Иконы

Родина святого Василия Блаженного

Во второй половине 15 века, задолго до построения храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в Басманной слободе проживала бездетная благочестивая семья Иакова и Анны. Всю жизнь усердно молились они о даровании им детей, и, наконец, в 1464 году у них родился сын Василий.

Пример родителей научил его благочестию. Родители направили сына по отцовскому делу, желая видеть в нем хорошего сапожника. Когда мальчик подрос, они отдали его для окончательной выучки в сапожную мастерскую. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, равнодушный к мирской жизни, в душе лелеял мечты о высоких христианских подвигах. Он соединял труд с молитвою и постом и скоро удостоился от Господа дара провидения.

Один из заказчиков просил хозяина мастерской сделать сапоги попрочнее, а Василий, провидя, что он завтра умрет, улыбнулся. Хозяин вынуждал Василия сказать, что значит его улыбка, но он покинул мастерскую. А позже ушел и из родительского дома, без крова и одежды, наложив на себя тяжелые вериги, предался подвигу юродства. Было это на шестнадцатом году жизни Василия.

Много неприятностей переносил он на улицах города, страдая Христа ради. Зимой и летом ходил он полунагим, почему и получил прозвище «нагоходца». Однажды торговки посмеялись над его наготой, но были наказаны Богом — они ослепли. Жил Василий на улицах и площадях Москвы между нищими, ежедневно бывал в церкви на богослужении, ночи проводил на паперти церкви в молитве. Заходил он и к отчему дому — во вновь устроенный храм Владимирской Божией Матери в Басманной слободе.

Один царский вельможа просил блаженного прикрыть свою наготу. Снял со своего плеча дорогую шубу.

«Ведь на улице мороз, оденься, — просил вельможа, — я люблю тебя от всего сердца». Василий пошел в этой шубе по московским улицам. Молодые люди, увидев Василия в таком наряде, вздумали подшутить над ним и забрать ценный подарок. Один из них забежал вперед и лег на дороге, другие подошли к блаженному и стали просить шубу, чтобы накрыть умершего. «Истинно ли он умер?», — спросил Василий. Они, преступая Божию заповедь, клялись. Горько вздохнув об их окаянстве, Василий снял с себя шубу и укрыл лежащего. Когда он отошел, товарищи стали говорить своему приятелю: «Вставай, пойдем шубу пропивать». Но товарищ их оказался истинно мертв. Так что шуба и в самом деле пригодилась на погребение покойника.

В кругу благочестивых москвичей святой Василий пользовался любовью и почитанием. Среди них и грозный царь Иоанн Васильевич, и митрополит Макарий, которые по свидетельству в Прологе, «зело дивишася о его терпении и восхвалиша Бога, что в их время дарова Бог такого святого мужа».

Начинает купец строить на Покровке церковь. Вот уже возвели стены, начинают делать перекрытия. Перекрытия рушатся. И раз, и другой, и третий. В отчаянии купец идет к Василию Блаженному: что делать? Ведь он совершает богоугодное дело. Что же оно не получается? «Съезди в Киев, — отвечает святой, — найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет». Купец едет в Киев, находит Иоанна. Тот сидит в пустой хате, качает пустую колыбель. «Кого же ты качаешь?», — спрашивает пораженный купец. «Родную матушку, отплачиваю ей неоплатный долг моего рождения и воспитания». Как громом поражен купец. Да ведь это он сам, в начале погони за богатством, выгнал из дому родную мать. Понятно теперь, почему неугодна Богу его церковь. Мчится купец в Москву, разыскивает свою престарелую мать, приводит в свой дом, бежит на строительство.

А там, наконец, соединились своды, возросли купола, и засверкал крест над Божьим храмом. А когда умер купец, по праву упокоился в церковной ограде у алтарной части. Не раз видели, что Василий, проходя мимо некоторых домов, кидал в них камни, а у других — целовал углы. И оказывалось, что в первых домах проводили время в благочестии, молитве и чтении Священного писания, и тем прогоняли от себя бесов. В других же предавались худым делам, и тем удаляли из дома святых ангелов, которых он целовал. Однажды святой разбросал калачи у одного калачника на базаре, и тот сознался, что в муку подмешана известь.

Корабль персидских купцов попал в морскую бурю. Волны заливали корабль, паруса сорвало, руль заклинило. В отчаянии персы просили русских молиться вместе о спасении. «Есть у нас великий молитвенник, — отвечали русские, — давайте ему молиться о помощи». Стали молиться и вскоре увидели обнаженного мужа, идущего по бурным водам и выводящего их корабль на тихое место. Те из персов, которые потом еще приезжали в Россию за товарами, узнали в блаженном Василии именно того мужа, который спас их от неминуемой гибели.

В 1552 году настал конец многотрудному и продолжительному подвигу св. Василия, он заболел. Царь Иоанн Васильевич с царицей Анастасией и сыновьями Иоанном и Федором пришли навестить больного и испросить его молитв. Св. Василий при последнем издыхании пророчески сказал младшему царевичу Феодору: «Вся прародителей твоих твоя будет, и наследник будеши им». Юродствовал Василий в Москве 72 года, а скончался 88 лет от роду.

Храм святого
Василия Блаженного.

Царь с боярами несли на плечах гроб угодника, а митрополит Макарий соборно совершил погребение на кладбище Троицкой во рву церкви, где в 1554 году царь Иоанн Грозный в честь покорения Казани велел построить Покровский собор.

Спустя 36 лет после кончины Василия, в 1588 году, у его могилы стали совершаться чудеса. Царь Феодор Иоаннович и патриарх Иов повелели воздвигнуть над могилою придел во имя Василия Блаженного, соорудить серебряную раку над мощами и установить празднование его памяти 2 (15) августа. Почитание его в народе было столь велико, что и многопридельный Покровский собор стали называть по имени блаженного московского чудотворца.

За этот, более чем столетний период времени, прошедший от рождения до прославления св. Василия, сильно изменились те места, где затеплилась лампада его жизни. На родине блаженного, около дома его родителей, вырос новый храм во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери.