашество в Чудовом мон-ре с именем А.

После кончины митр. Макария, 9 февр. 1564 г., был созван Собор, на к-ром митрополит Московский и всея Руси получил право носить белый клобук, подобно архиепископу Новгородскому, и скреплять грамоты печатями красного воска, подобно архиепископу Казанскому. 24 февр. 1564 г. А. был избран и 5 марта поставлен митрополитом Московским. При избрании А. получил от царя грамоту (подтвержденную царем Борисом Феодоровичем Годуновым Патриарху св. Иову в 1589), в к-рой сказано, что все люди, служащие митрополиту (Патриарху) и живущие на его землях и землях его мон-рей, подлежат только суду митрополита (Патриарха), кроме дел о душегубстве; кроме того, митрополичьи (Патриаршие) крестьяне освобождались от ряда повинностей. При А. прекратилось участие Главы Рус. Церкви в решении вопросов гос. управления. В 1564 г. вместе с царской семьей А. посетил Переславль и освятил соборный храм в переславль-залесском во имя вмч. Никиты мон-ре, построенный на пожертвования Иоанна Грозного. Затем царь и митрополит отправились в Троице-Сергиев мон-рь, где молились у мощей прп. Сергия Радонежского. Среди поставленных А. архиереев можно назвать архиеп. Казанского свт. Германа (Садырева-Полева), хиротонисанного 12 марта 1564 г.

В дек. 1564 г. царь Иоанн Грозный покинул Москву и вскоре учредил опричнину, 3 янв. следующего года царь отправил митрополиту письмо с изложением причин, заставивших его покинуть столицу. А. ходатайствовал перед государем за опальных бояр (И. П. Яковлева, кн. М. И. Воротынского) и, по сообщению Шлихтинга, пытался удерживать царя от кровопролития. 19 мая 1566 г. А. оставил кафедру и ушел на покой в Чудов мон-рь, что произошло, по мнению нек-рых ученых, из-за несогласия с опричниной. В июле 1566 г. А. «поновлял» Владимирскую икону Божией Матери. А. погребен в Чудовом мон-ре (последнее погребение у сев. стены в Успенском соборе Московского Кремля отнесено к А. ошибочно).

А. является автором жития прп. Даниила Переяславского, созданного по повелению царя и благословению митр. Макария. В 1562-1563 гг. А., несомненно по заказу царя, трудился над составлением важнейшего памятника рус. исторической мысли — Степенной книги. А. принадлежит также повесть, описывающая последние дни жизни, кончину и погребение свт. Макария. Будучи на покое, А., возможно, принимал участие в создании миниатюр Лицевого летописного свода.

2-я, сокращенная редакция, Жития прп. Даниила, как и повесть о кончине митр. Макария, вошли в состав пространного Хронографа, не сохранившегося до наст. времени. К нему восходит Хронограф 1599 г., в к-ром сохранились названные памятники.

Соч.: Смирнов С. И. Житие преподобного Даниила, Переяславского чудотворца. Повесть об обретении мощей и чудеса его. М., 1908; Книга Степенная царского родословия // ПСРЛ. СПб., 1908-1913. Т. 21. 2 ч.; // Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 561-567.

Ист.: ПСРЛ. Т. 7, 29 ; СГГД. Т. 1, 2 .

Лит.: Макарий (Веретенников), игум. Всероссийский митрополит Афанасий (1564-1566) // БТ. 1984. Сб. 25. С. 247-259; Покровский Н. Н. Афанасий (в миру Андрей) // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 73-79; Самойлова Т. Е. Митрополит Афанасий как один из авторов программы росписи Архангельского собора Московского Кремля // История и культура Ростовской земли, 1996. Ростов, 1997. С. 45-48; Хорошкевич А. Л. Митрополит Афанасий и царь Иван Грозный // In memoriam: Сб. памяти Я. С. Лурье. СПб., 1997. С. 282-291.

Архим. Макарий (Веретенников)

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *