Иконы

Владимирская икона Божией Матери

Явление Божией
Матери князю
Андрею Боголюбскому

По преданию, икона Владимирской Божией Матери была написана евангелистом Лукой. В 5 веке она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в 12 веке прислана в Киев великому князю Юрию Долгорукому. Сын Юрия Долгорукого, св. благоверный князь Андрей Боголюбский, направляясь в ростовские земли, взял с собой этот образ.

В 10 верстах от Владимира лошади, везшие образ, остановились и отказывались идти дальше. А ночью, явившись во сне князю, Богородица повелела оставить икону во Владимире, а на месте явления заложить монастырь. Что и было исполнено. Для обители приказал он написать икону пресвятой Богородицы так, как она явилась ему, назвав ее Боголюбивою или Боголюбскою. Кроме того, в своей столице, во Владимире-на-Клязьме, устроил великолепный Успенский собор, куда и поместил привезенную с собой икону. С того времени образ стал именоваться Владимирским.

Владимирская икона Божией Матери прославилась на Руси многими чудесами, неоднократно спасая эту землю о нашествия иноплеменных.

В 1164 году Владимирская икона находилась в походе Андрея Боголюбского против Волжских булгар, которых он победил заступничеством Богоматери. После убийства Андрея Боголюбского в 1173 году народ, подстрекаемый безначалием, грабил Боголюбов и Владимир. Священник Николай, прибывший с князем Андреем из Вышгорода, в полном облачении, обошел с Владимирской иконой по улицам города, и мятеж утих. И неоднократно охраняла и осеняла своим покровом Владимирская икона суздальцев и владимирцев.

Владимирская икона
Божией Матери

Во время пожара в 1185 году во Владимире сгорел соборный храм вместе со всем его убранством, но икону огонь не тронул.

Во время нашествия татар под предводительством Батыя в 1237 году икона лишилась своего драгоценного оклада, но сама осталась невредима. В 1380 году Дмитрий Донской по своим молитвам Богоматери, ради Владимирской иконы ее, одержал победу над Мамаем.

Но особенно явно и поразительно чудотворная сила этой иконы проявилась после ее переноса из Владимира в Москву в 1395 году.

По молитвам перед этой иконой Богоматерь неоднократно спасала Москву, а с ней и всю Русскую землю от опустошительных набегов татар.

В 1395 году, когда Тамерлан, грозный завоеватель монгольский, вступив в пределы России и распространяя везде ужас и опустошение, направил свой путь к Москве, великий Князь Василий Дмитриевич, сын Донского, уповая больше на силу Божию, чем на свое оружие, приказал привезти чудотворную икону Богородицы, с которой некогда побеждал булгар св. князь Андрей Боголюбский. Икона была привезена. Толпы народа встречали ее и со слезами просили: «Матерь Божия, спаси нашу землю!».

«Матерь Божия,
спаси нашу землю!».

И в тот самый день и час встречи Тамерлан, оставил свое стремление идти на Москву, устрашенный видением во сне величественной жены, в лучезарном сиянии, окруженной воинами, проснувшись, в ужасе спрашивал у своих вельмож: «Кто эта величественная жена?» — «Это Богородица, заступница христиан», — отвечали вельможи. «Итак, мы не одолеем их!», — решил Тамерлан и повернул свои войска назад.

В память этого чуда на месте, где была встречена чудотворная икона, основан Сретенский монастырь. Икона была украшена драгоценной ризой и осталась в Москве в Успенском соборе. А во Владимир поставлен вместо нее список, исполненный ранее святым митрополитом Петром.

Примечание: В дореволюционное время риза оценивалась в 200 000 рублей. Ныне чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Третьяковской галерее.

Второе прославление чудотворной иконы Владимирской Божией Матери также связано со спасением Москвы и произошло в 1480 году. Хан Ахмет, не получая от русских дани, двинул свои несметные полчища на Русь, намереваясь разгромить и разорить Москву. Он дошел до реки Угры. Москва в страхе молилась о спасении.

Государь Иоанн III вывел свои войска навстречу и встал на берегу реки напротив татар. Иоанн медлил. Некоторые его соратники стали упрекали князя в трусости. Он отправился в Москву испросить совета у митрополита Геронтия и духовенства. Ветхий старец архиепископ Вассиан воскликнул: «Смертным ли бояться смерти? Рок неизбежен. Я так стар и слаб, но не убоялся меча татарского, не отвращу лица моего от его блеска». Напутствуемый Божием благословением, Иоанн вернулся к войску и стал готовиться к сражению. Он приказал воеводам отступать к Кременцу, чтобы принять бой на полях Боровских, более удобных для битвы, чем берег Угры.

Владимирская икона
Божией Матери

Татары же, видя левый берег Угры, оставляемый русскими, решили, что их манят в хитрые сети и, приготовив засады, вызывают на бой. Объятый ужасом Ахмед поспешил удалиться. Зрелище представлялось удивительное: два войска уходили друг от друга никем не гонимые. Русские, наконец, остановились, но хан ушел восвояси.

Москвичи ликовали: князь вернулся победителем. В знак того, что Всевышний даровал победу русским без кровопролития, митрополит установил особенный праздник 23 июня (6 июля — новый стиль) во имя Владимирской иконы Божией Матери, чьим заступничеством была спасена Москва.

Владимирская икона
Божией Матери

И в третий раз пламенной молитвой перед чудотворной иконой Владимирской Божией Матери снова была предотвращена нависшая над Москвой беда. В 1521 году крымский хан Махмет-Гирей пришел на Русь и, верша страшные бедствия и опустошения, подступил под стены Кремля. Хан вторгся в пределы Руси с такой быстротой, что великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска на берег Оки, чтоб удержать дальнейшее вторжение врагов.

Предав огню селения от Нижнего Новгорода и Воронежа до Москвы-реки, враги взяли в плен множество жителей, женщин и девиц; младенцев убивали, бросая их на землю, продавали толпами пленников в Казани и Астрахани; слабых и старых морили голодом; оскверняли святыни храмов. Под заревом пылающих деревень стоял Махмет-Гирей в нескольких верстах от Москвы, и неоткуда было ждать помощи.

В Москве царствовало смятение, все бежали в Кремль, не прекращались слезные молитвы перед Владимирской иконой. И заступлением Божией Матери Москва была спасена. Летописцы повествуют, что вдруг увидели татары бесчисленное войско, сходившееся к Москве, и в страхе поспешили к хану. Хан не поверил и послал других удостовериться. Когда же и другие подтвердили, татарское войско бежало прочь. В память этого чудесного спасения 21 мая (3 июня — новый стиль) был установлен праздник Владимирской иконы Божией Матери.

Владимирская икона
Божией Матери

Известны чудеса от Владимирской во время нашествия шведов и поляков, в Смутное время, а также в пламени московских пожаров.

После событий, празднуемых церковью в честь Владимирской иконы Божией Матери, эта икона служила благословением для великих князей во всех обстоятельствах их жизни; перед ней подданные их приносили клятву в верности Отечеству. Православные монархи принимали перед ней священное венчание и миропомазание на царство и молились перед ней, выступая против врагов.

3 сентября
1993 года,
Богоявленский
кафедральный собор.

При избрании всероссийских митрополитов и патриархов Владимирская икона служила поручительницей и благословением: имена избираемых, запечатанные царем, полагали в панагии на пелену в киоте Владимирской иконы Богоматери, представляя ей, «кого изволит она сама выбрать». После молебствия сам царь или старейший из святителей снимал печать и объявлял собору имя избранного.