7 святых

Семь святых мучеников Маккавеев

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар пострадали в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана. Приверженный к эллинскому культу, Антиох Епифан ввел в Иерусалиме и всей Иудее языческие обычаи. Он осквернил храм Господень, поставив в него статую языческого бога Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев. Многие отпали тогда от Истинного Бога. Однако были и такие, которые глубоко скорбели о падении народа Божия и продолжали верить в грядущее пришествие Спасителя. Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара – семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они были судимы в Антиохии царем Антиохом Епифаном, где, бесстрашно признав себя последователями Истинного Бога, отказались принести жертву языческим богам. Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Отрок решительно отклонил ласкательства царя и так же твердо перенес муки, как его старшие братья. После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов. О всех этих событиях повествуется во 2-й Книге Маккавейской, входящей в состав Библии. Похвальные слова святым мученикам Маккавеям посвятили отцы Церкви – святители Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст.

Церковный праздник Маковей: описание, история, традиции и интересные факты

Праздник Маковей – это непереходящий праздник, он отмечается каждый год 14 августа. По церковному календарю ему присвоено название День мучеников Маккавеев. В народе праздник называют Медовым или Мокрым Спасом.

История возникновения

В середине августа начинаются Спасовки и Спасы, как раз в это время проходят три Спаса, названия которых произошли в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). Так ещё до Рождества Христова, в далёком 166 году, у власти был сирийский царь Антиох Епифан. Правителем он был жестоким и на всей территории вводил языческие обычаи, согласно которым, в храмах Господних были поставлены статуи языческого бога – Зевса, и люди должны были поклоняться этой статуе. С помощью стараний царя большинство мирных жителей отреклись от истинной веры, но были и такие, которые оставались верными Богу и верили в Его пришествие.

В тот же период времени жил законоучитель, которого все звали Елеазаром. Он был приверженцем Моисеева закона, за что его и осудили. Законоучитель смело принял выпавшие на его долю мучения и погиб в Иерусалиме. Братья Маккавеи были учениками погибшего и вместе со своей мамой Соломонией признали себя последователями Истинного Господа, отказавшись поклоняться языческим богам. Царь Антиох подверг братьев мукам, после чего они скончались. Соломония не смогла пережить потерю сыновей и тоже отдала душу Богу.

Такое самоотверженное поведение Елеазара и его учеников произвело неизгладимое впечатление на Иуду Маккавея. Он собрал восстание против Антиоха и спустя время одержал победу в сражении, после чего в храмах поубирали идолов. Подвиг братьев остался в памяти и через сотни столетий.

Предполагают, что название праздника Маковей возникло вследствие наложения имени Маккавея и похожего с ним цветка мака, созревание которого происходит в это время.

Праздник Маковея или Медовый Спас

Маковей является большим праздником для всех православных, так как в этот день одновременно отмечается несколько важных событий. Христиане празднуют происхождение честных древ Животворящего Креста. Происходит поклонение Животворящему Кресту с целью избавления от различных недугов и очищения от греха.

Помимо этого, православный праздник Маковей принято считать Медовым Спасом, по той простой причине, что именно в это время наступает пора для сбора мёда. По церковному обычаю как раз с этого дня разрешается его потреблять. В связи с приходом праздника, начиная с 14 августа, христиане готовят различные лакомства с маком и мёдом: маковые пирожки, булки, пряники и блины.

Кстати, праздник именуется и как Мокрый Спас. Появилось данное название за счёт того, что именно в это время в старину проходило освящение новых колодцев. Святили воду, совершали крестные ходы на водоёмы: купали скот, омывались в реках и озёрах с целью оздоровления.

Праздник Маковей: приметы, молитвы, обряды, обычаи и заговоры

С праздником на Руси было связано большое количество обрядов и примет, которые актуальны и в современной жизни. В древние времена христиане святили в храмах так называемые «маковые букеты». Так именовались букеты цветов, в состав которых входил чабрец, мята, васильки, ноготки. Также к букету иногда добавляли головку подсолнуха или маковку. В праздник Маковея, по примете, в букете для освещения, всего должно было быть 17 растений.

Также существовало поверье, следуя которому, необходимо съесть освящённое яблоко и задумать при этом желание. Если все сделать правильно – загаданное обязательно исполнится.

В этот праздник молодые девушки и парни водили хоровод с песней «Ой, на горе мак», сопровождая гуляния розыгрышами и весёлыми шутками. Незамужние особы осыпали молодых парней маком.

Считалось, что на праздник Маковея женщине могут проститься все грехи, в том случае, если она попросит о прощении у своего Ангела-хранителя.

Заговоры и ритуалы в праздник

Основная масса обрядов на Маковея связана с мёдом и пчёлами. В праздник принято совершать заговоры, касаемые здоровья, красоты, любви и богатства.

  1. Так, например, помириться с недругом можно при помощи заговорённого чая. В отвар необходимо добавить ложку мёда и произнести такие слова: «Усмири пыл, убери давние обиды». После произнесения заговора чай следует выпить в окружении домочадцев.
  2. Чтобы защититься от порчи и сглаза, на рассвете в Первый Пост следует отправиться на сборы мака. После чего освятить зерна цветка в храме Божьем, прочитать заговор и засыпать заговорённые зерна под плинтус дома, таким образом, чтобы его невозможно было вымести назад. Сыпать зерна следует, двигаясь от входа по всему периметру жилища, плавно направляясь по часовой стрелке. Высыпать мак необходимо тремя пальцами правой руки и произносить при этом такие слова заговора: «Высеваю мак, как желаю, всё будет так. Если кому-то не так, пусть попробует собрать этот мак. Рассыпанный мак не собрать, а порчу с Божьей рабы (имя) пора снять. Аминь».

Традиции праздника

По традиции в праздник молодые хозяйки пекли специальные коржи с маком, которые именовались шуликами. Их ломали ещё горячими на мелкие кусочки, после чего заливали мёдом с маком и так ели.

В праздник Маковея, по ранее сложившемуся обычаю, необходимо обязательно посетить храм Божий. Освятить собранные в корзине плоды фруктов, овощи, свежий мёд. Букеты из душистых трав и растений, по традиции, прятали за икону, а по весне рассеивали по огороду.

Что можно и нельзя делать?

С 14 августа начинается Успенский пост, который идет 2 недели вплоть до 28 августа. Как и в любой другой праздник, в этот день запрещается нервничать, раздражаться, ругаться и унывать. Преступлением также считается находится дома в этот праздник. Необходимо оказывать помощь нищим и вдовам, угощать их мёдом и делиться припасами.

Во время Первого Спаса, в связи с началом поста, не рекомендуется употребление в пищу мяса и молочных продуктов. Булки с маком советуют печь постные. От орехов и яблок, собранных в новом урожае, также стоит отказаться в этот день. Ведь есть специальные праздники, во время которых следует попробовать плоды нового урожая.

Помимо этого, имеется и ещё одно ограничение. После Первого Поста запрещается купаться. Однако стоит заметить, что именно 14 августа, по старым поверьям, речная вода обладала целебным эффектом, поэтому до наступления нового дня в старину все христиане стремились искупаться, чтобы очиститься.

Катакомбы Святой Соломонии в Пафосе

По заверениям ученых, в IV веке до нашей эры было возведено уникальное сооружение – Катакомбы Святой Соломонии, расположенные недалеко от порта, в городе Пафос. Проходы, образовавшиеся в камне, пересекаются в одном месте и напоминают образ креста. А в древности эти подземные ходы служили пристанищем для христиан, которые спасались бегством от гонений. Они основали под землей церковь, украсив ее фрескам и иконами, некоторые из которых сохранились и до наших дней. Популярность катакомбам принесла печальная история о Соломонии и ее сыновьях.

Расположение катакомб

Христианская святыня находится в нескольких километрах от порта Като. Место пользуется большим спросом у туристов, решивших отдохнуть на Кипре. Если двигаться из центра города, легко добраться пешком за 20-30 минут. Но можно доехать и на автобусе, до улицы апостола Павла, где прямо возле остановки стоит указатель, а через сто метров можно увидеть и сами катакомбы Соломонии.

Соломония – кто она?

По легенде, существует несколько версий предания:

  1. У Соломонии было семь сыновей. В 168 году она, вместе с детьми, бежала от римлян, гонимая за отказ поклоняться богу Зевсу и принимать в пищу свинину. Убежищем послужили именно эти катакомбы, но довольно быстро их обнаружили и беглецов схватили. Жестоко расправились с сыновьями, а затем убили и саму мать.
  2. Другая версия гласит, что, у скрывающейся от преследователей женщины, не оставалось других вариантов, как спуститься под землю, в поисках укрытия. Римляне запечатали выход, замуровав женщину заживо под землей. Спустя две сотни лет катакомбы вскрыли, и на свет вышла она, живая и не изменившаяся.

Была вознесена в лик первых святых христианских великомучеников. А одна из пещер сохранила святые мощи, прослывшие чудотворными. Люди до сих пор несут вещи больных родственников и друзей, с просьбами об их исцелении.

Исторические факты

Изначально катакомбы в г. Пафос исполняли роль своеобразных гробниц, здесь были места захоронений умерших людей. Позднее гонимые христиане обжили подземные тоннели. Многочисленные пещеры привели в порядок и сделали пригодными для жизни.

Христиане организовали собственную церковь. Она была вырублена в известняке и состояла из нескольких комнат, окруженных пятью каменными стенами. Верующие старались приобщить остальных жителей окрестностей к своей религии.

Роспись на стенах зародилась во времена крестоносцев. Удивительно, но рисунки отлично сохранились. Благодаря этому сейчас катакомба стала оригинальным музеем, который могут посещать все желающие.

Фисташковое дерево

На скале, прямо перед входом, растет древнее фисташковое дерево, полностью увешанное разнообразной одеждой. Считается, что можно обратиться за помощью, попросив излечения от страшных болезней. Чтобы молитва была услышана, необходимо повесить на ветви трикотажную вещь из гардероба нуждающегося. Подходит абсолютно любой аксессуар, будь то резинка для волос или нижнее белье.

Места для развешивания тряпья катастрофически не хватает. Количество желающих слишком велико. Смотрители борются с этим своими методами. Они периодически снимают вещи с дерева, но это все равно не спасает ситуацию. Посетители идут на хитрости, чтобы оставить прошение, крепят принесенные ботинки и штаны прямо к решеткам у входа. Самые изощренные подвязывают тряпочки на цветах, стоящих рядом с иконами.

Интересный факт – существует поверье, чтобы молитва была рассмотрена и приведена в исполнение, должен пройти год с момента прошения.

В случае если вещь, которая была повязана на волшебном дереве, снимается до истечения положенного срока, болезнь никуда не уйдет, просьбы просто не дойдут до святой. Поэтому служители стараются соблюдать временные рамки и не злоупотребляют освобождением места на ветвях.

Колодец со святой водой

Прямо под церковью, находится небольшой источник, вода из которого считается святой, благодаря силе Соломонии. О ее целебных свойствах ходит много слухов и легенд, которым не рекомендуют доверять. Достоверно известно, что она помогает при глазных расстройствах, но местные жители верят в излечение от всех недугов.

Несмотря на труднодоступность колодца – приходится идти сквозь сеть узких проходов с плохим освещением – от желающих проверить на себе удивительные рассказы нет отбоя. Туристы стремятся забрать с собой как можно больше жидкости, но, из-за числа людей, источник нередко мельчает, а вода становится мутной. Набирать волшебную жидкость разрешено исключительно в пластиковые емкости.

Что посмотреть в церкви

Атмосфера в храме царит непередаваемая – тысячи свечей поддерживают особенный, волшебный свет. Вдоль стен располагаются стеллажи с древними иконами. На стенах красуются надписи, по заверению археологов, оставленные крестоносцами в 13 веке. Удивительно, но они замечательно сохранились до нашего времени и вполне читаемые и различимы. Верующие считают, что она пытается передать послание с помощью этих рисунков.

График работы и стоимость посещения

Посещение абсолютно бесплатное. Открываются для всех желающих в 9:00, а закрываются в 18:00. Каждое утро проводятся экскурсии по известной достопримечательности, с обязательным посещением церкви, за которые необходимо заплатить. Цена зависит от длительности и агентства, проводящего мероприятие.

Как добраться до подземной церкви

В подземный храм ведет узкий боковой проход из центральной пещеры. Некоторые посетители не осмеливаются войти и преодолеть расстояние до желанной цели. Ходят слухи, что грешный человек может испытывать головокружение и боли в животе по дороге к церкви. Внутри хранится множество тайн и секретов, скрытых от обычных глаз.

Советы посетителям

Тем, кто решил провести свой отдых на Кипре, обязательно стоит посетить катакомбы Святой Соломонии. Чтобы не остаться разочарованным, рекомендуется:

  1. Запланировать свой визит к открытию – в утреннее время здесь меньше людей, и можно спокойно осмотреть все достопримечательности.
  2. Воспользоваться услугами экскурсоводов.
  3. Испить из целебного источника и набрать воды с собой.
  4. Заглянуть в подземную церковь.
  5. Повязать тряпочку на дерево и помолиться об излечении от всех недугов.

Семь юношей, живших в III веке н. э, состоящих на службе у императора-язычника, пострадали за свою веру в Христа и стали символом эпохи, когда гонения на христиан поощрялись властями. Молитва семи отрокам Эфесским по сей день помогает многим родителям беспокойно спящих младенцев.

Житие 7 отроков Эфесских

Император Декий, в войсках которого служили юноши – христиане, открыто преследовал христиан. Для этого он заставлял всех заподозренных в христианской вере преклоняться языческим идолам и приносить жертвы. Семеро воинов не захотели отказываться от своей веры в Господа нашего, были допрошены и отпущены на время. Отроки отправились к пещере в горах, где укрылись от преследователей и возносили молитвы. Однако на следующий день они решили покориться судьбе и предстали перед судом императора, в результате чего по его приказу были замурованы в той самой пещере.

Молитва 7 отрокам Ефесским появилась через двести лет, когда священники, разобрав завалы пещеры, обнаружили юношей живыми, но спящими. Такое чудо, сотворенное Господом, ещё раз укрепило веру христиан в воскресение плоти.

В чем помогает молитва семи отрокам Эфесским?

Сегодня православная церковь отмечает день памяти Эфесских юношей два раза в году – 4 августа и 22 октября.

Молитва семи отрокам Ефесским, возносимая в эти дни в церквях и дома, помогает родителям справиться с беспокойным сном младенца. Данная молитва избавляет малышей от бессонницы и возвращает им здоровый, полноценный сон.

Помогает молитва и при выборе жизненного пути, защищает от злых помыслов, укрепляет в вере Христовой и даже излечивает от душевных недугов.

Тексты молитв 7 отрокам Эфесским, чтобы ребенок хорошо спал

Первая молитва святым Семи отрокам, иже во Ефесе: Максимилиану, Иамвлиху, Мартиниану, Иоанну, Дионисию, Ексакустодиану (Константину), Антонину

Боже великий, хвальный и непостижимый, и неисповедимый, создавый человека рукою Твоею, персть взем от земли, и образом Твоим почтивый его, Иисусе Христе, прежелаемое имя, со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, явися на рабе Твоем (имярек), и посети его душу и тело, умоляем от преславныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых Небесных Сил Безплотных, и честнаго славнаго пророка, и Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, иже во святых отец наших, и вселенских учителей, Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая иже в Мирех, Спиридона чудотворца, и всех святых священноначальников, святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых славных великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Мироточца, Феодора Стратилата, и всех святых мучеников, преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы Освященнаго, Феодосия общаго жития начальника,

Антония и Феодосия Киево-Печерских, Онуфрия, Арсения, Афанасия Афонскаго, и всех преподобных, святых и исцелителей, безсребренников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Фалалея и Трифона и прочих, святаго праведнаго Иоанна Кронштадтскаго, святаго преподобнаго Иоанна Рыльскаго, святыя блаженныя Ксении Петербуржской и всех Твоих святых.

И даждь ему сон упокоения, сон телесный здравия и спасения и живота, и крепость душевную и телесную, якоже посетил еси иногда Авимелеха угодника Твоего во храме Агриппове, и дал еси ему сон утешения, еже не видети падения Иерусалимова, и сего успивый сном питательным, и паки сего воскресивый во едином мгновении времене, в славу Твоея благости.

Но и святыя Твоя славныя седмь отроки, исповедники и свидетели Твоего явления показавый, во дни Декия царя и отступника, и сия успивый в вертепе на лет сто и осмьдесят, яко младенцы согреваемыя в ложеснах матере своея, и никакоже претерпевшыя тления, в похвалу и славу человеколюбия Твоего, и в показание, и извещение нашего пакибытия, и воскресения всех.

Сам убо человеколюбче Царю, предстани и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и посети раба Твоего (имярек), и даруй ему здравие, крепость, и благомощие, Твоею благостию, яко от Тебе есть всяко даяние благо, и всяк дар свершен. Ты бо еси врач душ и телес наших, и Тебе славу и благодарение и поклонение возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя. Низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходити ко Мне. Болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастати. И всех нас, святей иконе вашей предстоящих рабов Божиих (имена), и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва третья

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живых и мертвых, молитв ради седми отроков ефесских, помилуй нас грешных, прости грехопадения всей нашей жизни, и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спсения Твоего.

Тропарь и кондак святым семи отрокам Ефесским

Тропарь, глас 4

Ве́лия ве́ры чудесе́,/ в пеще́ре, я́ко в черто́зе ца́рском,/ святи́и седмь о́троцы пребы́ша,/ и умро́ша без тли,/ и по мно́зех вре́менех воста́ша, я́ко от сна,/ во увере́ние воскресе́ния всех челове́ков.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.

Ин тропарь, глас 8

Благоче́стия пропове́дники и Воскресе́ния уме́рших изобрази́тели,/ Це́ркви столпы́ седмочи́сленныя,/ о́троки всеблаже́нныя пе́сньми восхва́лим:/ ти́и бо по мно́гих ле́тех нетле́ния, а́ки от сна воста́вше,// всем возвести́ша я́ве ме́ртвых воста́ние.

Кондак, глас 4

Ми́ра су́щая тле́нная презре́вше,/ и нетле́нныя да́ры прие́мше,/ уме́рше, кроме́ тле́ния пребы́ша./ Те́мже востаю́т по мно́гих ле́тех,/ все погре́бше лю́тых неве́рие,// я́же во хвале́нии днесь, ве́рнии, восхваля́юще, Христа́ воспои́м.

Ин кондак, глас 4

Просла́вивый на земли́ святы́я Твоя́/ пре́жде втора́го и стра́шнаго прише́ствия Твоего́, Христе́,/ пресла́вным воста́нием отроко́в/ показа́л еси́ Воскресе́ние неве́дящим е́,/ нетле́нна одея́ния и телеса́ яви́в,/ и царя́ уве́рил еси́ вопи́ти:// вои́стинну есть ме́ртвых воста́ние.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *