4 удел Богородицы

Четыре удела Пресвятой Богородицы

Четыре места на Земле Пресвятая Богородица взяла под особое Свое покровительство. Это Ее земные жребии, или земные уделы, − Иверия, Афон, Киев и Дивеево. В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 года «служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет: «Благословение Ея для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест – и ни одного из жителей их не допустит до погибели».

Иверия

По вознесении Господа апостолы в Сионской горнице бросили жребий: кому в какую страну идти проповедовать Евангелие. Богоматерь сказала, что и Она желает принять вместе с апостолами жребий и иметь страну, которую изволит дать Ей Сам Бог. Жребий пал на Иверию. Пречистая Богородица с радостью приняла Свой жребий и тотчас, по сошествии Святого Духа в виде огненных языков, хотела идти в Иверскую страну, чтобы проповедовать там слово Божие, но Ангел Божий сказал Ей: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог». Господь же возвестил Ей волю Свою: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».

После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». Святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела: «Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».

Афон

В 48 году, Пресвятая Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, направилась на Кипр, где епископом в то время был воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь. Во время морского путешествия они попали в бурю и, спасаясь от непогоды, пристали к берегу Афонской горы, в том месте, где впоследствии была основана Иверская обитель.

Пресвятая Богородица, восхищенная красотой этого места и с благоговением встреченная жителями, обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Тогда прозвучал глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще – убежищем для тех, кто жаждет спасения». Проповедь Матери Божией просветила местных жителей, и они приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом»,− сказала Пречистая.

Сама Царица Небесная дивным образом приводила на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр, которому Божия Матерь сказала: «Для служения Богу нет лучшего места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследство Себе, чтобы те, которые хотят отойти от мирских хлопот и соблазнов, приходили сюда и служили Богу. Велика любовь Моя к этому месту, и придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками. И если они от всей души будут служить Богу и хранить заповеди Его, то еще здесь, на земле, получат они Мою помощь; Я стану облегчать болезни и труды их, дам возможность иметь все необходимое, ослаблю вражеские брани против них и плод их прославлю во всей поднебесной».

Киев

В первой половине XI века на Афоне подвизался и принял постриг выходец из Киевской Руси монах Антоний, будущий великий преподобный. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину. В напутствие игумен сказал ему такие слова: «Иди обратно в Русскую землю, пусть там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской, да будет с тобой благословение Святой Горы!» Антоний прибыл с Афона в 1013 году. Он ископал пещеру в горе около селения Берестово, но через некоторое время возвратился на Афон. После утверждения в 1019 году на великокняжеском престоле в Киеве Ярослава Мудрого игумену Феоктисту в афонском монастыре Эсфигмен вновь было Божественное откровение о том, что необходимо послать монаха Антония в Русскую землю. Игумен призвал к себе Антония и сказал: «Иди опять в Россию, и да будет с тобой благословение Святой Горы! Ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти». В 1028 году Антоний вернулся на Русь и поселился в пещере на берегу Днепра, близ города Киева. Там он неустанно молился Богу и постился. К нему стали приходить христиане за благословением и советом. Некоторые из них постриглись в монахи. Так создалась великая Киево-Печерская лавра – Третий Удел Пресвятой Богородицы. Произошло это около 1028 года в правление великого князя Ярослава Мудрого.

Первоначально молитвенная жизнь монастыря сосредотачивалась в пещерах, где помещались и церковь, и трапезная с кельями. Но когда число братии умножилось, в пещерной церковке стало слишком тесно. Тогда преподобный Антоний благословил постройку деревянной церкви на горе. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

Дивеево

Начало Дивеевской общины также ознаменовано чудесным участием Матери Божией. Урожденная дворянка Нижегородской губернии Агафия Семеновна Белокопытова вышла замуж за подпоручика Мельгунова, богатого помещика, владевшего имениями в Ярославской, Владимирской и Рязанской губерниях. Вскоре она овдовела, оставшись с младенцем-девочкой. Желая сохранить в чистоте свое вдовство, Агафия Семеновна оставила мир и посвятила себя иноческой жизни в киевском Флоровском монастыре. Однажды после полунощной молитвы Агафия Семеновна сподобилась в тонком видении увидеть Пресвятую Богородицу и услышать от Нее следующее: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои − да будут с тобою!»

Посоветовавшись с киевскими старцами, Агафия Семеновна оставила Флоровский монастырь и пошла на север. Обходя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. Это было около 1760 года. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии Ардатовского уезда, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России…– сказала Пресвятая Богородица матушке Александре.– И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

Уделы Пресвятой Богородицы на Земле

Известны 4 удела Пресвятой Богородицы на Земле. Ее земными уделами стали Иверия, Афон, Киев и Дивеево.

Первый удел Пресвятой Богородицы на Земле Иверия

Когда Иисус вознесся на Небо, его апостолы бросили жребий — кому в какую сторону идти, чтобы нести людям Слово Божие. Богородица тогда тоже пожелала иметь свой жребий. Так в удел ей досталась Иверия. Но Господь повелел Ей отправить туда Андрея Первозванного, пообещав «не отвергать жребия Богородицы и не оставлять Ее народ без участия в небесных благах».

Афон Второй удел Пресвятой Богородицы

В 48 году Божия Матерь вместе с Иоанном Богословом были вынуждены бежать от гонений, которые учинил Ирод против христиан. Они решили искать спасение на Кипре — в то время епископом там был Лазарь, некогда воскрешенный Христом. Но в пути они попали в сильный шторм и были вынуждены причалить к Афонской горе. Красота здешних мест настолько поразила Богородицу, что она стала умолять своего Сына даровать Ей всю Афонскую гору. И тогда прозвучал с Неба глас: «Путь это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». После этого Богородица обратилась с проповедью к местным жителям, и они, хотя до этого исповедовали язычество, приняли крещение.

Божия Матерь же объявила:

«Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом». Богородица стала чудесным образом направлять на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр. Ему Пречистая дева открыла, что не было и нет лучшего места для служения Богу, и что «придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками».

Третий удел Богородицы Киев

Действительно, со временем на Афонской горе появилось немало монастырей. И вот, во второй половине XI века в обители Эсфигмен принял постриг монах Антоний, пришедший сюда из Киевской Руси.

Антоний было уехал, но вскоре вернулся. Прошло несколько лет, и когда великим князем Киевским стал Ярослав Мудрый, игумену вновь было Божественное откровение о необходимости отослать Антония. Добравшись до Киева, он поселился в пещере на берегу Днепра, где все время проводил в посте и молитве. Вскоре к нему начали обращаться за советом и благословением. Некоторые пожелали остаться с ним и принять монашеский постриг.

Так образовалась Киево-Печерская лавра — третий удел Богородицы.

Дивеево — четвертый удел Пресвятой Богородицы на Земле

Начало четвертого удела напоминает образование третьего. Одна нижегородская дворянка по имени Агафья Семеновна Белокопытова вышла замуж за богатого помещика Мельгунова. Овдовев, Агафья решила уйти в монастырь, выбрав Фроловскую обитель и приняв там постриг с именем Александра.

Как-то после всенощной монахиня увидела «в тонком видении» Пресвятую Богородицу, которая молвила ей: «Изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою».

Проделав немалый путь, в 1760 году Александра вышла к селу Дивеево. Усталая, она уснула сидя и в легкой дремоте снова удостоилась увидеть Божию Матерь, которая и указала: «Вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих».

Так возник Серафимо-Дивеевский монастырь — четвертый удел Пресвятой Богородицы на Земле.

Почему Дивеево называют Четвертым Уделом Божией Матери?

«Первый удел Ея, — говорил старец Серафим, — гора святая Афон, второй Иверия, третий – Киев, а четвертый, радость моя – Дивеево. В Дивееве и Лавра будет. Не было от века женской Лавры, а в Девееве она будет. Сама Царица Небесная его Своим последним на земле жребием избрала». Говоря о значении Дивеева как месте всемирного покаяния, он не раз замечал, что «все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Под этими краткими определениями обозначены три удела, или три жребия Богородицы на земле.

Собственно, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» начинается именно с описания земной жизни Богородицы. Вспомним: после чудесного Воскресения Христова настало время тяжких гонений и преследований учеников Его, святых Апостолов. Им, объявленным властями Иерусалима вне закона, пришлось бросать жребий, чтобы разойтись в разные стороны и там проповедовать веру и учение Христово. И Матерь Божия тоже решила бросить жребий. Ей выпало идти в Иверию (ныне Грузия). Иверия – Первый Удел Богородицы.

Далее события развивались так. Стала собираться Богородица в путь. Но ночью во сне Ей явился архангел Гавриил, сказав, что в Иверию Ей идти не придется. А нужно будет идти в другое место. В тот же день получила Она письмо от Лазаря – того самого, о котором в Евангелии сказано, что он был воскрешен на четвертый день Иисусом Христом. Воскрешенный, но не признанный и гонимый жестокосердными соотечественниками, Лазарь избрал для укрытия остров Кипр. И стал там первым епископом, проповедуя христианство. Он и прислал в Иерусалим корабль за Божией Матерью.

Вместе с названным сыном – любимым учеником Спасителя – апостолом Иоанном они погрузились на корабль, чтобы отплыть к острову Кипр. Но только корабль вышел в открытое море, как поднялся страшный шторм. И уже показалось всем, что смерть близка в холодных водах Средиземного моря. Но тут вышла на палубу Богородица и попросила сложить паруса, поднять весла, чтобы целиком положиться на волю Божию. И вот через некоторое время, всем на удивление, буря утихла, а корабль прибился к побережью Афона.
Этот полуостров находится неподалеку от Греции. В те времена здесь поклонялись языческим богам. Во многих языческих храмов собирались толпы местных жителей, чтобы слушать прорицателей и прорицательниц. Но как только корабль с Богородицей на борту оказался у побережья Афона, все они в один голос вдруг завопили: «Не верьте нам, мы вас обманываем! Нет здесь богов, а только каменные идолы. Настоящая Богиня и Царица Небесная прибыла к острову на корабле!» Тогда весь народ кинулся встречать судно. И стала Богородица рассказывать людям о Сыне, о Его чудесном рождении, жизни и смерти, о Его воскресении из мертвых. Она говорила так складно и убедительно, что Ей тут же все поверили. И провозгласили Афон священным местом, а сами стали христианами. Таковым Афон остается и поныне, являясь оплотом православия. Афон – Второй Удел Богородицы.
Третий удел Божией Матери – Киево-Печерская Лавра. Он появился в начале XI века, когда Пречистая Дева уже была признана многими народами и получила на небесах такую власть, что Сама могла выбирать подданных и приказывать им. Однажды явилась Богородица одному из монахов на Афоне, родом их России, и велела ему идти в родные края. Так и добрался он по благословлению афонских старцев до Киева. Имя этого величайшего подвижника Православия ныне известно всему миру: преподобный Антоний Печерский (984-1073 гг.)

В 1028 году после поиска места, напоминающего Афон, он выкопал себе пещеру на Берестовой горе. И так горячо, самозабвенно молился, что люди признали его святым и потянулись сюда, к источнику православной веры и благочестия, которому и суждено было стать впоследствии знаменитой на весь свет лаврой.

Вот здесь в Киево-Печерской лавре, чудесным образом явилась Пресвятая Дева монахине Александре (Мельгуновой) и благословила её идти на север России, и обещала, что Сама укажет место будущей обители. Сколько лет избранница Божия паломничала по святым местам, никто не знает. Но известно, что летом 1760 г. матушка Александра дошла до селения Дивеево, стремясь попасть в Саров, где входил в силу и славу мужской монастырь. Но ей суждено было по велению Божией Матери, которая явилась ей во сне, когда после дальнего пути Александра присела отдохнуть у Дивеевской церквушки, основать именно здесь, в Дивееве, женскую обитель, на которую Богородица обещала низвести «все благословения Божие и Мои со всех трех жребиев Моих на земле – с Иверии, Афона и Киева».

Таким образом, Дивеево — Четвертый Удел Божией Матери, о котором Она Сама через Александру известила миру: «Я всегда буду посещать место это и осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет, и не будет никогда во всем свете. Это четвертый жребий Мой во Вселенной».

Четыре удела Божией Матери на земле и Богородица в Дивеево

Поделитесь с родными и друзьями:

Дивеево принято называть четвертым уделом Пресвятой Богородицы. Об этом слышали многие, но не все понимают, что же это такое? Иногда у людей даже возникают мысли, что кроме этих мест – святынь больше нет, хотя это вовсе не так. Святых мест на земле много, но именно четыре удела – Иверия, Афон, Киево-Печерская лавра и Дивеево находятся под особым покровительством Богородицы. Для того чтобы понять, как это произошло, придется обратиться к истории.

Четыре удела Богородицы на земле

После Вознесения Господа апостолы решили собраться в Сионской горнице, дабы бросить жребий. Речь шла о проповеди Евангелия всему миру, а жребий должен был помочь выбрать каждому страну. Богоматерь также изъявила желание участвовать в жребии и идти с проповедью туда, куда направит Её Сам Бог. Жребий пал на Иверию.

Пресвятая Богородица с радостью хотела тут же отправиться в Иверскую страну, но Ангел Божий остановил Её: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд проповедования в земле, в какую направит Тебя Бог». Вместо Пресвятой Богородицы в Иверию отправился Андрей Первозванный. Апостол также с радостью подчинился воле Божией и проповедовал в Иверии некоторое время, укрепляя в вере тех, кто этого хотел. А Матерь Божия возносила молитвы о народе Иверии и ждала Божьего благословения на проповедь.

В 48 году Пресвятую Богородицу настигли гонения, воздвигнутые Иродом в Палестине. Ей пришлось скрываться вместе с апостолом Иоанном Богословом. Они направилась на Кипр. В то время там жил воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь, ставший епископом Кипра. Но на море началась буря, и путешественникам пришлось пристать к берегу Афонской горы.

Красота Афона и гостеприимство местных жителей восхитило Богородицу, и Она упросила Сына Своего, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. И был глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». После проповеди Матери Божией, местные жители приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом», — сказала Пречистая.

Впоследствии будущие подвижники приходили на Афон по особому повелению Богородицы. Но и с Афона уходили просвещать новые земли христианской проповедью тоже по особому благословению Богородицы. Например, как это было в начале XI века.

Возле монастыря Эсфигмен подвизался монах Антоний, проживавший ранее в Киевской Руси. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину.

Будущий великий подвижник монах Антоний повеление исполнил, но первый раз прожил на Руси не долго, и вскоре вернулся на Афон. Но игумену Феоктисту снова было Божие откровение о будущем подвижнике. И вот, в 1028 году Антонию пришлось вернулся на Русь.

Будущая обитель зарождалась в маленькой пещере на берегу Днепра, где преподобный Антоний постился и молился Богу. К нему приходили желающие подвизаться в монашеском подвиге, и вскоре стало очевидным, что на сем месте надо создавать монастырь, который впоследствии стал Киево-Печерской лаврой и Третьим Уделом Пресвятой Богородицы.

Интересно, каким чудесным образом сохранялась преемственность от одного богородичного жребия к другому. Так, будущая матушка Александра, (а пока Агафья Семеновна Мельгунова) – первоосновательница Дивеевской обители овдовев, подвизалась во Флоровском монастыре, что близ Киево-Печерской лавры.

Как-то Агафье Семеновне было видение. Сама Пресвятая Богородица говорила ей:

«Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!»

Повеление Матери Божией Агафья Семеновна исполнила, и вскорости отправилась на север. Примерно в 1760 году она добралась до Сарова. И вот в двенадцати верстах от монастыря – в селе Дивеево – случилось новое чудо. Присела матушка отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и услышала слова Богоматери.

«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России…— сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. — И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

4 удел Богородицы – Дивеево

Именно с тех пророческих слов Богородицы будущей матушке Александре и началась Дивеевская обитель. А вместе с монастырем росло и трепетное отношение к Богородице. Здесь Её почитали по-особому, и во всех житейских бедах и трудностях прибегали к Ней в молитвах, как к главной Заступнице.

В Серафимо-Дивеевском монастыре находится большое количество храмов, посвященных именно Богородице. Старейшей из них является Казанская церковь, построенная на том самом месте, где и было явление Богородицы матушке Александре. В 1829 – 30 годах к паперти Казанской церкви были пристроены два храма, один из которых был в честь Рождества Богородицы.

В Троицком, главном соборе два придела освящены в честь икон Богородицы. Это нижний правый в честь иконы Божией Матери «Умиления», и правый верхний в честь Владимирской Оранской иконы Богоматери. В Преображенском соборе правый верхний предел освящен в честь Тихвинской Иконы Богородицы.

Во пределах святой Канавки находятся монастырские больница и богадельня для стареньких монахинь. Так вот, больничная церковь 1 октября 2008 года была освящена в честь иконы Божией Матери «Целительница». А двумя годами ранее состоялось освящение в церкви «Всех скорбящих Радость» в богадельне.

Еще при жизни батюшка Серафим пророчествовал, что будет в Дивеево храм, посвященный иконе Богородицы «Умиление». И это пророчество сбывается на наших глазах. Уже построен Благовещенский собор, а, как известно, образ «Умиления» Серафимо-Дивееский относится к типу Богоматери «Благовещенской». Пока в соборе идет внешняя и внутренняя отделка и он закрыт для посещения. Служба там бывает лишь в нижнем пределе в честь Успения Божией Матери.

Есть еще небольшая Казанская церковь на Казанском источнике. Кстати, богородичных источников на дивеевской земле немало. Это и Казанский и Иверский источники, находящиеся непосредственно в Дивеево. И маленький родник, освященный в честь иконы Богоматери «Всецарица» (местоположение его недалеко от источника Михаила Архангела, близ деревни Маевка). В селе Кременки славится своими целебными водами источник Явленный.

В Серафимо-Дивеевской обители можно поклониться и чудотворным иконам – Казанской и «Умилению». О скорой помощи после молитв у этих икон свидетельствуют украшения на киотах, подаренные благодарными людьми.

Богородица на Канавке в Дивеево

Но самая главная Дивеевская святыня – и единственная в мире – это святая Канавка. Построенная по повелению Самой Богородицы, она является местом особой молитвы. Именно сюда приезжает большинство паломников, дабы хоть раз в жизни исполнить молитвенное богородичное правило непосредственно на Канавке. И люди чувствуют благодать над этим местом, иногда кажется, что даже воздух здесь иной.

Усердная молитва на святой Канавке творит чудеса. Страдающие бесплодием вымаливают здесь детей, бедные студенты ищут помощи перед поступлением в ВУЗы. Решившие переехать в Дивеево и уставшие от поисков подходящего жилья тоже идут на Канавку, чтобы со слезами попросить помощи у Богородицы. Впрочем, сюда идут с любой бедой и проблемой, с охладевшем сердцем, с неспокойной душою. И многие именно на Канавке получают не только просимое, но и особое утешение от Богородицы.

Многие с удивлением узнают, что на Канавке молится можно и в 3 часа ночи. И здесь у недоумевающих паломников возникает сразу два вопроса: как это можно осуществить технически, монастырь-то на ночь закрывается? И откуда пошло такое поверье?

Вот тут придется снова обратить взор к истории. Мы приведем выдержку из одного документа, речь в котором идет о всех четырех уделах Богородицы и о самой Пречистой.

В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 года

«служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет: «Благословение Ея (Богородицы) для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест — и ни одного из жителей их не допустит до погибели».

Николай Александрович Мотовилов был верным чадом батюшки Серафима, и много бесед душеспасительных, которые вел с ним старец. записал потом для всех православных потомков. Так вот, по преданию именно на границе ночи и раннего утра Богородица и посещает Дивеево, и в три часа ночи идет по Канавке. И многие благочестивые монахини и в прошлое время, и уже в наше видели следы ее.

Что касается технического момента: как попасть в монастырь ночью, то это решаемо. Ведь об этом предании знают и монахини. И у охраны есть благословение пускать паломников на Канавку на ночную молитву. Но попасть в монастырь в это время можно только из центральных, главных ворот, остальные ночью закрыты. В конце и начале Канавки дежурит охранник, и ночных молитвенников никуда кроме Канавки не пустят. Так что не советуем искателям приключений искушать судьбу и пытаться гулять по ночному монастырю.

В завершении всем паломникам хочется сказать, что если приезжать в Дивеево без придуманных ожиданий, а с чистым сердцем, то можно прочувствовать благодать. Особое покровительство Богородицы над святой обителью и Дивеевом в целом. Прочувствовать, не смотря на внешние неустройства, искушения и суету.

Как и при зарождении обители, Богородица обещала хранить Дивеево, так и сейчас хранит. А нам лишь остается благодарно величать Пресвятую Богородицу и прибегать к Ней в молитве.

Пресвятая Богородица спаси нас!

Татьяна Страхова

Грузия Первый удел Богородицы. Христианство из первых рук.

Грузия Первый удел Богородицы — земля, которая находится под особенным покровительством Пресвятой Девы Марии, место священное для всех христиан.

Известны четыре удела Богородицы:

Иверия (Так называлась Грузия в 1 веке) 44 год н.э.

Гора Афон (Иверский монастырь, Греция)48 год н.э.

Киево-Печёрская лавра(Украина) 1028 год н.э.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь(Россия) 1760 год н.э.

В 44 году от Рождества Христова на Святой земле усилились гонения на христиан. Казнён апостол Иаков, заключён в темницу апостол Петр. На пятидесятый день после воскрешения Христа, оставшиеся из 12 его апостолов и Богородица решили разойтись по Земле, чтобы проповедовать Евангелие и поведать миру о Иисусе и его чудесном воскрешении. Был брошен жребий. Пресвятая Дева Мария получила в свой Удел Иверию.

Она уже была готова отправиться в путь, но тут ей явился Божий ангел и сообщил: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит тебя Бог». Господь же возвестил Ей волю Свою: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».

После этого явления, Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея, благословила его и в доказательство своего присутствия в этой миссии, вручила ему свой чудодейственный нерукотворный образ со словами: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем.» Вскоре после этого, святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии.

Ацхурская Богородица. Нерукотворный образ

От святой иконы в Грузинских пределах были явлены многочисленные чудеса. В городке Ацхура, что в Бржомском ущелье, произошло чудо воскрешения, в честь этого события Св.Андрей Первозванный построил первую в Иверии церковь в которую был помещён нерукотворный список образа Богородицы, созданный Святым Андреем, а все жители этого местечка приняли крещение.

Сохранившаяся стена Храма в селе Ахцура.

Святой Андрей Первозванный, Симон Канонит, святой Матвей первыми принесли Христианство в Сакартвело в середине 1 века.

Начав свою миссию с Восточной и Южной Грузии, они трудами обратили в православную христианскую веру многих жителей этих мест.

В первом веке в Грузии произошло ещё одно значимое для христианского мира, событие. Мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона, в Иверию был привезён Хитон Иисуса Христа. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией.

Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду.

Спустя некоторое время на могиле вырос кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество.

Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. «Светицховели» в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».

Икона «Слава Грузии»ХХ век. Светицховели.

В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей святого апостола Андрея Первозванного, проповедовавшего здесь уже в I веке.

В начале IV века Святая равноапостольная Нино по велению Богородицы пришла в Иверию и продолжила проповедовать христианскую веру. «Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей». В 326 году Грузия приняла православное христианство, как государственную религию.

Крест из виноградной лозы, вручённый Богородицей Св. Нино,

Михаил Саакашвили, в бытность свою Президентом Грузии уделял много внимания историческому наследию страны. Реставрировались старые памятники истории, создавались новые.

В память о подвиге Святого Андрея Первозванного в окрестностях Батуми, тех местах, где он начинал свой путь по Иверии, недалеко от Государственной границы Грузии с Турцией построен храм Святого Андрея.

Рядом небольшой водопад, названный в его честь и скульптурная группа. Этот новый исторический объект, посвящённый Святому Андрею Первозванному, Православному Святому покровителю России, Украины и Грузии, символ единства наших народов.

Цель его создания сохранить и донести людям историю, не допустить кровопролития между братскими народами. Начать сближение православных стран Грузии, России, Украины на основе общей истории и православной Христианской веры, потому, что только вместе мы сильны.

Ведь именно эти страны избраны уделами Богородицы и находятся под покровительством Пресвятой Девы Марии.

На открытие памятника, состоявшееся 02.07.2008 года были приглашены представители России и Украины. С Украинской стороны присутствовал Президент Виктор Ющенко. Российская сторона приглашение проигнорировала.

Через месяц на территории Грузии началась война, в которой погибли русские, украинцы, грузины. Уничтожены древние грузинские сёла с тысячелетней историей, исторические памятники. Бомбардировке с воздуха подвергались жилые кварталы городов, даже больницы.

Грузия пожалуй больше, чем любая другая республика СССР пострадала в постсоветский период. Войны, блокады, санкции. Аннексия территорий продолжается. Но мудрый, свободолюбивый и гордый народ этой маленькой, древней и прекрасной страны живёт надеждой на мир. Строит города и сёла, создаёт новое свободное, по-настоящему демократическое общество. Рожает прекрасных детей.

Абсолютное большинство грузин с теплотой относится к приехавшим из России. Ещё только начало марта, а машин с российскими номерами с каждым днём всё больше, и на улицах всё чаще слышится русская речь. Тщетными оказываются все попытки разрушить связи между нашими странами. Смешными и нелепыми выглядят указы, направленные на разрыв отношений. Справедливость восторжествует. Да будет мир.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *