Контакты

Адрес:
ул. Старая Басманная, д. 16
схема проезда

Электронная почта:
soborschool@yandex.ru

Группа «ВКонтакте»:
«Детский хор Богоявленского
кафедрального собора»

Иконы

Библиотека

В храме великомученика Никиты действует библиотека духовной литературы Богоявленского кафедрального собора.

Режим работы:
среда — 14:00—19:00
пятница — 14:00—19:00
воскресенье — 11:00—16:00

Записаться может любой желающий при наличии паспорта.

Другие храмы, посвященные великомученику Никите


Расписание богослужений на апрель 2013 года

С 5 июня 2009 года по благословению настоятеля Богоявленского кафедрального собора протопресвитера Матфея начало Всенощного бдения установлено на 17:00 (в предыдущие годы с переходом на летнее время начало Всенощного бдения устанавливалось на 18:00).

Начало Божественной Литургии в 9:00.

Перед каждой Божественной Литургией проводится исповедь. Начало в 8:30.

6 апреля, сб.Всенощное бдение и вынос Креста. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Преставление свт. Тихона, патр. Моск. и всея Руси.
Служат иерей Алексий Козливсков и протодиакон Евгений.
7 апреля, вс.Божественная Литургия (св. Василия Великого).
13 апреля, сб.Всенощное бдение. Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника.
Прп. Евфимия Суздальского.
Служат иерей Константин и протодиакон Михаил.
14 апреля, вс.Божественная Литургия (св. Василия Великого).
17 апреля, ср. Утреня с чтением Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского (17:00).
Служат иерей Алексий Козливсков и протодиакон Евгений.
20 апреля, сб.Всенощное бдение. Неделя 5-я Великого поста, прп. Марии Египетской.
Апп. от 70 Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Ерма и иже с ними.
Служат протоиерей Борис и протодиакон Михаил.
21 апреля, вс.Божественная Литургия (св. Василия Великого).
25 апреля, чт. Таинство Елеосвящения (соборование) в храме вмч. Никиты (12:00).
Служат все священники.
27 апреля, сб.Божественная Литургия. Лазарева суббота, воскрешение праведного Лазаря.
Служат протоиерей Михаил и протодиакон Михаил.
27 апреля, сб.Всенощное бдение. Неделя 6-я Великого поста, ваий (Вербное воскресенье).
Вход Господень в Иерусалим.
Служат иерей Алексий Артамонов и протодиакон Михаил.
28 апреля, вс.Божественная Литургия (св. Иоанна Златоуста).
История храма

Храм Владимирской иконы Божьей Матери или Никиты мученика на Старой Басманной ведет свою историю с начала 16 века.

В 1517 году в Басманной слободе произошло знаменательное событие: из Москвы шел громадный крестный ход во главе с Государем всея Руси великим князем Василием Третьим Иоанновичем и митрополитом Варлаамом: москвичи торжественно провожали святыни, привезенные в Москву из Владимира для украшения их «сребром и златом». Владимирская икона Божьей Матери столько раз избавляла от бед столицу, что была окружена глубоким почитанием и любовью москвичей. Множество народу несли святыни на руках, а в Басманной слободе передали их владимирцам. И вот на этом месте Василий Иоаннович на собственные средства велел соорудить храм во имя Сретения иконы Владимирской Божьей Матери.

Как древняя московская святыня храм этот был широко известен и почитаем. Например, составители жития Василия Блаженного, Христа ради юродивого, сообщают, что родился св. Василий «у Пречистыя Богородицы Владимирския на Елохове». Но в год рождения Василия (1464) храма этого еще не существовало, и авторы жития, написанного в 16 веке, лишь конкретизируют место рождения святого. Поэтому, более точно следует сказать, что воздвижению храма предшествовало освящение этих мест рождением и началом подвига св. блаженного Василия Московского чудотворца. Шестнадцатилетним юношей, наложив на себя тяжелые вериги, вместе со всеми благочестивыми жителями Москвы, он слезно просил Пресвятую Богородицу пред Ее чудотворным образом в Успенском соборе о спасении города от опустошительного татарского набега. Молитва угодника Божия была услышана, а его место рождения знамением Небесных сил отмечено воздвижением храма.

С течением времени преображался, расстраивался и украшался этот храм. Изменился и облик Басманной слободы. Историк Москвы И. Е. Забелин пишет:

«Все знатные фамилии по необходимости селились в соседстве от дворца (бывшего в Немецкой слободе при Петре Великом) или в Немецкой слободе, или по пути к реке Яузе, по улицам Мясницкой, Покровке, Старой и Новой Басманных, на Разгуляе, на Гороховом поле… Оттого, может быть, ни в одном квартале Москвы вы не заметите в постройках такого барского характера, который виден здесь на каждом шагу. Огромные каменные дома с широкими дворами, неизмеримыми садами, прудами… до сих пор остаются свидетельством прежнего цветущего состояния этой местности…»

В соответствии с новым укладом и сама слобода распадалась на две улицы — Старую и Новую Басманную. Правда, поначалу они по-старинке назывались слободами. На Старой Басманной располагались имения знатных вельмож — Румянцева, Куракина, нескольких родов Голицыных, Пушкина (прадеда поэта), Брюса, Мусина-Пушкина, уральского заводчика Демидова. Новую же называли Капитанской слободой.

Здесь, по северной ее стороне, были поселены офицеры первых регулярных петровских полков. Сам Петр, собственной рукой, в Капитанской слободе заложил храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Басманные вельможи, видя радение Петра к Христовой церкви, решили расширить и украсить свой приходской храм. Перестройка церкви Владимирской иконы Божией Матери неоднократно предпринималась и раньше. В царствование Елизаветы Петровны, в 1745 году, молодому архитектору, князю Дмитрию Васильевичу Ухтомскому (1719—1774) был заказан проект нового храма с приделами св. великомученика Никиты и Рождества Иоанна Предтечи. К сожалению, большинство построенных Л. В. Ухтомским сооружений в настоящее время или разрушено, или находится в плачевном состоянии. О масштабе его дарования можно судить по колокольне Троице-Сергиевой Лавры.

К перестройке церкви Владимирской иконы Божией Матери архитектор подошел очень трепетно: он не тронул ее древние своды, а преобразовал их в трапезную, пристроив к ней с востока восьмигранник храма, а с запада — нарядную, устремленную ввысь колокольню. По своему архитектурному облику храм принадлежит к жемчужинам московского зодчества и является шедевром стиля нарышкинского барокко. Бело-красная церковь Владимирской Богоматери привлекает внимание не только своей праздничной нарядностью, изощренной виртуозностью ее декоративного убранства, но и всем своим силуэтом.

«Путеводитель к древностям и достопримечательностям Москвы», изданный в 1796 году, сообщает:

«Никиты великомученика, что в Старой Басманной, придельная, с настоящей Владимирския Пресвятыя Богородицы, с приделом в оной Рождества Иоанна Предтечи, первоначально построенная в 1517 году повелением и, как должно думать, иждивением благоверного государя Василия Иоанновича, по причине обратного провождения до сего места приносимых из Владимира для поновления и украшенных потом сребром и златом святых икон, почему с того времени в сию церковь сентября 15 дня установлен был ежегодный ход, который в 1683 году оставлен. Потом в 1715 году вновь перестроена коштом приходских людей».

Храм долго противостоял начавшейся после революции волне темных сил по осквернению святынь. Устоял он и во времена церковной смуты «живоцерковников». Многие московские храмы попали в руки «живоцерковников», изменив тернистому исповедническому пути матери-Церкви и верности Святейшему патриарху Тихону. Но непреклонно стоял у кормила пастырского служения настоятель церкви Никиты мученика, мужественный исповедник веры Христовой, протоиерей Иоанн. Служба здесь, как и прежде, велась по древнему каноническому уставу, несмотря на прещения и угрозы, исходившие от Высшего церковного управления «живоцерковников», пытавшихся обманным путем узурпировать власть в момент заточения на Лубянке Святейшего патриарха Тихона. Церковь Никиты мученика в это тяжкое время оставалась в числе 5—6 московских приходов, сохранивших верность Патриарху и Православию.

Немногие из ныне здравствующих московских старожилов помнят высокого седовласого старца отца Иоанна, стойко несшего свой высокий исповеднический подвиг.

Еще задолго до революции прославился он даром исцелять бесноватых. Рассказывали, что мороз по коже пробегал, когда отец Иоанн, стоя перед аналоем среди беснующихся, хватавших его за одежды, мерным голосом читал над ними слова молитвы Божией. И опускалась на страждущих бесом благодать Господня, уходили они из храма просветленными и умиротворенными… Не раз подвергался отец Иоанн гонениями со стороны властей, неоднократно его уводили под угрозой оружия из храма. Но молитвами прихожан и настоятельными требованиями населения, он снова возвращался к своему алтарю.

И только в 1932 году храм был закрыт. Сотрудники НКВД ворвались в храм, когда отец Иоанн завершал литургию. С него сорвали облачение и потащили к выходу. Народу в храме молилось немного, и робкие выкрики возмущения были перекрыты лязгами винтовок. Отец Иоанн в последний раз хотел благословить свою паству, но чекисты столкнули его с солеи. Не говоря ни слова, старец повернулся к Царским Вратам, троекратно перекрестился и направился к выходу. Оцепеневшие от страха, прихожане следили за каждым шагом его крестного пути. На паперти отец Иоанн хотел было обернуться, чтобы еще раз осенить себя крестным знамением, но, видя бездействие испуганного народа, команда НКВД приободрилась и, подталкивая священника штыками, вывела его из храма к машине... Храм был разграблен и предан забвению. Некоторое время храм пустовал, затем более 30 лет в храме располагалась складская база министерства культуры СССР.

В 1994 году храм был передан Русской Православной Церкви и получил статус приписного к Богоявленскому кафедральному собору. Была проведена внешняя, а затем и внутренняя реставрация. В результате реставрационных работ был восстановлен придел Никиты мученика. В храме возобновились регулярные богослужения.